“Не называйте никого отцами”. Условность всякого слова отлично видна в простой ситуации. Передо мной бездомный. Мнётся у ларька с фаст-фудом. Я ему покупаю этот фуд и протягиваю - как я к нему обращаюсь при этом? Разумеется “отец, тебе что взять?”, “приятного аппетита, отец”. И я был бы последней сволочью и ханжой, если бы поступил иначе, руководствуясь словами Того, кто Сам - Отец в двух смыслах: и как податель всего, создатель всего, в сравнении с которым мы все бездомные и блудные, и как несчастный, не имеющий где главы подклонити, которого нужна называть “Отец” чтобы компенсировать наш с ним разрыв - в первом случае абсолютно заслуженный нами, во втором случае абсолютно незаслуженный им.
*
Широко цитируют слова о.Павла Адельгейма, сказанные год назад: “Год назад отец Павел Адельгейм в день своего рождения (1 августа 2012 года) произнес фразу, которая звучит как приговор и как пророчество:
«Я в Церкви никому не нужен. Не только не нужен, но очень там нежелателен. И в любой момент меня оттуда могут выкинуть. Я этого жду со спокойной совестью. Все-таки мне как-никак 75 лет, и это не катастрофа. Умру через пять лет, умру через два года, умру завтра - это срок очень небольшой. Это уже не очень важно. Но я жалею тех священников, которые сейчас молоды и у которых перспектив нет никаких. И прав у них нет никаких. Священник лишен возможности выполнять свои прямые обязанности».
Цитируют люди, которые отлично устроились в МП - пользуются всеми привилегиями государственных православных (храм в центре Москвы без угрозы изъятия, престиж в глазах у иностранных единоверцев, как огня боящихся всяких “катакомбников”, разные мелкие бонусы). Устроились и покидать ее не собираются, более того - активно выражают презрение к подобным мне “предателям”. Кроме “устроившихся” есть совсем другие - “пребывающие”. Адельгейм был именно из “пребывающих” - он ни словом ни бранил “предателей”, это крайне важный критерий, и общался с ними - в т.ч. со мною, с самим балдою - вполне спокойно. И “устроившиеся” на свои конференции о.Павла приглашали, а меня нет - боятся как огня. И мы с ним встречались сепаратно. -) Вот и ответ на вопрос, как быть - быть или не быть в МП. Нет единого ответа, есть воля Божия - если ты внутри МП можешь исполнять волю Божию, вперёд с песнями. Если именно тебе это невмочь - иди с миром, только не в пустоту иди, а иди в Церковь, не надейся, что сможешь в одиночку остаться Церковью, остаться христианином. Может, и сможешь, но рассчитывать на это не надо. И, конечно, “не судите” - в этом смысле я очень оптимистичен, п.ч. знаю в РПЦ МП многих священников, которые никогда не осудят меня и подобных мне, а просто будут делать общее наше Божие дело.
*
Архиерея сразу видно - вл. Дионисий Батарчук единственный спросил, что я делал в мавзолее пять раз. Отвечаю: водил родственников из провинции. Кстати, отличный истинный критерий настоящего москвича - потому что “понаехавшие тут” не имели либо возможности, либо желания водить в Мавзолей родственников. Так что “Вы настоящий москвич, если не менее пяти раз водили в мавзолей своих родственников”. А понты бросать про то, где не был, потому что выше этого - очень провинциально…
Данное сообщение изначально опубликовано в блоге
Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». Вы можете прокомментировать здесь или в исходном
блоге.