Новорожденный, добро пожаловать в мир!

Dec 27, 2012 22:05

Продолжаю переводить "The Wonder Weeks", на этот раз самая первая глава про новорожденных.

Мир новорожденного - это удивительное место нового и странного. Свет, звук, движение, запах, тактильные ощущения - все для ребенка ново, он даже не может отделить эти события друг от друга. Иногда мир кажется таким чудесным: теплым, спокойным, сонным и уютным - скорее всего в это время он находится на груди у мамы. В другой раз весь мир кажется разваливающимся на части и невозможно понять, почему так плохо. Все в мире холодное, мокрое, голодное, шумное, яркое, несчастливое. Остается только горько плакать.

В первые 5 недель ребенок адаптируется к новому миру. Скоро он совершит свой первый скачок. Но прежде надо понять, что ребенок чувствует сейчас, как он понимает мир вокруг.

Младенцы интересуются миром вокруг с самого рождения. Они смотрят и слушают. Они усиленно пытаются сфокусировать глаза, поэтому часто выглядят немного косоглазыми.

У ребенка отличная память, он довольно быстро учится различать голоса, людей, игрушки. Так же быстро привыкает к ежедневным рутинам: купание, кормление, одевание.

Уже сейчас младенец копирует мимику взрослого. Если хотите дождаться ответной реакции на ваш зевок, дайте ему время среагировать, движения ребенка намного медленнее движений взрослого.

Ребенок показывает маме, как он себя чувствует, меняя интонации голоса и используя язык тела. Мама быстро начинает понимать, что ребенок имеет в виду. Кроме того, ребенок ожидает, что вы его поймете. Когда этого не случается, он злится и плачет усерднее.

Большинство детей в этом возрасте предпочитают смотреть на людей, а не на игрушки. Также, уже можно заметить, что некоторым игрушкам внимания уделяется больше.

Раньше считалось, что младенцы не видят. На самом деле это не так. Новорожденный лучше всего видит на расстоянии 20-30 см. Изображение очень расплывчато.

Восприятие мира органами чувства ребенка отличается от нашего. Его мозг еще не в состоянии распознать все сигналы, которые поступают. Это значит, что ребенок еще не разбирается в своих ощущениях. Мы чувствуем запах, видим цветок, ощущаем мягкость его лепестков, слышим жужжание пчел, пробуем мед на вкус и т.д. Мы понимаем разницу между каждым из этих чувств и можем заметить различия.

Ребенок же не способен еще заметить эти различия. Он воспринимает мир как единое целое - мешанина из событий, которая обновляется вся, если меняется один из компонентов. Младенец получается сигналы со всех органов чувств, но не может среди них разобраться. Он даже не может пока понять, что мир состоит из отдельных сигналов и они все помогают понять мир с определенной стороны.

Более того, ребенок не понимает различие между ним и миром вокруг. Т.е он не чувствует себя отдельным от мира существом. Поэтому он не может точно понять, что-то происходит внутри него или снаружи. Пока для него все едино. То, что чувствует он, чувствует весь мир.

Из-за того, что ребенок воспринимает себя и мир единым целым, бывает трудно понять, почему он плачет. Причина может быть и внутри, и снаружи.

Представьте, что вы не знаете, что у вас есть руки, чтоб хватать предметы и рот, чтобы есть. Да, младенцам явно не легко живется. Но это не значит, что ребенок рождается совсем не подготовленным. Ему помогают рефлексы.

Например, ребенок автоматически поворачивает голову в сторону, чтобы дышать, если лежит лицом вниз.

Дети поворачивают голову в сторону звука. Поворачивают, но с задержкой. Пройдет примерно 5-7 секунд, прежде чем ребенок начнет двигаться и нужно еще 3-4 секунды, чтобы закончить действие. Этот рефлекс исчезает между 5 и 8 неделями.

Другие рефлексы:

1.       Как только происходит контакт между ртом ребенка и каким-то объектом, рот сжимается вокруг объекта и начинает сосать. Рефлекс исчезает, когда у ребенка пропадает потребность в сосании.

2.       Если дотронуться до ладошки ребенка пальцем, ребенок его немедленно схватит. То же самое происходит со стопой: он будет пытаться схватить вас пальцами ног. Понятно, откуда растут ноги у этого рефлекса - из древних времен, когда древние люди были покрыты шерстью, за которую так удобно хвататься. Ребенок активно использует этот рефлекс 2 месяца, особенно в моменты, когда он не согласен с вашим решением положить его отдельно от себя.

Не все жизненные трудности младенец может преодолеть с помощью своих врожденных рефлексов. Тогда он начинает плакать - чтобы кто-то решил его проблему. Если Чип и Дейл не спешат на помощь, младенец будет плакать до изнеможения.

Природа позаботилась о том, чтобы младенцы выживали. Для этого им необходим кто-то, кто будет удовлетворять их нужды. Но такое маленькое существо не может поработить даже мышь. Поэтому природа выдала детям секретное оружие - внешность.

Нет ничего более умилительного, чем младенец. Он няшный, малюсенький и беспомощный. Он просто создан для того, чтобы его тискали, обнимали и укачивали.

Близкий контакт матери с ребенком - это наилучший способ воссоздания потерянного безопасного мира. Сами подумайте, матка очень плотно обволакивала ребенка, движения матери изменяли положение тела ребенка. Это был дом. Ребенок был частью его: слушал дыхание, сердечный ритм, движение крови и урчание в животе. Конечно, ребенку хочется очутиться там опять и ощутить восторг близкого телесного контакта с мамой.

кризис, литература про детей

Previous post Next post
Up