Деревня Доможирово
Согласно писцовым книгам 16 века, деревня Доможирово (другое наименование - с. Оятское) находилась на территории Обонежской пятины, Введенский на Ояти погост.
По одной из версий, ее название родилось от имени капитана Кексгольмского батальона Василия Доможирова, который в начале XVIII века производил опись всего восточного Приладожья.
В 1838 г. входила в Санкт-Петербургскую губернию, Новоладожский уезд, 3-й стан, Доможировскую волость. Принадлежала Казенному ведомству. Здесь находилось волостное правление и училище, в деревянном доме.
Училище в Доможирово. 1902 г. Фото из архива Александра Кривободрова и его жены Анории Кривободровой, преподававших в нём в начале XX века.
Близ деревни был монастырь во имя Введения Пресвятой Богородицы, при монастыре лесопильный завод. Жителей: 94 мужского пола и 105 женского.(1)
В 1856 году деревня также находилась в ведомстве Государственных имуществ. Местонахождение указано - «по почтовому тракту». В деревне 41 двор, 93 души .(2)
Согласно списку населенных мест (1862) - Доможирово расположено при реке Ояти, на Архангелогородском почтовом тракте. Деревня казенная. В ней 42 двора, где проживают 113 мужчин и 129 женщин. При церкви часовня православная(3) во имя Петра и Павла ,(4) училище, почтовая и обывательская станция. Также имеется казенный перевоз через реку Оять .(5)
Деревня принадлежит приходу церкви Смоленской Божией Матери в селе Оятском. Метрические книги церкви с 1891 по 1911 гг. можно изучить по этой
ССЫЛКЕ.
Согласно «Историко-статистическим данным» здешние прихожане были в древности крестьянами Московского Новодевичьего монастыря. В деревне праздновали день Петра и Павла .(6) В книге «Земля Невская православная» указаны 2 церкви в д. Доможирово (ранее с. Оятское) - «Святого Николая Чудотворца - деревянная, до 1580 г. Разобрана в 16114-1618 гг. Возобновлялась в 1649 г. и 1742 г. Сгорела в 1798. Деревянная, 1799. Не действовала с 1937 г. Закрыта в 1941 г. Здание сохранилось. После реставрации в 1990е нерегулярно свершаются богослужения». В книге имеется фотография. Вторая церковь «Смоленской иконы Божией Матери. Деревянная, до сер. 18 в. с приделом Рождества Иоанна Предтечи. Сгорела в 1798 г. Каменная, 1816-1825 гг., с приделами: Покрова и Рождества Иоанна Предтечи. 1828-1830 гг. пристроена колокольня. Не действовала с 1937 г., закрыта в 1941 г. Сильно разрушена» .(7)
Карта деревень в окрестностях Доможирово
Как деревня Доможирово из 40 дворов, она отмечена на карте Ф. Ф. Шуберта 1844 года.
В 1876 году Доможирово полностью сгорело, осталось только 4 дома.
В «Материалах по статистике народного хозяйства» (1896) Доможировская волость выделена особо. «Волость напоминает Олонецкий край во многих отношениях и его бытовые особенности. Вместе с с. Доможирово - 22 селения составляют так называемое с. Оятское» .(9) Волость промысловая и расположена вблизи водных путей .(10) Мужское население почти совсем забросило земледельческий труд. Развитие посторонних, отрывающих от земледелия промыслов, мешают проявляться исконной привязанности крестьян к земледельческому труду. Значительное количество домохозяев нанимает рабочих для этого .(11) Большой процент семейств занимаются весною и летом разными работами на судах и на рыбных ловлях, что отражается на земледелии .(12)
Значительное число судовладельцев объясняется тем, что здесь на устьях рр. Ояти и Паши происходит нагрузка дров, доставляемых с верховьев названных рек и их притоков .(13)
Все нужные лесные материалы и топливо население добывает себе сравнительно дешево, а часто и совсем даром, благодаря близости сплавных рек и лесопильным заводам. Доможирово имеет свои дровяные леса, а также вполне обеспечено строевым лесом .(14)
В волости наибольший процент грамотных по всему уезду - 21% .(15)
В 1905 году в Доможировскую волость входит: 13 сельских обществ, 77 селений .(16) В Доможировское сельское общество сходят села: Барково, Яровщина .(17) По данным «Памятной книжки Санкт-Петербургской губернии» за 1905 год в деревне Доможирово жил полицейский урядник. Вместе с деревнями Барково и Яровщина, оно образовывало Доможировское сельское общество.(18)
Фото Доможирово из архива Александра Кривободрова и его жены Анории Кривободровой, преподававших в Доможировском училище в 1902 г.
