Mar 30, 2010 08:14
Прошу прощения, если в процессе стирки и баньки предыдущего текста кому-то досталось по ошибке; сигнальте частным порядком. Со времён, кажется, вторжения в Грузию не было такого набега. Впрочем, содержательно ближе к набегу после убийства двух иезуитов в Москве полтора года назад - как-де можно хотя бы предполагать, что один из них был убит из-за порочной жизни. Среди римо-католического духовенства порочных не бывает в принципе! И про педофилов это всё либеральные клеветы!! В итоге закрытым судом судили, осудили - и совершенно несомненно, по мнению присяжных, что осудили как минимум того, кто не виноват в обоих убийствах, и вполне вероятно, что осудили невиновного. Зато фанатики довольны - чистота мундира подтверждена, подтверждена их, фанатиков, прозорливость - они ж по лицу и манерам погибших достоверно ощущали, что те святые.
Один новый момент в этих комментариях проглядывал: сравнение с Господом Иисусом Христом. Сравнение не вполне ясное, двоящееся. С одной стороны, человек, защищающий свою скорбь, сравнивает с Христом погибших. Господь погиб невинно, и эти погибли невинно. С другой стороны, тот же человек сравнивает со Христом скорбящих (включая, конечно, и себя). Вот Иисусу не были безразличны люди, Он пошёл ради них на смерть, - а тот, кто не скорбит о погибших, тому люди безразличны, следовательно, он не подражает Христу.
Так отчётливее - на Страстной это уместно - обнаруживается, что смысл Голгофы далеко не очевиден. Иисус вовсе не сострадал невинным. Он пошёл на смерть ради виновных, ради грешных. Невинные Его не интересовали, невинные Его распинали. Иисус был безгрешен, но безгрешная смерть и невинная - разные вещи. “Невинность” буквально означает “беспричинность”. Причиной смерти Спасителя не был Его грех, но причина у этой смерти всё-таки была, и очень веская - то, что Он Спаситель. Господь не случайная жертва, выхваченная наугад из толпы злобными террористами. Он - радикал (”радикс” - “корень”), Он корень Царства Божия в мире, и этот корень пытались выкорчевать.
Обнаруживается и наш материализм и коллективизм. Смерть оказывается дробью, где в знаменателе - количество зла, которое причинил человек людям, а в числителе (вверху - напоминаю сам себе) количество добра, которое он сделал людям. Вот убитые недавно чеченские подростки, собиравшие в лесу черемшу и расстрелянные русскими солдатами, - по ним никто в Москве не скорбел, кроме негодяев-правозащитников, потому что у чеченцев - всех! - в знаменателе терроризм, а в числителе ноль, они же дикари. А погиб москвич - ну кому мы, москвичи, причинили зло? Нам - причиняют, от сантехника до президента, а мы - ни-ни. Мы жертвы. А в числителе у нас наша доброта. Так что кто погиб, те святые как Христос. И кто по ним скорбит, тот испытывает душевные муки, а следовательно, подобен Христу, Который тоже мучался.
Средневековая мистика Страстей имеет свой смысл. Но всё же стоит помнить, что, когда апостол Павел говорит о Кресте, он вовсе не подчёркивает мучения Спасителя, он подчёркивает сам факт Крестной Смерти. Тогдашние люди не были так сентиментальны, как мы. Это не означает, что они - идеал, к которому нужно возвращаться. Это означает, что не нужно делать идола из боли и смерти. Иуда, когда вешался, тоже страдал, больно было и ему.
Несколько десятков бранных комментариев - и ни один не подписан. Я вновь и вновь возвращаюсь к богословию имени. Нельзя полноценно, всем сердцем молиться о тех, чьих имён не знаешь.
В целом, истерика вокруг погибших напоминает мне пластмассовое яблоко. Подлинной солидарности с ними тут нет именно потому, что тут - агрессия, гнев. (К американцам, превратившим скорбь об 11 сентября в войну, это mutatis mutandis тоже относится.) Ведь и я, какой я есть, мог бы погибнуть. А может, среди погибших есть геи, или чеченцы, или раскольники… Кто искренне материт живого, тот неискренне оплакивает умершего. Неискренне - не лживо, а неумело. Человек хочет продемонстрировать свою включённость в некое единство, но делает это, уничтожая всякое намечающееся единство. Борис Дубин часто подчёркивает, что главная беда России есть отсутствие солидарности людей, отсутствие чувства принадлежности к единой группе. Вот у меня есть ощущение, что я принадлежу к той же группе - многомиллионной - что Быков и Кучерская, патриарх Кирилл и о.Пётр Мещеринов, а у них этого чувства то ли нет, то ли они его умело маскируют. Пока…
В заключение отсылаю к моим заметкам о трауре - к сожалению, начиная с гибели о.Александра мне много раз приходилось размышлять о причинах и