46 неделя: Мир последовательностей

Oct 26, 2012 00:09


Дети как будто созданы, чтобы произодить шум и беспорядок. Во время прошлого скачка в развитии у родителей было полно возможностей оценить это их свойство по достоинству. Ребенок крушил и разбрасывал все, что встретится ему на пути. Но примерно на 46 неделе родители могут внезапно заметить, что ребенок начал вести себя по-другому: впервые он пытается собрать вещи.

Это значит, что ребенок теперь готов вступить в новый мир - Мир последовательностей. С этого момента он понимает, что для того, чтобы достичь поставленной цели, ему нужно действовать соблюдая определенный порядок, т.е последовательно. Вы можете заметить, что теперь, прежде чем пытаться соединить 2 вещи или положить одну в другую, ребенок смотрит на них и думает, как это лучше сделать.  Например, теперь он может тренировать свой прицел, чтобы не развалить уже собранную пирамидку.

Начало нового скачка приходится на 42 неделю (между 40 и 44 неделями). Это первая фаза скачка - собственно кризис. Капризный период длится около 5 недель (от 3 до 7). Примерно на 46 неделе начинается солнечное время  - ребенок пережил выворот мира наизнанку и готов демонстрировать новые знания. Будьте милосердны к нему, это ж действительно трудно: строить, а не ломать.



Как родители поймут, что начинается кризис? (период с 41-42 недели до 46)

- Ребенок плачет больше, чаще, эффективнее. Делает все возможное, чтобы быть рядом с мамой. Он плачет меньше, если находится с мамой рядом.

- Ребенок цепляется за одежду и карабкается по вам ввысь. Он старается обернуться вокруг вас и прикинуться пледом, только бы не расставаться. Некоторым достаточно быть постоянно в поле зрения, а лучше - сидеть в ногах, чтоб мама никуда не делась.

- Ребенок стеняется незнакомых. Мамозависимость усиливается в присутствии незнакомых.

- Ребенок хочет близкого контакта с мамой. Цепляется очень крепко и очень больно. Яростно протестует, когда сажаете его поиграть на пол.

- Ребенок требует постоянного внимания к себе. В самом легком случае ребенок просто хочет делать все вместе. Тяжелый вариант - это когда ребенок требует от мамы круглосуточного развлечения.

- Ребенок ревнует к другим людям. Становится надоедливым, плаксивым или наоборот, очень милым, когда мама обращает внимание на кого-то другого.

- У ребенка часто меняется настроение. Сегодня он такой, завтра сякой, никакой объективной причины для смены настроения нет.

- Большинство детей спят плохо. Отказываются укладываться, плохо засыпают, мало спят.

- Опять появляются ночные кошмары - беспричинные крики по ночам во сне.

- Ребенок становится малоразговорчивым. Ребенок может просто лечь и лежать, глядя в пустоту.

- Ребенок устраивает показательные выступления при смене памперса или при одевании.

- Ребенок хуже ест.

- Ребенок может становиться более милым, чтобы завладеть маминым вниманием.  Приносит книжечку, чтобы почитать вместе, кладет голову на колени, гладит рукой ноги - делает все возможное, чтобы мама в данный момент оставалась в его распоряжении.

- Ребенок «деградирует».

- Ребенок шкодит. Вы замечаете, что он шкодит больше обычного. Как будто специально делает все, что вы ему не позволяете делать. Не волнуйтесь, он действительно делает это специально.

Как кризис влияет на маму?

- Мама чувствует себя неуверенно. Мама хочет знать, почему пусечка превратилась в чудовище и есть ли ее вина в этом.

- Мама опять чувствует себя вымотанной. Заметим, что это уже 7 кризис по счету, поэтому усталость мамы может проявляться и физиологически: головные боли, боли в спине, тошнота, рассеянность внимания.

- Мама бесится, что она привязана веревками к ребенку, который опять начал деградировать, вместо того, чтобы уже наконец-то жениться и съехать. Мама может чувствовать, что жизнь кончена, а единственный выход - это завернуться в простыню и ползти на кладбище.

- Мама чувствует, что сейчас пора точно завязать с кормлением грудью.

Как проявляются новые умения ребенка?

Примерно на 46 неделе ребенок становится тише и спокойнее. Ребенок начинает осознавать, что если одно действие следует за другим - то это последовательность действий. Он понимает, что теперь сам может конструировать последовательности, используя все органы чувств.

