Коммунисты проповедовали добро и убивали людей, христиане проповедовали добро и убивали людей. Люди сумели освободиться от коммунистов и христиан. Теперь те и другие оправдываются: идеалы хороши, исполнители подвели.
Коммунизм как людей, придерживающихся определённых идей, запретить нельзя. Запретить коммунистическую организацию и тайную полицию коммунистов, непосредственно убивавшую людей, можно и нужно. Ни один живой человек при этом не пострадает, если только он не сошёл с ума и не отождествляет себя - живое тело, личность - с абстрактной организацией, с партбилетом, с возможностью кого-то «принимать», кого-то «исключать», выносить «выговора с занесением» или без занесений, пускать пулю «врагу народа» в затылок или в лоб, ссылать на Колыму или на Соловки.
Церковь как людей, придерживающихся определённых верований, догматов, канонов, запретить нельзя. В отличие от коммунизма, нельзя даже запретить церковную полицию, потому что инквизиторы всегда арендовали для своих нужд полицию государственные. Отлучение от Церкви - не смертный приговор, а всего лишь акт экспертизы, после которого государство выполняет рекомендации экспертов, совершая дело веры («ауто-да-фе» означает «акт веры»). Вот запретить пытки и смертную казнь надо, чтобы никакие эксперты, хоть трижды верующие Советского союза, не могли даже думать о такой франшизе. Запрет пыток, смертной казни, государственного наказания за оставление Церкви и есть осуществление призыва Вольтера: «Раздавите гадину!»
Вольтер не был церковным человеком, он не договорил главного. Мало раздавить шаловливые пальчики, которые забирались в души людей, которые выкручивали суставы и затягивали петли. Это крайне важное, но прежде всего для неверующих. Важно ещё и верующего спасти от садомазохизма. Можно ли по обоюдному согласию заниматься людоедством? Реальный случай был в Германии в 2001 году: один человек согласился быть убитым и съеденным, второй его убил и съел. Между прочим, во многих странах закон не запрещает людоедство, равно как и хождние по потолку.
Коммунисты пробовали запретить религию как духовное людоедство по соглашению сторон. В итоге сами стали людоедами (гордо именовали себя «волкодавами»; любой убийца мнит себя палачом, а то и Георгием Победоносцем).
Запрещать запрещено. Просто не надо давать Церкви государственную власть - и любой религии не надо давать государственную власть, и коммунистам - и людоеды вкупе с мазохистами покинут Церковь. Проблема не в коммунизме и не в христианстве, а во власти.
Людоедство, конечно, крайний случай - как сделать, чтобы люди в Церкви не занимались куда более распространённым духовным садомазохизмом? Никак! Важные задачи не решаются легкомысленными средствами, а помощь со стороны - лёгкий путь, им решаются только маловажные задачи.
Трагедия коммунизма в том, что многие коммунисты до сих пор не представляют себе коммунистического движения без партии, без её карающего меча - тайной политической полиции, без парткомов и членских книжек. Трагедия христианства в том, что многие христиане по сей день не представляют себе Церкви без помощи государства, без отлучений с оргвыводами, без принудительного обращения к Богу, без обращения с людьми как со слепыми котятами, шествующими в пропасть.
Желание быть рабом или иметь раба - корень греха, и только сам человек может выкорчевать этот корень и остаться в живых. Есть гадины, которые нельзя раздавить, не раздавив при этом человека, которым гадина завладела. Зато от этих гадин сам человек может ускользнуть, и это не фантастика, и дорога известна. Быть не Церковью надзора и распоряжения, а Церковью смирения и дружбы, исповедовать не пользу насилия и руководства, а пользу любви и молитвы, - только так и можно ускользнуть от гадины и лишить её пищи - самого себя.
Originally published at
Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». You can comment here or
there.