В Доможирово находится: Доможировское 2-х классное учебное заведение, Доможировское женское учебное заведение,(19) Государственная сберегательная касса при почтово-телеграфном отделении .(20)
В октябре 1919 года Доможировская волость была упразднена, а деревня Доможирово вошла в состав Пашской волости. На протяжении XX века деревня неоднократно меняла свою административно-территориальную принадлежность. В начале 1920-х годов деревня становится центром Доможировского сельсовета.
После революции волость входит в Лодейнопольский округ. С 1927 года образует Доможировский сельсовет в Пашском районе .(21) Здесь находится одна из крупнейших пристаней района, штатное почтово-телеграфное агентство, областной педагогический техникум. В 1929-1930 учебный год было 113 учащихся .(22)
В 1933 году Доможировский сельсовет включал 18 населенных пунктов, 2142 жителей .(23)
В 1936 году количество населенных пунктов сократилось до 14. В сельсовет входило 470 хозяйств, которые составляли 6 колхозов .(24) В Доможирово имелась электростанция(25)
С 1955 деревня входит в состав Новоладожского района, с 1963 Волховского. В октябре 1974 года Доможировский сельсовет был передан в Лодейнопольский район .(26)
Фотография дома в Доможирово 1975 г.
Библиография:
(1) Описание Санктпетербургской губернии по уездам и станам. - СПб., 1838. - С. 96.
(2) Алфавитный список селений по уездам и станам С.-Петербургской губернии / сост. при Губ. стат. ком. - СПб., 1856. - С. 115.
(3) Санкт-Петербургская губерния: список насел. мест по сведениям 1862 г. / Центр. стат. ком-т Мин-ва внутр. дел / под ред. И. Вильсона. - СПб., 1864. - С. 123.
(4) Деревенские святыни Северо-Запада: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: WWW.URL:
http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Ladoga4.htm#50. - 01.09.2010.
(5) Санкт-Петербургская губерния: список насел. мест по сведениям 1862 г. / Центр. стат. ком-т Мин-ва внутр. дел / под ред. И. Вильсона. - СПб., 1864. - С. 123.
(6) Деревенские святыни Северо-Запада: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: WWW.URL:
http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Ladoga4.htm#50. - 01.09.2010.
(7) Земля Невская православная: православн. храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленингр. обл.: крат. церк.-ист. справочник / РГИА, Ком. по сохранению и возрождению святынь Санкт-Петербурга и Ленингр. обл. - Спб.: Лики России, 2006. - С. 157.
(9) Материалы по народной статистике народного хозяйства в СПб губ. Вып. VIII. Крестьянское хозяйство в Новоладожском уезде. Ч. 2. Очерк крестьянского хозяйства. - СПб., 1896. - С. 50.
(10) Там же. - С. 33.
(11) Там же. - С. 93.
(12) Там же. - С. 181.
(13) Там же. - С. 181.
(14) Там же. - С. 183.
(15) Там же. - С. 33.
(16) Памятная книжка С.-Петербургской губернии: описание губернии с адресными и справочными сведениями. - Спб., 1905. - С. 214.
(17) Там же. - С. 215.
(18) Там же. - С. 210.
(19) Там же. - С. 234.
(20) Там же. - С. 235.
(21) Справочник по районам Ленинградской области / изд. орготд. Леноблисполкома. - Л., 1930. - С. 169.
(22) Там же. - С. 170.
(23) Рыкшин П.Е. Административно-территориальное устройство Ленинградской области / П.Е. Рыкшин.-Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета , 1933. - С. 65, 343.
(24) Административно-экономический справочник по районам Ленинградской области. - М., 1936. - С. 180.
(25) Там же. - С. 181.
(26) Васильев П. Сто веков Межозерья: ист. очерк о территории Присвирья и Приоятья / Петр Васильев. - 2-е изд., доп. и перераб. - Б.м.: Б.и., 1999. - С. 116.
Источник
ЗДЕСЬ Купеческие дома лесопромышленников в Доможирово (Якимовских и др.)
Дом Александра Капитоновича Якимовского. Ориентировочный год постройки - 1895.
