"Пробы"
Я ищу работу. Работа - моя больная тема, о которой я всегда хочу написать гораздо больше, чем позволяет мне здравый смысл (и я не пишу в итоге). С неделю назад со мной случился опыт, который нужно брать на вооружение. Суть в том, чтобы попробовать компанию, которая вам интересна. Приехать и поработать там с неделю, осмотреться, познакомиться с командой и тем, как они работают, показать себя. Это не испытательный срок, это больше похоже на прощупывание. После этого многие вопросы отпадают сами собой и это жутко интересно.
В моей истории я случайно нашел компанию, что была единорогом в моем представлении. Т.е. я думал, в России таких компаний нет. Написал письмо, мол хочу у вас работать и прорекламировал себя. Через пару дней я поехал в Москву с тем, чтобы в моих многочисленных вопросах к самому себе стало меньше белых пятен. Я не ждал такого результата. Одно из крутейших чувств - когда что-то становится понятнее. И оно стало. Размышлять и сомневаться можно годами, но только действия дают четкие ответы.
Еще как минимум 3 компании предложили мне такой же подход - просто попробовать без каких-то обязательств. Для некоторых ситуаций это действительно хороший подход.
“Образовательный эксперимент"
Два года назад я ездил на “Летнюю школу” в лес под Дубной читать лекции по проектированию интерфейсов для студентов. Тогда случился мини факап. Я переоценил уровень ребят, которые там будут, и подготовил материал для гораздо более опытных людей. Пришлось все в срочном порядке адаптировать под новые реалии. Но в итоге все было круто.
В этом году я решил повторить опыт. Но для себя поставил новые цели. Я понимал, что нельзя совсем зеленых ребят научить проектировать интерфейсы за два дня. Также я не хотел поступательно выкладывать им содержание книги “об интерфейсе”. Я решил поэкспериментировать с подходом, с темами и с подачей. Я не знаком со стандартными практиками преподавания, возможно все, что опишу ниже банально и ясно, как божий день. Но для меня это был личный челендж и эксперимент.
Моей целью не было рассказать все, что я знаю, но я хотел посадить зернышко понимания самой-самой сути, чтобы оно потом могло вырасти в полноценные знания и скилы через естественное любопытство. Я наблюдал этот процесс за собой. Тебе что-то говорят, значения чего ты вроде понимаешь (т.е. слова все знакомые), но на самом деле ты не понимаешь. И только через полгода ты сам дойдешь до того же вывода и вспомнишь: “А, дык вот про что мне тогда говорили!” И вторая мега задача была подтолкнуть ребят к тому, чтобы размышлять и делать выводы самостоятельно, а не просто следовать стандартным инструкциям и методам.
Ниже перечислю некоторые подходы и результаты:
Одно занятие - одна четкая мысль, за которой может скрываться огромнейший пласт информации. Например, “вы не ваш пользователь” - про человекоориентированный подход в дизайне. И в лекции я не рассказываю вообще ни о чем больше, ни предыстории, ни каких то правил. Ничего. Только одна мысль.
Старался максимально отойти от роли вещающей головы. Переложив все выводы на плечи ребят. Задавал вопросы и обрисовывал ситуации, в которых они сами приходили к выводам. Например, в первой лекции про человекоориентированность я пообещал, что есть супер методика - всего один вопрос, который позволит им делать крутые интерфейсы. Вытягивал правильные ответы, заставлял сомневаться в этих ответах и задавать себе новые вопросы. Таким образом мы приходили к нужному выводу в конце лекции.
Лекции делал небольшими, меньше часа. Иногда после лекции ребята просто сидели и думали, что сейчас еще что-то будет и отказывались вставать со своих мест. Я сначала было подумал, что это плохо - есть ощущение незавершенности, но потом я стал посвящать это время совсем вольному общению и разбору каких-о спорных моментов, которые возникали в течение лекции. Это мягко переводило нас в состояния "лекция идет" в состояние “можно заняться другими делами”.
Максимальное вовлечение. Помимо методики вопросов и ответов, которую я описал выше, использовали простые эксперименты с интервьюированием прямо в группе. Тезис “вы не ваш пользователь” мы опровергали, выясняя насколько по-разному мы все решаем одни и те же бытовые задачки.