В течение прошлого кризиса до ребенка дошло, что некоторые вещи очень похожи и их можно выделить в отдельную группу. В процессе изучения этой стороны мира ребенок часто вещи разламывал или разбирал на части. В Мире последовательностей все иначе: ребенок учится строить башню из кубиков, вместо того, чтобы ее разбирать.  Учится ловить мячик и кидать его. Набирать лопаткой песок и высыпать его в ведерко или зачерпывать еду ложкой и доносить ее до рта.  Ребенок сам начинает играть в «ладушки».

Ребенок только начинает понимать последовательность действий, не все у него получается сразу. Например, он может снять ботинок, но не понимать, как его надеть обратно. Вместо этого будет водить ботинком по ноге и думать.

На этом этапе ребенок начинает указывать на объекты и называть их. Если он делает это самостоятельно, то вместо настоящего слова использует свой аналог - да, ба, ма, ам, некоторые слова у него уже выходят правильно - мама, баба, папа. Если вы делаете это вместо, то ребенок хочет, чтоб вы называли ему название указанного объекта.

Ребенок учится последовательным действиям. Он многое видел, но еще не пытался повторить за взрослыми. Теперь наступило время попыток. Ребенок может ошибаться, например, грязную одежду положить не в корзину для белья, а мусорную корзину или унитаз. Последовательность-то та же, но выбор объектов неверный. Или сама последовательность может быть неверной: ребенок видел, как мама ходит по ступенькам, ступеньки для него слишком высокие, поэтому он карабкается по ним, но после каждой встает.

В этот период надо быть очень внимательной к тому, как делает ребенок те или иные вещи. Если он что-то выучит, то его будет очень трудно переубедить, переучить. Поэтому надо следить, чтоб потенциально опасные действия он делал сразу правильно.

Некоторые дети отказываются принимать помощь извне. Они хотят все делать самостоятельно, особенно то, что умеют (или им кажется, что они умеют).

Начиная с 46 недели мамы начинают тратить уйму времени на то, чтобы убрать ценные вещи из поля зрения их детей. Повторяйте себе как мантру «он хватает мобильный телефон не назло мне, он просто хочет быть как взрослый».

В этот период дети начинают проверять границы: как далеко они могут зайти, прежде чем кто-то или что-то их остановит. Постарайтесь донести до ребенка его неправоту. Ему это будет только на пользу. Большинство детей хотят, чтобы их хвалили за то, что они сделали что-то правильно. Да вы и сами это видите: они смеются, радуются, ждут от вас одобрения.

Некоторые мамы очень переживают из-за того, что ребенок отказывается принимать их помощь и хочет все делать сам. Это действительно непривычно, раньше все решала мама: как, когда и что.  По возможности дайте ему возможность принимать решения, если ребенок уже этого хочет и это не опасно для него.

Так как ребенок начинает самостоятельно изучать связь событий и явлений, у него могут появиться новые страхи. Он просто не подозревал, что некоторые вещи вообще существуют. Дайте ему время свыкнуться с ними, не форсируется события.

В мире последовательность важную роль играет речь. Указывать и называть предмет - это последовательность. Если вы видите, что ребенок указывает на предметы, называйте их.  Это то самое время, когда ребенок учится произношению слов, поэтому лучше всего сразу говорить их внятно, понятно и корректно. Если ребенок сам называет предметы, дайте знать, что понимаете его.

Очень важно сохранять спокойствие и терпение, пока ребенок приобретает новые навыки. Если ему не нравятся занятия, отложите их до следующего раза.

Между 47 и 52 неделями начинаетс я новый солнечный период, в течение которого ребенок будет демонстрировать все свои умения и новые приобретения. Радуйтесь, младенчик медленно превращается в тодлера.

Как ребенок исследует мир последовательностей?

- Показывает на объект, который вы только что назвали.

- Показывает вам на предметы, чтобы вы их назвали ему.

- Называет и показывает некоторые предметы сам.

- Внимательно смотрит в книгу, издает звуки, относящиеся к конкретным картинкам.

- Показывает на свой нос, если вы его спрашиваете «а где же носик?»

- Показывает на ваши или свои части тела, чтобы вы их называли.

- Имитирует язык животных в ответ на просьбу рассказать, как говорить кошка или собака.