Имя первоначального владельца уточняется. Предположительно владел промышленник Чикалев. Дом с мезонином южнее моста через р.Оять. Утрачен.
Дом Владимира Капитоновича Якимовского?
Дом Владимира Капитоновича Якимовского?
Исследование И.П.Хрущова «Заметки о русских жителях берегов реки Ояти» 1868 г.
Иван Петрович Хрущов в своем этнографическом
труде 1868 года описывает окрестности Доможирово и Сермаксы в не очень ярких красках:
«За Носком, где пристают пароходы, следует второе селение -
Сермакский погост, с церковью и базаром. Далее идут порядочные домики рядом с покривившимися избёнками. Особняком стоит большой двухэтажный купеческий дом. Вид Сермакс чрезвычайно неприятен: ни одного дерева на всём их протяжении, избы высоки и безобразны, купеческие дома с претензиями на вкус ещё безобразнее их. Среди последних как-то плачевнее кажутся покривленные избы. В Сермаксах живут купцы лесопромышленники и рыбопромышленники. Двое из них, при этих промыслах, ведут хорошую торговлю колониальными товарами. Купцы строят амбары на Носке для выгрузки хлеба с судов, идущих по Свири, сооружают тихвинки и лесные гонки и отдают первые в наём для провоза хлеба в Петербург. Многочисленные караваны судов, следующих по Mapиинской системе, останавливаются в Сермаксах. Крупные хлебные торговцы делают там большие дела. В Сермаксах живут приказчики некоторых значительных домов. Летом в Сермаксах большее движение. От Сермакс ежедневно ходят трешкоты в Петербург. Заворачивая из устья
Свири в Свирицу, они идут известным путём каналов Мариинской системы до Шлиссельбурга. За Сермаксами
Оять круто поворачивает.»
Вы можете ознакомиться с полным трудом И.П.Хрущова по
ССЫЛКЕ Храмы д.Доможирово
Из "Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии":
Село Оятское, находящееся в 210 верстах от Петербурга и в 62 от Ладоги, называется иногда Сермаксою, по ближайшему погосту Сермаксе, находящемуся в Олонецкой губернии. Название же Сермакса есть Корельское и значит "Серебряная подать". Оятское село стоит на Архангельском тракте, при реке Ояти, отделяющей губернию Петербургскую от Олонецкой. Церковь находится в версте от дороги, на возвышении, между реками Оятью и Кирой. ...
Второй храм каменный, начат в 1818 г. в 30 саж. к югу от деревянной церкви, и окончен в 1826 году. Его строил Новоладожский купец Абрам Григорьев Волков. В 1858 году, под наблюдением инженера Гештова, храм сделан теплым, и в нем устроен новый иконостас, а деревянный храм покрыт железом. Вся работа произведена на 6,803 руб. 20 ½ коп., в 1851 году сделана, во круг храма, каменная ограда, в окружности на 192 сажени, с деревянным палисадом и с двумя воротами, В 1881 г. в паперти устроено теплое помещение для ризницы и библиотеки; у западных врат сделан деревянный навес. Ограда стоила 2,755 руб. 64 коп.
Каменный храм освящен во имя Смоленской Божией Матери, с приделами Покрова и Рождества Иоанна Предтечи Антиминс главного престола освящен 8-го мая 1883 г. епископом Арсением и подписан митрополитом Исидором. Антиминсы Покровского и Предтеченского придела освящены митрополитом Серафимом 1824 г. сентября 21 го дня.
Антиминс деревянного храма, во имя св. Николая, освящен митрополитом Никанором 1854 г. апреля 3-го.
Из икон и предметов церковной утвари замечательны:
1) Икона Спасителя, в иконостасе, в серебряной ризе, с позолоченным венцом; на ней надпись: «усердием Новоладожского купца Абрама Григорьева Волкова. 1829 г. декабря 18-го». 2) Икона Смоленской Божией Матери, в серебряной ризе, с позолоченным венцом и с недорогими каменьями. Риза сделана 1822 г. января 16-го. Далее буквы А. Г. В. (вероятно имена: Абрам Григорьев Волков). 3) Иконы Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Богородицы всех Скорбящих, явления св. Троицы преподобному Александру Свирскому. Все они в серебряных ризах, с позолоченными венцами. 4) Оловянная Дарохранительница и такое же блюдо для благословения хлебов, 5) большой, в 212 пуд. 1 фунт, колокол, с изображениями престольных праздников и с надписью: "вылит сей колокол к церкви Смоленския Божия Матери, усердием прихожан оной, при священнике Илии Смирнове и церковном старосте Александра Тиханове, в С. Петербурге, на заводе купца Михаила Стуколкина февраля 23-го дня 1860 года. Весу 212 пудов 1 фунт И. Ильин". Ценность колокола 1,890 руб. 12 коп. ...
