Титов, Хрущев и Пушкин

Aug 25, 2010 14:09


Вопрос о том, кто полетит в космос первым долгое время оставался открытым. Рассматривалось три кандидатуры: Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов. О трагической судьбе последнего мы поговорим в следующей статье. Здесь же отметим, что Нелюбов был формальным лидером отряда и очень сильной личностью. В данном случае это сыграло ему во вред: слишком уж он любил быть в центре внимания, неизменно подчеркивая свое лидерство. Такой человек не годился на роль первого.

Окончательное решение принимал Хрущев. Папку Нелюбова он сразу отодвинул в сторону - был уже наслышан. Просматривая досье Титова он первым делом спросил: «Что это у него имя нерусское?». Вождю объяснили, что отец Титова очень любил Пушкина и назвал сына в честь одного из литературных героев поэта. Хрущев пробормотал: «Опять у них Пушкин виноват», и тоже отложил анкету.

Следующим шел Гагарин: простое, типично русское лицо с обаятельной улыбкой, внук путиловского рабочего и сын крестьянина. Хрущев одобрительно кивнул.

За несколько дней перед стартом выяснилось, что Восток оказался на 4 килограмма тяжелее расчетного. Надо было срочно их убирать. И тут вспомнили, что Титов как раз на 4 килограмма легче Гагарина. Казалось бы - вот оно решение. Но... Герман. Но... улыбка. Так Гагарин и полетел.

Однако есть и другая причина, более серьезная с точки зрения специалистов, готовивших полет. После первого, фактически экспериментального полета, планировался куда более сложный, суточный полет. Космонавту придется есть, спать, оправлять естественные потребности в невесомости. Была составлена научная программа с набором простых, но чрезвычайно важных для последующих полетов, экспериментов, запланирована съемка Земли через иллюминатор на фото и кино камеры.. Задача усложнялась еще и тем, что психологи не были уверены в безопасности длительного пребывания в космосе для человеческой психики.

Для этого полета и приберегли Титова, как наиболее подготовленного.

Вот что говорил о Титове начальник отряда космонавтов Николай Каманин: «Титов все упражнения и тренировки выполняет более четко, отточено и никогда не говорит лишних слов», «Титов обладает более сильным характером». А позже Каманин писал в своем дневнике о выборе кандидата для первого полета: «Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Титова - это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полет. Второй полет на шестнадцать витков будет бесспорно труднее первого одновиткового полета». Такого же мнения придерживался и Королев.

Примечание.

В России имя Герман появилось в конце IX века, после того как христианство получило распространение. Имя пришло из Византии, но славяне употребляли его не особенно охотно - ощущалась его чужеродность. Его давали своим детям знатные люди, преимущественно в городах.

космонавтика

Previous post Next post
Up