Ребята сами создавали презентационные материалы. Выводы, которые мы делали мы записывали в виде четкого тезиса на бумажке маркером и весили на стену. Писал каждый раз новый человек (мы называли его эльф - помощник Санты). Очень просто и очень вовлекательно. Никаких проекторов и компьютеров.
Использовали метафоры. Базовое устройство интерфейсов и принципы взаимодействия (самые самые базовые) мы понимали на примере разных светофоров. Я задавал разные входящие условия ситуации, в которую попадал пользователь со светофором и из этих ситуаций мы потом выводили требования для хорошего интерфейса. После чего снова вовлечение - каждый привел свой пример хорошего и плохого интерфейса из жизни.
Использовали игру и упрощение. Для иллюстрации тезиса “выходите за рамки экрана” (обсуждение важности контекста) мы разыгрывали сценки взаимодействия с одним и тем же продуктом в разных контекстах, чтобы увидеть и даже ощутить разницу в требованиях к интерфейсу.
Тут же я максимально упрощал все понятия. “Выход за рамки экрана" я преподносил в буквальном смысле. Хотя можно было бы говорить о “контексте”, это слово я упомянул только в конце, чтобы они могли узнать этот термин, когда встретят.
Конечно, отлично работают истории и примеры из своей практики.
На каждой лекции в начале мы обсуждали то, что они уже успели применить из предыдущей лекции. И это было просто супер увлекательно, потому что все видели в действии только что полученные знания. Интересно то,что часто ребята даже не понимали, какие крутые штуки у них получалось узнать или сделать.
Важно спрашивать буквально каждого человека в аудитории (нас было около 15). Когда все говорят свое мнение - получается снежный ком из тезисов, которые всплывают органично и их можно развивать дальше. Лекция живая получается. Например, когда мы говорили о базовых понятиях взаимодействия, кто-то сказал фразу типа “лучший интерфейс, это отсутствие интерфейса”. И с помощью уже полученных знаний ребята сами (я задавал только вектор) обсуждали эту фразу, насколько она правильная или не правильная.
Мы минимум времени говорили про цифровые интерфейсы, хотя на школе ребята занимались дизайном мобильных приложений. Хотелось, чтобы ребята поняли, что есть интерфейс в своей сути. Живые примеры гораздо лучше воспринимались и ребята настолько привыкли к этому, что почти все ИХ примеры были про реальные предметы, а не GUI. Мы даже начали смеяться над этим.
---
Сложно сказать, насколько полезными были мои лекции и какие плоды они принесут. Но мне самому жутко понравился процесс и результат. То, что ребята делали во время работы над проектами и как они рассуждали к концу каждой лекции говорило о максимальной усваиваемости.
Считаю, что мой эксперимент удался. Буду дальше работать в этом направлении.
"Вдохновение"
На Летней школе я узнал двух новых людей. С одним я познакомился лично, с другим взаимодействие ограничилось прослушиванием лекции и словами благодарности за нее в очереди за порцией овсянки. Эти два человека в моей голове слились в один образ, хотя были разными. Только спустя какое-то время я понял, почему. Они оба вдохновляли тем, что делали. Когда они говорили про свои занятия, они горели и хотелось сразу бежать и делать то же самое. Один занимается поиском и записью Кавказского фольклора. Они с партнером стараются записать музыку так, чтобы сохранить ее уникальный колорит, но чтобы ее при этом можно было слушать, как обычную музыку. Они ездят по городам и деревням по наводкам своих знакомых и пишут то, что без них просто уйдет в небытие рано или поздно. Он много рассказывал об особенностях и текущем положении дел, делал нетривиальные выводы из своих наблюдений. Все делается по собственной инициативе на свои деньги и выкладывается в бесплатный доступ. Вот их сайт
http://oredrecordings.bandcamp.com/ и ФБ
https://www.facebook.com/oredrecord... . А второй человек - Витя Пушкарев. Он проводил лекции в той же мастерской что и я. Он с таким вдохновением рассказывал про обычные буквы, что мне даже стало стыдно, но я не понял за что. Вот его фейсбучек
https://www.facebook.com/vi.kt0r1?f.... Больше таких людей в нашей жизни и проблем с вдохновением не будет.