При церкви есть сторожка, в 3 окна, построенная прихожанами. Причт помещается в собственных домах. Для просвирни построен домик прихожанами в 1878 г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
НОВОЛАДОЖСКИЙ УЕЗД
ОЯТСКОЕ
Смоленская церковь
http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spbnloyat.html Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. СПб. 1884. С. 323-327; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 394-395; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.
Церковь каменная, построена в 1826 году. Престолов три: Смоленской Божией Матери, Покрова Божией Матери и Рождества Св. Иоанна Предтечи.
Вторая церковь деревянная, с престолом во имя Святителя и Чудотворца Николая, построена в 1799 года.
К церкви приписаны 2 часовни.
В 1899 в приходе состояли село Оятское, деревни Корестелева, Пономарева, Фомина, Полденицы, Горловщина 1-я, Горловщина 2-я, Завьялова, Чалы, Лакомщина, Ондрусово, Антоманово, Викшенги, Доможирово, Кирьяновщина, Егорьевская, Горка, Фроловщина, Комбановщина, Шетниковщина, Семогина, Тишина, Бор (297 дворов, 662 мужчины, 812 женщин).
Настоятели
Псаломщики, просфорни
Старосты и попечители
Ниже представлены фотокарточки
Петра Коростылева, краеведа, исследователя Присвирья. 1973 год. Вид на Сермакский погост из окна второго яруса колокольни церкви Смоленской иконы Божией Матери в Доможирово на реке Оять. Фото Петра Костылева.
1973 год. Этюд Петра Коростылева. Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери
1973 год. Этюд Петра Коростылева.
Лесная промышленность на р.Оять
Во второй половине XIX в. вепсы, проживавшие вблизи сплавных рек Свирь, Оять, Капша, Паша, занимались заготовкой и сплавом леса. Зимой уходили на заработки, за зимний сезон на лесозаготовках можно было заработать на лошадь, на корову, весной подряжались на сплав леса по Свири, Ояти, Паше. Шли пешком, так, например, добирались до Доможирова, на Сермаксу. Сейчас такие огромные расстояния вызывают удивление, а раньше много и далеко ходили. Сплавщики работали артелями, лесорубы - семьями. Этими промыслами они занимались в свободное от полевых работ время - зимой и ранней весной.Вот что об этом писала Малиновская З.П. (Материалы по этнографии вепсов. С. 191). «Главным подсобным занятием с давних пор являются зимние лесные заготовки: рубка, пилка леса и подвоз его к сплавным пунктам. До 1925 года главным районом лесных заработков являлся район р. Ояти. Работа на зимних лесных заготовках сопряжена с большими лишениями и трудностями: приходится жить неделями в лесу, в холодных дымных «станах», спать не раздеваясь, вместо воды лицо и руки обтирали снегом»
Деревня Сермакса (Мандеры, Турыгино)
Деревня Сермакса находилась на противоположном от Доможирово берегу реки Оять, в месте где Оять впадает в Свирь. Сермакса была очень крупной деревней. Здесь проживали лоцманы, сплавщики леса, купцы-лесопромышленники и др. Сермакса была первой после Петербурга пристанью, где останавливались теплоходы идущие дальше по Свири. Предположительно в д.Сермакса находился дом купца, депутата Государственной Думы
В.К.Якимовского. В 1907 г. в Сермаксе произошла очень крупная
забастовка лесосплавщиков, требовавших увеличить жалованье. Подробнее об это вы можете узнать в статье
Восстание в Сермаксе.
Факты:
1614 год - около села Сермакса русские войска нанесли поражение польско-литовским отрядам.
В книге “Путешествие по северу России в 1791 г. Дневник П. И. Челищева” сказано: “В десяти же верстах от Якшина на реках Сермаксы и вниз по Свири строют крестьяне купеческие корабли; а на Паше и Свири ж деревни Гнилкиной у крестьян главное происходит строение галиотов, ценою кроме железа и снастей до трехсот рублей. Работа изрядно чиста, только груба”.
