5 марта 1953 года умер Сталин...я не могу к нему относится плохо или хорошо - для меня он просто был...были и раскулаченные в моей семье - это прадед - их всей семьей сослали на Курилы. однако никогда не считала себя сталинистом или антисталинистом. в любом политическом деятеле надо видеть не только то, что он не смог сделать, а то, что он уже реально сделал - его достижения - видеть не только минусы,но и плюсы - пользу,которую он принес трудящимся. Нам сейчас из своего времени проще судить поступки Сталина и критиковать с позиции тех авторов, которые пишут сотни книг и статей об Иосифе Виссарионовиче. Но не судите, да не судимы будете! Из 100 исторических исследований о Сталине мне больше всего понравилась книга доктора исторических наук Юрия Николаевича Жукова "Иной Сталин" , где сталинизм интерпретируется как тип этатизма, исторически обусловленный всем ходом исторического развития как Российской империи, так и молодого Советского государства. Надо отдать должное эффективному менеджменту Сталина и его команды. Мне лично в их менеджменте нравиться социальный оптимизм, который подкреплялся реальным улучшением материального благополучия граждан - строительство заводов и успехи советской науки. Такой социальный оптимизм опирался на мощную веру в интеллектуальный и нравственный прогресс человечества - это концепты не только марксизма, но и философии гуманизма и философии Просвещения - это философские источники оптимизма, а социальное-экономическое развитие СССР - то конкретно-историческое содержание, которое данный оптимизм и отражал . Источник прогресса находится в трудовой деятельности, приносящей обществу пользу и культурно обогащающей личность. никто не заставлял колхозниц выкладывать из зернышек изображения Сталина, никто насильно не заставлял художников писать его портреты. Атмосфера всеобщей гордости за вождя и его курс - это то,чему я продолжаю удивляться. Мне нравится его аскетизм - изношенные ботинки. Я бы так не смогла...Меня слишком сильно баловали с детства - много одежды. С детства прививали миф о том, что женщина ОБЯЗАНА выглядеть как можно лучше, поэтому ботинки должны быть модными, платье к лицу - в общем в человеке все должно быть прекрасно, а в женщине прекрасной должна быть внешность...это реально утомляет...иногда так не охота делать прическу - часто не делаю... Мама ругается...говорит обидные слова - что я похожа на обезьянку.:)))))У дочери Сталина не было французской косметики...она жила в спортанских условиях, все, что присылалось в подарок вождю- отправлялось в детские дома. дети жили в аскетизме...
Так вот...очень нравятся его проникновенные выступления перед советскими гражданами. никакие спичрайтеры их не писали. он их сам писал. очень жалею, что в 2004 году не заняла деньги для покупки собрания сочинений Сталина.
Скорбь, запечатленная в слове
Запечатленная в слове скорбь примечательна прежде всего удручающим однообразием. Вне зависимости от меры дарования стихотворцев. Впрочем, похоронные речи (как и тосты) разнообразием не отличаются
В стихах к усопшему обращались на Вы и называли его отцом - это общее место. Тем более что «отец» хорошо рифмовался с «конец», «отца» с «сердца» и т.п. - добротные, чистые, удобные рифмы. «И горько нам, и нет нигде предела, / Нет скорби человеческой конца, / Что умер он - земля осиротела, - / Народ лишился друга и отца» (Михаил Исаковский).
Иногда в стихи прорывалось ощущение, что это действительно конец, возврата не будет: «Скорбный марш звучит в Колонном зале, / Всюду Ваше имя на устах. / С навсегда закрытыми глазами / Вы лежите, весь в живых цветах. / Вас не стало. Вы навек уснули…» (Сергей Смирнов). «Неподвижны навек / Их не знавшие устали руки… Снова вместе они, / Да они и не знали разлуки» (Александр Твардовский. «Они» - это Ленин и Сталин). Но таких стихов было меньше.
