Mar 31, 2015 22:36
Всё начинается, как всегда, со слова ХОЧУ.
Хочу катамаран метров десять, но океанского стандарта и для эксплуатации в … России, поэтому мачта должна быть не выше 12 метров.
Упс.
Но, как ни странно, такой катамаран нашёлся. Benetou 85-го года, стоянка Англия, 50 тонн фунтов, 12 метров по мачте, плюс антенна УКВ с полметра на топе, в общем, почти укладываемся по габариту, почти то что надо.
Должен сразу расставить акценты. Прибрежные воды Англии не для девочек, мальчики там ходят, и ходить умеют, и корабли у них соответствующие - умелые и подготовленные.
И влезаем в заданный ценник - сотня грина…
Но…
Как всегда, откуда не возьмись…
Появился…
Наш общий друг, с великолепным и благородным на первый взгляд желанием стать дистрибьютором типа французских катамаранов Aventura на Россию.
Для удачного начала дистрибуции неплохо было бы кинуть понты изрядно, и понты были кинуты - было заказано сразу два 31-х и один 26-ой катамаран. Естественно, мой друг, будучи человеком разумным, согласился на мой довод, что в безкрайнем Клязьминском водохранилище 26-го ката будет за глаза. Так что наш был Aventura 26.
Дальше всё понятно, предоплата и началась постройка на верфи в … Тунисе…
А что вы?
Тёплая страна, для правильного отвердения смол то, что надо, на экологию всем то же что надо, ну а отсутствие морской, в том числе культуры, это дело второе.
Может быть, у кого-то возникнет вопрос про культуру производства?
Таким отвечу - теперь надо сильно постараться её найти.
Например, московский дилер Bavaria в собственной рекламной статье об этих лодках с умилением описывал, что на производстве этих лодок в Германии всюду таблички “Не курить” на двух языках, на немецком и типа украинском, простите, уже не помню точно. С выводом - какая культура!
Соглашусь, культура “не курения” на высоте.
Но возникает резонный вопрос - на каком языке в таком случае общается мастер производства, говорящий на немецком и, скорее всего, как минимум, английском с работниками?
На языке табличек?
Моего друга Тунис не смутил, тем более, на миру и смерть красна.
Итак, июнь или июль года восьмого. Я первый раз в Африке. На мой вопрос о мусоре мне ответили просто, что если между мусором видна земля, то это не помойка.
Я потянулся за виски…
Катамараны были уже в марине на установке мачт и дооборудовании. Мы категорически настояли, чтобы без нас наш кат не вздумали спускать на воду. Марина, как марина, совершенно европейского уровня, построена, понятно, немцами.
Что сказать по существу?
Сказал я другу просто: друг, даже если бы я нанялся на перегон этого гомна, что мало вероятно, за реальные деньги, я бы просто купил себе обратный билет за свой счёт и тихо смылся. Ибо трое детей и всё такое. Но так как ты мой друг, и прилетел я сюда безплатно, чтобы именно посмотреть на тёплое французское гамно за твой счёт, то я готов выйти на этом в море, но только до Мальты. А там домой самолётом все вместе и на перегон до России я найду тебе бравых парней, которые с радостью загонят что угодно хоть к черту на рога.
Причин было много, назову две - одна маленькая, но смешно-характерная, а вторая просто пи.дец, собственно она и повлияла на моё решение и она, как и подтвердилось в будущем, послужила основой для маленькой трагедии в море, так что не засыпайте, это только вступление.
Итак, первое, я укололся. Разобрался и смеялся - остриё шурупа вышло сквозь палубу и накололо мне ногу.
Второе, наоборот, совершенно не смешно - мачта висит в воздусях.
Под мачтой, как положено, не вопрос, силовая балка.
Но.
Между балкой и мачтой зазор в 10 сантиметров и степс мачты установлен просто на очень красивую фальшпалубу из тёплого гомна - связи гомна с силой не было. И овальная в профиле силовая балка лежала на корпусе широкой стороной и на мачту смотрела, понятно, то же широкой стороной овала. То есть, не составляет труда предположить, что при падении мачты на балку, а падение неизбежно, надо было видеть структуру тёплого гомна (оно на самом деле тёплое, так как обладает прекрасными теплоизолирующими качествами), мачта не только ломает профиль балки процентов на 30, а это, позвольте, треть профиля, но за счёт этого гнёт всю балку.
Разрешите, опущу подробности о существе гомна и прочего, поверьте на слово.
Добавлю лишь, что посты управление на 31-х катах были устроены хитрО, сначала установлены два совершенно нормального размера морских аккумулятора, а затем сверху был намертво приклеен корпус поста управления, в котором, безусловно, был предусмотрен технологический лючёк, но размером под кисть одной руки!
