ВЕРА И ДОВЕРИЕ

Jul 31, 2014 10:30


"Блаженны не видевшие, но уверовавшие".
Первоначальное (для Авраама, Моисея, Давида) значение слова "вера" - "доверие".  Объект знания - объект. Объект доверия - субъект. Строго говоря, Бог не является субъектом, но если выбирать - объект Он или субъект, то, конечно, все-таки лучше сравнить Его с субъектом.
Доверие - результат неопределенности, непредсказуемости другого (Другого). Атеизм считает, что развитие науки постепенно убирает непредсказуемость человека. Наука скромно молчит, но изредка стреляет глазами, намекая что - да, можно на это рассчитывать.
В доказательство ставят, что прошлое поведение человека уже вроде бы научились полностью объяснять. Найдены истоки любви, гениальности, рассеянности - да чего угодно.
Это, конечно, мошенничество и псевдо-наука. Цыганщина - то есть, обычная игра словами. Часто от непонимания природы слов, еще чаще от непонимания природы человека. Когда говорят, что "найден ген любви", имеют в виду, что "любовь" - это половое влечение. Бедненькие!...
Интереснее другое: в какой момент верующий ставит под вопрос существование Бога? Не компетенцию Творца, а само Его бытие? В Новом Завете видно, как происходит этот сдвиг. Пока Иисус проповедует - вопрос "веруешь ли в Меня" отсылает к вере-доверию. После воскресения речь идет о вере-вере. Не сила воскресения сомнительна, а факт.
В Иисусе Бог становится по-настоящему невидимым. Мало запретить изображения Бога, чтобы сделать Его невидимым. Чтобы вполне веровать в Бога, надо сделать Бога невероятным, невозможным. Ожидаемый становится неожиданным.
Вопрос о доверии отходит на второй план. Тем не менее, он остается канвой, на которой стоит вопрос о бытии Божием. Современники Иисуса - те, что пообразованнее, римляне и греки - не отрицали бытия Божия, со скепсисом, достойным иудеев, относились к всевозможным статуям, мифам, обрядам, но нимало не считали, что существование Бога может иметь влияние на их собственное существование. Конечно, в быту они периодически вели себя "религиозно" - не лицемерно, а просто по привычке, ровно так, как "религиозны" и большинство нынешних верующих. Это религиозность инерционная, механическая, не оставляющая Богу никакого места в реальной своей жизни. Знает человек, что есть Полярная звезда, но нимало не берет ее в расчет, глядя на себя в зеркало или на жену за столом, так и с Богом.
В современном мире под вопросом не столько бытие Божие, сколько бытие человеческое. Наука, выросшая из мощного импульса к личному росту, душит этот импульс, утверждая небытие личности и ее роста. Античное знание утверждало, что Бога нет, а есть лишь комбинации атомов - нынешнее знание утверждает, что человека нет, а есть лишь комбинации генов.
В результате сегодня "вера" - это широкая река, в которую влились самые разные ручьи. Верующих мало (если отбросить верующих архаически - а что с ними еще делать? не отбросишь их, они отбросят тебя), а вот веры много. В вере стало легко утонуть. Она и доверие, что Бог поможет, и знание, что Бог Себе не помог, что уж там тебе. Она и знание, что Бог есть, и вера, что это недоказуемо (суеверие же продолжает размахивать доказательствами). Вера обращена столько же на Бога, сколько на себя и ближнего. Все стало зыбко - и это зыбкость творческая, продуктивная более, чем все "христианское средневековье", только плод такой веры не гигантский собор, а обычная человеческая жизнь. Но разве этого мало?
Previous post Next post
Up