Зимой 1813 г. в Сермаксе из-за наступивших морозов застрял сибирский караван с чугуном, предназначавшийся для частного военного предприятия Грейсона в С-Петербурге. Управляющий Военным министерством А.И. Горчаков 1-й, дабы не допустить полной остановки завода, разрешил пойти на чрезвычайные расходы и разрешил доставку металла санным путем. Подробнее
ЗДЕСЬ.
1831 год - волнения крестьян в селе Сермакса. ? Источник:
http://nasledie-sela.ru/places/KAR/710/ Из книги «Волго-Балт с борта теплохода», Лениздат, 1984 г. Тест можно скачать
ЗДЕСЬ.
На оконечности острого мыса, по правому берегу Ояти,- цепочка изб. Это пристань Сермакса - одно 92 из старейших поселений на Свири, свидетель и участник крупных исторических событий. С XII века Русское государство вынуждено было вести борьбу против шведской агрессии. Швеция стремилась захватить северные и северо-западные земли Руси, чтобы воспрепятствовать ее торговле с Европой. Шведы не раз пытались прорваться в Приладожье. В 1592 году им удалось пересечь Ладожское озеро и войти в Свирь. В писцовых книгах сохранилось упоминание о том, как чужестранцы «воевали Сермаксу» и разграбили ее. Приходили сюда захватчики и с отрядами Лжедмитрия в начале XVII века. Но крестьяне Сермаксы, вооружившись самодельными копьями и вилами, топорами и косами, поднялись на врага и разгромили его. До открытия приладожских каналов Сермакса была богатой пристанью. Через нее шла вся хлебная и лесная торговля. Здесь жило более 60 лоцманов. С открытием каналов торговля переместилась на их берега. Лоцманы ушли из Сермаксы, так как работы для них не стало, и постепенно деревня, отрезанная от мира лесами и болотами, превратилась лишь в место политической ссылки. В 1907 году Сермакса снова заявила о себе - на сей раз мощной забастовкой сплавщиков леса, среди которых вели работу ссыльные. В забастовке приняли участие 900 человек. Жандармы применили оружие, но массовость и сплоченность забастовщиков были таковы, что хозяева вынуждены были пойти на уступки и прибавили рабочим жалованье.
Также про забастовку 1907 г. пишет Зайцев Петр Михайлович в своей книге Лодейное Поле Историко-краеведческий очерк, а также в издании «Очерки истории Карелии» в 2-х томах. В настоящий момент не оцифрована!
Восстание в Сермаксе отразилось и в искусстве:
«Тесно сотрудничал с Карельским государственным музеем резчик по дереву Ю. О. Раутанен. Участник Финляндской революции 1918 г., он прибыл в СССР в 1932 г. из Америки, имея несколько рабочих специальностей и славу спортивного борца и боксера. Работая в мебельном цехе лыжной фабрики, Раутанен в свободное время выполнил для новой экспозиции Карельского государственного музея барельефы «Лесорубы», «Ударная работа в лесу». В барельефе «Сплавщики» (1936), изображающем группу рабочих, которые сталкивают с обрыва в озеро сосновые бревна, художник ярко выразил свое уважение к трудолюбию, физической мощи и духовной силе северян, их единению с родной природой. Для музейной выставки, посвященной 30-летию Революции 1905-1907 гг., был выполнен барельеф «Выступления сплавщиков в Сермаксе».
Подробнее о творчестве Ю.О.Раутанена
ЗДЕСЬ.
В музее истории МВД Карелии есть подробности подавления восстания в Сермаксе. Посмотреть статью можно
ЗДЕСЬ.
Подробнее о восстании в Сермаксе будет рассмотрено в этом
ПОСТЕ.
Из статьи П.Сурожского «По России» 1916 г.
Скачать статью можно
ЗДЕСЬ.