- Говорит «ам», когда хочет еще кусочек.

- Говорит «нет», когда чего-то не хочет.

- Использует свои слова для целых фраз. Например, говорит «ай» для чего-то грязного, потому что «ай» значит «не трогай».

- Знает, что может протолкнуть круглое через круглую дырку.

- Пытается сложить вместе паззл из 3 простых кусочков.

- Пытается положить одну вещь в другую.

- Вытаскивает ключи и пытается найти им другую скважину.

- Смотрит на лампу и пытается до нее добраться, когда вы включаете-выключаете свет.

- Пытается говорить по телефону.

- Кладет игрушки в коробку, закрывает ее, открывает, вытаскивает игрушки и повторяет цикл снова и снова.

- Пытается использовать баранки вместе колечек пирамидки.

- Играет с машинками.

- Наполняет емкости водой и выливает ее.

- Пытается рисовать на бумаге карандашом или ручкой.

- Пытается ходить с тележкой перед собой.

- Использует предметы как подставку, чтобы достичь нужного объекта.

- Показывает пальцем, куда хочет идти.

- Слезает со ступенек, стула или дивана задом.

- Если хочет сделать кувырок, то опускает голову и ждем помощи.

- Сгибает колени и пытается прыгать как лягушка.

- Прицеливается, прежде чем пнуть по мячику или кинуть его.

- Внимательно считает, сколько шагов надо сделать, чтобы достичь новой опоры.

- Играет вместе с вами. Объясняет, какие игры хочет сейчас, инициируя их самостоятельно.

- Повторяет игры за вами.

- Вовлекает вас в игру прикидываясь «неумехой».

- Ищет, куда вы спрятали то, что ему нельзя трогать.

- Прячет чужие вещи, смотрит и смеется, когда их находят.

- Имитирует 2-3 жеста последовательно.

- Исследует, как телодвижения выглядят в реальности и в зеркале.

- Копирует движения, когда вы поете с ней песенки.

- Делает простые вещи, если вы его попросите.

- Подает вещи по очереди, чтобы вы их убрали.

- Поднимает вещи, которые вы только что сняли и кладет их в корзину для белья.

- Кладет свои игрушки в стиральную машину.

- Берет метелку и метет пол.

- Берет тряпочку и протирает пыль.

- Имитирует процесс готовки  или поедания еды.

- Пытается раздеться самостоятельно.

- Пытается надеть носки или обувь. Как минимум, соединяет их вместе с ногой.

- Помогает, когда вы одеваете его.

- Причесывает волосы.

- Использует зубную щетку.

- Уже может начинать использовать горшок.

- Угощает кусочком или глотком других.

- Дует на еду, прежде чем укусить.

- Накалывает еду на вилку и ест.

- Зачерпывает еду ложкой и ест.

Игры, которые могут быть интересны на данном этапе:

1.       «Маленький помощник». Ребенок хочет помогать на кухне и по хозяйству. Расскажите ему, что вы делаете и как это надо делать. Дайте ему что-то из кухонной утвари во время готовки еды.

2.       «Маленькая модница». Одеваться перед зеркалом гораздо интереснее, чем без него. Попросите ее помочь вам.

3.       «Покорми себе сам». Дайте ребенку возможность есть самостоятельно. Кухню можно убрать потом вместе.

4.        «А где у нас носик?». Показывать части тела и называть их.

5.       «А это что такое?». Показывать предметы и называть их.

6.       Всевозможные «Ладушки», «Гули-гули» и «Маленькие утята». Некоторым очень нравится двигаться и петь песенки.

7.       «Ку-ку» и прятки.

8.       Наперстки: «Кручу-верчу обмануть хочу» и прочее «за хорошее зрение - денежная премия».

Игрушки, которые могут быть полезны в Мире последовательностей:

- Деревянные поезда, станции, мосты.

- Машинки.

- Куклы, которых можно поить и кормить.

- Горшки, сковородки, по которым можно бить.

- Книжки с картинками животных.

- Игры в песочнице с совочком и ведерком.

- Мячи разных размеров.

- Четки.

- Игрушки, которые издают звуки при надавливании.

- Велосипеды, трактора, машины, в которые ребенок может сесть и поехать.

- Фигурки людей и животных.

- Зеркало.

- Простой конструктор.

кризис, литература про детей

Previous post Next post
Up