Далее.
Аудио сегодняшней проповеди.
В октябре 2012 года, когда в России горячо обсуждали проект закона о защите религиозных чувств тюрьмой, один из авторов газеты «Радонеж» Сергей Худиев обнаружил в интернете фотографию эстонского фотографа, которая как раз оскорбила его религиозные чувства.
В письме московскому наместнику Москве Худиев объяснял:
«Будет выставлена постановочная фотография, представляющая одно из наиболее почитаемых евангельских событий - Тайную Вечерю - в чрезвычайно кощунственном, уничижительном и неприличном виде. Подобное публичное действие, направленное на унижение достоинства граждан, исповедующих христианство, невозможно расценивать иначе, чем сознательную провокацию, имеющую целью нарушить общественный мир и вызвать столкновения. В связи с этим позвольте обратиться к Вам с просьбой употребить все имеющиеся у Вас законные возможности для того, чтобы предотвратить эту провокацию».
Журналист «Известий» спросил Худиева, как бы тот отнёсся к погрому выставки, - ведь уже дважды «оскорблённые православные» погромы устраивали. Ответ они получили крайне двусмысленный:
«Разрушение экспонатов это не то, чтобы насилие само по себе, но чревато насилием».
Насилие - не когда громят выставку, а когда сопротивляются погромщикам.
Гитлер-тест: когда немцы убивают евреев, это не то, чтобы насилие само по себе, но чревато насилием - ведь евреи иногда сопротивляются.
Комический элемент этой истории в том, что фотография-то несёт в себе смысл довольно реакционный. Лауриц так объяснял смысл этой серии своих работ (30 единиц, создавались с 2003 года):
«Мы на грани экологического коллапса из-за перенаселения, истощения природных ресурсов,
консумеризма и морального разложения».
Ровно про моральное разложение окружающих твердят и в Ватикане, и в «Радонеже».
«Тайная вечеря» да Винчи никоим образом не является для православных «Радонежа» объектом благоговения. Римо-католики протеста не заявили. Хотя некоторые, наверное, были бы не прочь.
Впрочем, дело не в подсудности кощунства, а в лжи. Не религиозные чувства двигали Худиевым. Когда чувства - например, благоговение - действительно задеты, человек физиологически неспособен писать челобитья начальству с просьбой употребить власть. В течение девятнадцати веков христиане и словосочетания такого не знали - «оскорбление религиозных чувств». Казнили за кощунство. Теперь же взяли на вооружение изобретение неверующих людей, которые крайне неудачно попытались помочь верующим. Не в том надо помогать! Конкретно у Худиева добавлен ещё чисто большевистский оборот - «провокация». «Меня вынуждают устроить погром». Гитлер-тест: «Евреи спровоцировали Освенцим». Иисус-тест: «Если тебя ударили по щеке, тебя провоцируют подставить левую».
Есть два способы борьбы с идолопоклонством, оно же отчуждение, оно же объективация. Первый нетворческий - запретить. Что ж, запрет идолов не побеждает идолопоклонство, а производит его возгонку, сублимирует. Человек начинает творит идола из заповеди против идолопоклонства, творит идола из Бога, из Библии, из своей религии. Второй способ - творческий - пусть тебе заказывают идола, а ты нарисуешь его так, что выйдет не идол. Наскальные изображения в пещерах Франции тому примеры. Любое великое произведение искусства велико тем, что несёт внутри себя противоядие от идолопоклонства. Впрочем, к карикатурам это тоже относится. Надо выбирать - либо против идолов, либо против кощунств. Кощунство по определению есть оскорбление не Бога, а ложного представления о Боге.
Под серию несколько свежих изображений, в основе которых та же «Тайная вечеря». Одно из них оскорбляет, видимо, чувства полицейских, другое - чувства архиереев, третье… На карикатуре Герхарда Глюка Иисус один за длинным столом. Апостолы, очевидно, в пикете против оскорбления религиозных чувств.
См.
подборку вариаций на «Тайную вечерю» Леонардо.
Для самых бесчувственных
тут. Мне больше всего понравилось с д-ром Хаусом и с Симпсонами. Но где-то на четвертом десятке я просто сдался, признаться.
И явление воскресшего Марии - феноменальный лангедокско-иберийский стиль:
Originally published at
Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». You can comment here or
there.