Дело к ночи.
Так как я до сих пор предпочитаю выходить в море в ночь и друг мой не робкого десятка, то в ночь мы и вышли. Утром поставили паруса и благополучно очень приятным ходом легко и непринуждённо дошли до Валетты на Мальте. Нашли почти уютную дырочку, оплатили стоянку и улетели домой.
Должен отметить ход ката. Это несравнимо с яхтой. При том ветре, с которым мы бодро бежали свои пять узлов, на своей я бы шёл посредством дизель-шкота без вариантов.
Итак, вторая часть, часть, которая не закончилась лютой трагедией только по воле богов!
Думаю, Мальта - Стамбул через Коринфский канал будет около тысячи миль. Практически всегда острый галфвинд, короче, от мордотыка до того самого курса, при котором появляется прекрасная возможность проверить прочность корпуса на кручение. Это огромная и, я бы сказал, основная проблема катов, кручение корпуса при проходе гребней поперёк ката.
Я сопровождал метео, шли мои друзья. Понятно, что прижопило на Фурни (Гайдаросе), там всегда так походу в августе.
Когда лет за десять до этого моя резиновая лодка начала взлетать, привязанная к борту яхты, я поехал привязать её на берегу. Когда она начала взлетать в воздух, привязанная к пальме, я засыпал её песком. Спасибо греку, он предложил воспользоваться его мёртвяком за визит в его же ресторан. Хорошо, что мы не стали отказываться и полозили по бухте на его мертвяке, в основном нас держала за корму та же пальма, возле которой пыталась взлетать в воздух наша надувнуха. Говорили 10.
Ребята там же отстаивались дней этак пять. Я полагаю, пока пить не устали. В Стамбуле Павлик вышел и Гена остался один, но как заправский моряк, с подругой - честь ему и хвала.
К Стамбулу болты крепления силовых балок к корпусу расковыряли в корпусах изрядно уютные норки. Ну, насовали ещё шайб. Гена кремень, Гена, я люблю тебя, после того знакомства с тобой, такие, как ты гордость России (он тренер детской парусной школы).
Короче, в Новороссийске им сказали - проваливайте и не дали то ли ваще к стенке подойти, то ли выйти на берег, в общем, родина мать встретила, как и полагается…
У Гены с подругой оставалось литров десять бензина и пачка макарон.
Погоду я ещё давал.
За Керченским проливом на Ростов давали встречку до 5-ти баллов.
После появления некоторой осознанности в море, я разлюбил встречку в целом, а встречку от пяти категорически - только в попу, это кайф, лодка начинает глиссировать в пене.
Короче, мачта пробила дыру в фальшпалубе и рухнула на балку, дальше по списку, смотрите выше.
Гена умничка, тут же просёк в чём прикол, обрушил паруса, встал на якорь (Азов позволяет встать на якорь посередине моря), распялил качающуюся мачту, как смог, штагами, позвонил другу, друг позвонил в МЧС, пришёл катер и втянул Гену в славный порт Ейск.
Потом было то же интересно, но эти детали оставим за бортом нашего рассказа.
Скажу так, кат, после мастерски проведённого ремонта Александром Черезовым в Волгодонске, прослужит долго.
Даже не взирая на то, что кат так и перезимовал ту зиму, вмороженный в лёд, через что поимел ещё и дыру в борту… В общем, крещение морем катом пройдено по полной.
Они красавчики, и кат и Гена и подруга его, и Саша Черезов.
История сия закончилась вполне благополучно, но мораль у басни сурова - неча в море на гомне ходить. Проблема не в том, что вы заплатите дважды - проблема в том, что может оказаться платить не кому.
За тех, кто в море!
Мне ещё не было тридцати, моей любимой женщине было слегка за двадцать, на нас не было полосок от одежды, потому что мы ей не пользовались на яхте. Мы абсолютно ничего не знали о море и не умели, но лодка, наша любимая “Астра”, прощала нам всё - мы вбивали её полным ходом на мель в Измире, прямо перед входом в марину, мы ходили в морду после пяти, так что от ударов волн лодка звенела от носа до кормы, мы хлебали морскую воду в топливный бак, вжимаемые в воду мистралем в Марсельском заливе, а она нам всё прощала.
“Спасибо Боже, что ты есть,
Спасибо Боже, что мы есть,
И спасибо Боже, что мы есть там, где мы есть!”
Эта застольная молитва была придумана мной во времена наших безумно длинных прогонов по благословенному Эгейскому морю… в далёком при далёком детстве.
Море-океан.