Воскресение из Вормсского собора. В соборе примечательны огромные барельефы. Глядя на них, понимаешь, что живопись Ренессанса есть лишь перевод объема скульптуры в плоскость живописи. Скульптура и до ван Эйкра и Рафаэля давала эффект объема, перспективы (статуи расставлялись в виде сцен) и прочего предельного натурализма. Но произошло чудо - подражание превзошло оригинал. Ренессанская живопись сделала скульптуру ненужной, даже пошловатой. 3D выразительнее именно как условность, а не как реальность.
Человек "образ и подобие Божие" - находится к Богу в таком же отношении, в каком живопись находится к скульптуре. Не к реальности, а именно к скульптуре - "реального Бога" никто никогда не видел и не увидит. Обидно? Истоки Нила увидели, наготы отцов насмотрелись, а Бога не видим? Но "не видеть" не означает "быть слепым". Кроме видения и невидения есть совершенно особый способ контакта - он и описывается словами "веровать", "созерцать", "пребывать в Боге", "ходить перед Богом", "переживать экстаз", "непрестанно молиться". Выражений много, а должно быть бесконечно много, чтобы ни одна словесная формулировка не превратилась из откровения о Боге в запирание Бога. Даже Иисус - да, как "посредник", "Сын Божий", "Спаситель", "Помазанник" Он - единственный, но при этом Он Сам говорит, что предстоит каждому в облике всякого нуждающего в помощи и любви, как реальность предстоит перед зрителем картины, не будучи картиной.