П. Сурожский. Мариинский водный путь даетъ не мало разнообразныхъ впечатлений. Интересна сама поездка по рекамъ, озерамъ и каналамъ на небольшихъ тихоходныхъ пароходикахъ; колоритны люди, природа, быть все еще глухой и сонной, но потревоженной провинции. Вотъ пристань Сермакса, лежащая въ устье реки Свири, при Ладожскихъ каналахъ. Здесь граница двухъ округовъ- Петроградскаго и Вытегорскаго, въ ведении коихъ находится Мариинская система. Еще недавно часть Маршнскаго пути принадлежала третьему округу-Казанскому. Эти три пяпькя не мало способствовали тому, что въ нужный моментъ дит оказалось безпомощнымъ. Въ Сермаксе мы натолкнулись на целый караванъ баржъ и барокъ, груженыхъ дровами, всего около 200 номеровъ. Оне стояли тутъ въ ожидании пропуска по каналамъ къ Петрограду. Спрашиваю местныхъ людей: - Давно стоятъ? - Да, уже давно. - Почему жб не отправляютъ? - Не хватаетъ буксирныхъ пароходовъ. - А конная тяга? - Отменена. Тутъ ведь вроде синдиката пароходовладельцевъ. Да и лошадей мало. Земскйя станции и те безъ лошадей. - А почему не хватаетъ пароходовъ?
- Часть реквизирована, остальные въ разгоне. А новыхъ неоткуда получить. Сократилось производство, не хватаетъ ыаишнъ. Своихъ верфей н'Ьтъ, пароходы идутъ изъ Финляндия, а машины изъ за-границы. А тутъ еще и пароходовладг Ьльцы... Въ спекуляцию пускаются. - Что такое? - Заламываютъ неслыханный цены. Правда, цены за буксировку установлены и пароходовладельцы обязаны военносудовой повинностью, но они все-таки ухитряются лукавить. - А на много поднялись цены? - Почти втрое. Тутъ собственно три расценки: весенняя, л'Ьтияя и осенняя, съ постепеннымъ повышениемъ. По таксе за тягу по 1-е июля полагается надбавка въ 130°/о къ прошлогоднимъ Ц'Ьпамъ, существовавшимъ до 1 июля. По каждому каналу особая расценка. - Ну, и что же пароходовлад'Ьльцы? - Недовольны. А передъ летней расценкой всЬ буксирные пароходы стали замедлять ходъ. Тутъ простоитъ, тамъ задержится, лишь бы оттянуть время. Оттого и скопилось здесь столько судовъ.
...
- Странное дело, -говорил и мн е въ Вытегре.-Стоимъ мы на большой дороге, везутъ мимо насъ много всякихъ прн - пасовъ, а у насъ ничего нетъ. Легче достать что-нибудь въ Пу - доясе, которы й совсемъ въ стороне, чемъ у насъ. И тутъ ж е слышишь о друго й стороне жизни- о золотомъ дожде , который льется за последнее время на население края . Крестьяне богатеютъ и богатеютъ. Заработки отличные; у кого есть лошадь ил и две, тотъ загребаетъ деньгу . Работа на каналахъ, на конной тяге , на заготовкахъ, на железно й дороге-все это оплачивается тройными оплатами н деньги валятся, как ъ хлопья снега . И цен у оне имеютъ такую же : ихъ швыряютъ разбогатевшие крестьяне, покупа я массу ненужныхъ вещей,-граммофоны, мебель, наряды, драгоценности. И не вывозятъ уж е на рынокъ припасовъ, не нуждаяс ь въ деньгахъ, что повело к ъ оскудению рынка . Съ одной стороны богатство, а съ другой-недостача всего самаго необходимаго. Обострились контрасты, смешались лнн ш твердо устоявипагося быта и , несмотря на кажущеес я благополучие, видна какая-т о растерянность, тревога, испугъ. Про - винция притихл а за последнее время. Заговоришь-и сразу ж е разговоръ переходитъ на жалобы, и ясно, что у каждаг о на душ е тяжелы й гнетъ. Жаловатьс я всегда было въ привычк е русскаго человека, но никогда еще жалобы не звенели такъ настойчиво, такъ безсильно, как ъ теперь. Как ъ во время дурной погоды начинаютъ ныть застарелый болп, такъ и теперь, подъ грохотъ войны, заныла русска я душа, русска я жизнь . Посмотришь кругомъ-зелено, хорошо, покойно , шумитъ въ шлюзахъ вода, плывутъ по рек е баржи , въ солнечномъ свете столько радости; а з аглянешь въ душу , въ глаза,-и увидишь муку , растерянность, испугъ,-как ъ обернуться, как ъ пережить трудное время. Не радуютъ и хорошие заработки: чувствуется, что это не настоящее, что это не более, как ъ водянка, которая раздуваешь органнзмъ и отнимаетъ силы. И чаще всего приходитс я слышать тревожный, безсильиый, надломленный вздохъ: - Когда все это кончится , Господи?
П.Сурожский.