Соборность второй свежести

Jul 30, 2013 08:51


МП и все-все-все

В “Аргументах и фактах” Д.Белановский (МП) пишет:

“Самым большим достижением православной общественности и мирян за четверть века я считаю сформировавшийся православный рунет. Во многом он и являет тот практический идеал соборности, правды и общения, к которому стремятся православные христиане. Когда-то на эту тему я написал заметку. На пространстве орторунета нет регулирования сверху, нет торжества идеологии, есть христиане очень разные, но настоящие и живые. В интернете сама жизнь расставляет все на свои места и именно тут желающие могут узнать и христиан и церковь по правде”.

Мне кажется, это самообман. Во-первых, нет никакого “орторунета”, не может быть и не должно быть. Интернет лишь разновидность бумаги, носитель коммуникации, и в интернете ровно тот же бардак, что в реальности: интернет эмпешный, плевать желающий на всяких “тараканников” вроде меня (и плюющий), внутри этого эмпешного интернета, объединенного девизом “лояльность превыше всего” - бесконечные склоки, драки и враки. Есть и нормальный интернет, не “русский” и не “орто”, а просто, с очень разнообразными валентностями и контактами, в котором юрисдикционная или конфессиональная принадлежность совершенно второстепенный фактор, от “эмпешного” отдельный не по своему желанию, а негативно - потому что эмпешники сами боятся “оскоромиться”, позитивно - потому эмпешники разговаривают в такой тональности, что с ними просто неприятно находиться рядом. Какая уж тут соборность! Вообще “соборность во многом” это противоречие по определению. Соборность - это всё, частичная (а “многое” это лишь часть, увы) соборность - как осетрина второй свежести. Главное, что отличает эмпешников - как раз уверенность, что “многое” - это победа. Психология большевизма. У них - многое, а мы собаки, которые едят крошки с их стола. Как для Каиафы Иисус - собачка, облаивающая величественный караван, и не будет каравана - не будет собачки.

Нужно ли говорить, что далеко не все, кто в МП - эмпешники? Скажу на всякий случай. Критерий у меня абсолютно простой, до циничности - кто готов прийти ко мне на программу, тот уже не эмпешник. А кто с Фроловым, Кураевым, Чаплиным - готов, а со мной нет - эмпешник, пусть даже он пишет всякие либеральные тексты. Бывают тесты на беременность, а я - тест на открытость. Такая вот моя гордыня. Дело не в программе, конечно, а во мне, и до того, как я стал вести радиопрограмму, граница тоже была абсолютно ясная. Для меня. По-моему, если бы я считал себя ничтожеством, общение с которым - вовсе не критерий важных вещей, я был бы лицемер либо псих. И каждый должен о себе знать, что он - критерий соборности. “Без меня Церковь неполная, хоть вы там тресните на своих всяких чтениях-конференциях”. Ради меня Христос умер и воскрес, а они мной брезгуют - тоже мне, христиане… Собственно, их психология - просто калька большевистской психологии, для которой свой кружок - всё, а кто в него не входит - ничто.

А что ж я сам, банящий, отлучающий, не желающий поддерживать общение с очень многими людьми? Так я и не претендую на соборность. Я знаю, что налицо беда, трагедия, ужас-ужас-ужас. И никакой интернет этого не возместит - как перестук между заключёнными не делает их свободными. Неет, стол во всю Вселенную и все - живые и мёртвые - за одним столом, на меньшее я не согласен и только и жив тем, что Евхаристия - это краешек этого стола.

Данное сообщение изначально опубликовано в блоге Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». Вы можете прокомментировать здесь или в исходном блоге.

Без рубрики

Previous post Next post
Up