Я сегодня побывала на премьере фильма Андрея Кончаловского "Рай" (Россия, Германия, 2016 г.) Случайно услышала утром по Радио России, тут же сорвалась и поехала на ближайший сеанс в Художественный.
Действие фильма затрагивает одни из самых страшных и трагических событий мировой истории: Вторую мировую и Холокост. Зритель видит черно-белое кино в старом стиле: квадратная картинка, характерные помехи и потрескивания. Выбор, думаю, не случаен: возможно, это попытка максимально окунуть зрителя в ту мрачную атмосферу, где для миллионов людей жизнь потеряла все краски, где мир поделился на чужих и своих, евреев и НЕевреев, на черное и белое.
С экрана нам по очереди исповедуются три героя: Ольга (Юлия Высоцкая), русская аристократка, живущая во Франции и помогающая французскому сопротивлению укрывать еврейских детей, она была арестована и впоследствии отправлена в концлагерь; Жиль, офицер французской полиции и коллаборационист, вынужденный сотрудничать с немецкими оккупантами, в руки которого и попадает Ольга; Хельмут, немецкий аристократ, свято верящий в идеи национал-социалистической партии, готовый верой и правдой служить своей родине и Фюреру, строить Рай на Земле даже ценой ада для миллионов людей, ему выпадает честь оказаться в рядах избранных, в СС, когда-то он был влюблен в Ольгу и теперь встречает ее в качестве заключенной в концлагере.
То ли исповедуются герои, то ли дают показания как на допросе, то ли отвечают на вопросы, которых мы не слышим. Как бы то ни было, каждый делится своим видением происходившего. Их воспоминания чередуются с эпизодами в реальном времени. Так мы можем видеть, что происходило, но судить об этом через призму мыслей и чувств самих героев.
Фильм тяжелый. Он о смысле бытия, о хрупкости, ценности и наоборот обесценивании человеческой жизни, о спасительной силе любви, о власти над чужой судьбой, о том, как быстро человек может превратиться в "животное", не чувствующее ни страха, ни боли, ни страданий, но также быстро возродиться, если появляется хоть малейшая надежда на спасение. Думаю, в этой картине каждый, наряду с общечеловеческими вопросами, увидит и найдет что-то своё, очень личное.