НУЖНО ЛИ И МОЖНО ЛИ ВИДЕТЬ В ПОДОНКЕ ХРИСТА?

Feb 05, 2014 22:39


Вместо фотографии школьника-преступника по ТВ вывесили фотографии совершенно другого школьника. Милый подлог для защиты “своего”. Чекисты есть чекисты.

Меня заинтересовал комментарий еп. Тихона Подольского: мол, чтобы не было таких трагедий, надо на каждого смотреть с любовью, как на Христа, в каждом видеть Христа.

Именно сегодня родная жена мне с отчаянием рассказывала про всякие случаи с разными классами, и горько призналась: “Ну да, вот я пытаюсь, как на проповедях говорят, в каждом видеть Христа, но не могу. Ну вижу я подонка и мерзавца, циника и сволочь, и только это”.

Ясно, что призыв видеть в каждом подонке Христа - “формально правильно, а по существу издевательство” (г-на Ульянова выражение). В бездомном, замерзающем у входа в метро, куда их не пускают греться - нетрудно увидеть Бога, а в тех, кто не пускает - невозможно. Ну что, Христа Христы распяли? Бред.

Господи, и сколько же в Москве пустого жилья, и пустых складов, и пустых подвалов! От элитных квадратных метров до трущобных - и стоят запертые, чтобы дороже стоили остальные.

Не надо себя насиловать. Видеть в другом человеке Бога невозможно. По-человечески невозможно. Между прочим, невозможно видеть Христа и в хороших людям. Знаменитое эссе Тургенева о том, как он увидел Спасителя в мужичке (в те же примерно годы Кьеркегор видел Авраама в стокгольмском буржуа) - это ведь о чуде, а не о норме. Это было и прошло сразу же.

Видеть в другом человеке Бога невозможно по той простой причине, что Бога вообще нельзя видеть. А видеть в другом человеке Христа невозможно, потому что Христос есть Иисус. Христос не есть “человек вообще”, полученный путём наложения друг на друга образов миллиардов людей. Христос не есть и матрица, общий для всех людей прототип, вроде матрёшки, на которой можно нарисовать любое лицо. Христос потому Спаситель всех, что, как и все, Он - уникален. Он единственный и неповторимый, как и любой из нас.

Благодать не в том, чтобы видеть Христа в каждом подонке или в святом, а в том, чтобы видеть Христа в Иисусе. Без благодати, между прочим, это совершенно невозможно. Это вера, а не знание.

Вот если видеть Христа в Иисусе, тогда… Нет, и тогда, конечно, всё равно Иуда останется Иудой, а не Христом в маске Иуды. Но тогда, Бог даст, и в Иуде будешь видеть Того, За Кого Умер Христос.

Благодать не для того дает нам видеть в другом Христа, чтобы вытерпеть зло, которое причиняет другой. Благодать показывает мне Бога в другом человеке, чтобы я этому человеку не причинил зла. Из страха перед всесильным Творцом или из сострадания к распятому Иисусу, - неважно. Важно, что как бывают двери, которые открываются, если их толкать от себя, а бывают - которые надо тянуть на себя, так и люди, которых нам Бог посылает на жизненном пути. Не всякого надо тянуть на себя - сделаешь больно и ему, и себе. А уж как определить, как с этим конкретным человеком в это конкретное мгновение - совесть спроси, разум спроси, и, кстати, Бога. И заранее спрашивать, не в последний момент. Перед смертью не надышишься, перед жизнью не намолишься, так что и дышать, и молиться надо не откладывая!

Данное сообщение изначально опубликовано в блоге Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». Вы можете прокомментировать здесь или в исходном блоге.

Без рубрики

Previous post Next post
Up