Большинство же утверждало бессмертие вождя: «Нет, смерть не властна! Недоступна ей / Любовь народов, жизнь, мечта народов! / Он жив, отец трудящихся людей…» (Михаил Луконин). Констатацию физической смерти («Что тот, чью жизнь веками не измерить, / Не улыбнется больше никогда») компенсировало упование на политическое/историческое бессмертье: «И будет вечно жить товарищ Сталин / В делах его могучих сыновей» (Лев Ошанин). «Как сила людей несметна, - / Так имя вождя бессмертно» (Николай Асеев).
Некоторые авторы выражали романтически бескорыстную (но и безопасную) готовность принести себя на алтарь: «Когда бы мы ему отдать могли / Свое биенье сердца и дыханье…» (Сергей Михалков). «И если бы исполнилось желанье: / Чтоб хоть на миг остались Вы в строю, / Любой из нас Вам отдал бы дыханье / И кровь свою. И жизнь свою» (Лев Ошанин).
Обращение к вождю используется как повод, чтобы обратиться к партии: «Партия родное держит знамя, / Ей вручаем мысли и сердца. / Сталин умер - Сталин вечно с нами! / Сталин - жизнь, а жизни нет конца» (Николай Грибачев). Кого-то пробивало на антропоморфизм: «… И звучит грядущего порукой / Ясный голос нашего Цека. / Партия протягивает руку. / Как всегда, крепка ее рука». (Юрий Яковлев).
Кому-то удавалось совместить верность партии с патриотическим пафосом и с верой в бессмертие вождя: «Родина, Отчизна дорогая, / Каждый день твой им был озарен… / Пусть ведет нас партия стальная! / Сталин всюду с нами вечен он!» (Александр Прокофьев).
Ольга Берггольц выступала в жанре плача: «Обливается сердце кровью… / Наш родимый, наш дорогой! / Обхватив твое изголовье / Плачет Родина над тобой».
Может быть, лучше других - по-женски переживая, по-бабьи искренне - сказала тогда свое похоронное слово Маргарита Алигер:
Когда Отчизна провожала
его в последний путь далекий,
была я только каплей малой
в людском рыдающем потоке.
Поток катился величаво,
и капли малые сроднила
одна-единственная слава,
одна-единственная сила
http://www.peremeny.ru/blog/7274и ведь людей никто автобусами не свозил на эти похороны - никто не заставлял их приходить...
Восьмиклассник Володя Высоцкий тоже написал свое стихотворение,отражающее скорбь, но он в тот момент и впоследствии не был придворным поэтом. Стихотворение отражает молодежное восприятие Сталина, отвественность за страну...
МОЯ КЛЯТВА
Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока ее скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.
Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало мое,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело.
Жжет глаза мои страшный огонь
И не верю я черной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.
Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.
Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьей,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.
В эти скорбно-тяжелые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.
Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землей,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.
1953, 8 марта
Copyright © Мария Школьникова, 1996-98
masha@kulichki.com
В этих стихах высоцкого поражает то,что они наполнены социальной ответственностью за общество! Парню не наплевать на свое социальное окружение - это большая редкость для сегодняшних людей - для моих ровесников тем более.
Кроме этих стихов Высоцкого очень люблю Евгения Долматовского
В КОЛОННОМ ЗАЛЕ
Впервые плачет девочка моя
Совсем не детскими, тяжелыми слезами,
И не могу её утешить я,
Подняв её над головой в Колонном зале.
Так рано с горем повстречалась ты,
Как в раннем детстве я, - в том январе далеком.
Мы, вглядываясь в строгие черты,
Прощаемся с вождем в молчании глубоком.
Среди цветов товарищ Сталин спит.
Сон нашего отца величествен, спокоен:
Уверен вождь, что тверд, как монолит,
Народ советский - труженик и воин.
Всегда едины Сталин и народ,
Бессмертен сталинский народный светлый гений.
Он вместе с Лениным и вел нас и ведет,
Он путь предначертал для многих поколений.
Пусть девочка моя совсем мала,
Но так же, как и я, она узнала с детства:
Все светлое нам партия дала,
Отечество и мир нам вручены в наследство.
Святому делу Ленина верны,
Святому делу Сталина верны,
Путь к коммунизму озарен их вечной славой.
Как много в жизни сделать мы должны,
Чтоб быть достойными своей эпохи величавой!
1953
http://sovietart.net/poetry/poet4.htm