Невидимое и ненавидимое

Jun 30, 2013 14:15


Аудио сегодняшней проповеди.

Любить ближнего как самого себя означает любить невидимое в ближнем. То невидимое, что проскользнёт сквозь любое игольное ушко - вот моё “я”, которое и любится мною. Я люблю себя вне зависимости от того, мыслит моё “я” или балдеет, злится или млеет, грешит или кается. Современный человек часто ставит под вопрос свою любовь к себе не потому, что современный человек дурее своих предшественников, а потому что представление о любви разрослось и стало, между прочим, лучше. Современный человек не включает битьё в понятие “любовь”, а раньше - “кого люблю, того и бью”. Себя люблю - бью себя. Сегодня понимаем: если я себя бью, значит, я себя не люблю.

Как это возможно? Если можно не любить себя, значит, можно не быть собою. Увы, такое бывает, и даже очень часто бывает. Плохая новость: человек теряет себя, человек не есть “я”, когда он зависит от чужого мнения, от водки или от карьеры, от здоровья или болезни. Хорошая новость: человек может потерять себя, но не может потеряться. Можно не видеть себя, но нельзя не быть собою. Мусор страстей и страхов, использованные презервативы самолюбия и объедки самолюбования плывут по широкой и могучей реке любви к себе. Вера есть встреча с другой рекой - рекой любви Бога, любви к Себе, такой же широкой и могучей, только не засыпанной мусором и от того кажущейся чужой. Она - не чужая, она - нормальная и нормативная, “образ и подобие Божие” это любовь, и именно любовь к себе, абсолютно неэгоистическая и не самодовольная.

Спаситель есть Любовь - и не только любовь к людям и к Богу, но просто любовь-в-себе и любовь-к-себе. Эта самодостаточность любви и делает её абсолютно свободной в выражении. Если бы любовь скисала без другого, она была бы придатком к другому, а любовь и сама по себе любовь, поэтому и другому она - любовь, а не лекарство, не снисхождение. Спасение и есть переход от любви, оказавшейся в зависимости от другого, к любви-в-себе.

Счастье любви в том, что нас любят не по нужде, нашей или чужой, а от полноты. Если я кому-то нужен, но я никому не нужен. Я нужен всем, если я ни в ком не нуждаюсь, люблю себя и без других, и только тогда я буду любить других по-Божьи. Это открывает вера. Бог - эталон. Он может быть без меня, я могу быть без Него, и любовь в том, что эта возможность вечно не реализуется.

Любовь исходит из невидимого и обращена к невидимому. Моё “я” абсолютно невидимо, невыразимо, необнаруживаемо - и абсолютно “есть”. Можно картографировать каждый атом мозга, но это будет карта веснушек, а не “я”. Горе человеку, который любит свой мозг, а не себя, который отождествляет себя со своими веснушками. Горе человеку, который считает невидимое несуществующим, а опыт невидимого “я” - иллюзией, потому что он отрекается от самоочевидного, от первичного опыта видения невидимого. Я знаю, что я не только больше суммы составляющих меня элементов, но я не есть ни один из этих элементов. Это не означает, что я неуничтожим - чем сильнее сознание своего я, тем сильнее и сознание хрупкости и уничтожимости “я”. Тут религиозный опыт видит различие между Богом и человек, и человек часто протестует, претензию выдвигает к Богу - почему я уничтожим, а Ты - нет? Конкурентов забоялся?

Любовь к себе таких вопросов не задаёт. Ей безразлично, смерть или бессмертие. Она, повторим, могучая широкая река. Возможно, вперед обрыв и водопад, но это не меняет её течения сейчас. Человек умирает, но его любовь к себе не умирает, - в этом трагедия смерти, бесплодная, пустая. Человек сливается с другим, но его любовь к себе не сливается, остаётся и в любви к другому подобием Гольфстрима в океане, - в этом комедия любви, продуктивная, творческая. Воскресение там, где любовь к себе обретает и утраченное было “я”, и других, и Бога. Любовь есть прежде всего встречи с невидимым - с невидимым в себе, в других и в Боге.

Данное сообщение изначально опубликовано в блоге Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». Вы можете прокомментировать здесь или в исходном блоге.

Без рубрики

Previous post Next post
Up