О концессиях в сфере общественного транспорта говорили и писали довольно много. Журнал «Городской транспорт» (
https://urbantransport.ru/) публиковал также несколько статей:
- Диалоги о концессии. Спасательный круг или кирпич на шее транспортной системы? (выпуск № 6, июль 2022 г.);
- Обзор инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры городского пассажирского транспорта общего пользования в городах России (выпуск № 7, октябрь 2022 г.).
Какой итог этих обсуждений, что изменилось и где мы сейчас в плане реализации этих концессий?
Краткий итог таков: к сегодняшнему дню 10 городов заключили концессионные соглашения, шесть городов заключили концессионные соглашения с компанией ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ». Директор и основатель этой компании Cоветников А.А. арестован, следствие продолжается.
Мне представляется, что далее концессии будут реализовываться с трудом и скрипом. Не только потому, что частная компания ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ», скорее всего, не сможет реализовать свою часть обязательств, но ещё велик риск того, что основные инвесторы в лице федеральных органов власти, институтов развития, таких как
ВЭБ.РФ, будут подходить к инвестициям гораздо более осторожно.
Не скрывал и не скрываю тот факт, что ни одна из этих концессий, как транспортный проект, мне не нравилась и не нравится. В составе экспертного совета Минтранса РФ отдал свой голос только за одобрение концессии, предложенной в Красноярске. Активно выступал и искренне пытался разобраться в сути того, что предлагают концессионеры городам. Практически все, что я читал в их обосновании, лежало в экономической плоскости, в расчётах затрат, прибыли, инвестиций и тому подобное. О транспортных эффектах мало, кто упоминал в принципе. Практически в обсуждении всех трамвайных концессий логика защитников и лоббистов трамвайных систем заключалась в запугивании окружающих тем, что мол без подписания такой концессии трамвай в городе Перми, Красноярске, Курске немедленно исчезнет и никогда больше не возродится. Собственно, на этом тезисе была и основана поддержка всех идей, предлагаемых концессионерами по развитию в частности трамваев. Слава богу, что у администрации Южно-Сахалинска хватило мужества и решимости в последний момент соскочить с проекта и не подписывать концессионное соглашение по развитию автобусных маршрутов в городе.
По своей специальности я инженер-исследователь. Совсем не экономист. Может быть, поэтому для себя и для простоты я сформулировал основную идею такого термина как «концессия». Концессия имеет в первую очередь физический, а не экономический смысл. Экономический смысл имеют такие слова как лизинг, аренда, кредит. Концессия основана на том, что объект инвестиций является недвижимом объектом. Его нельзя перенести, его нельзя продать либо использовать частями. Нельзя перенести автомобильную дорогу, нет смысла строить только часть Панамского канала или автомобильного моста через реку. Эти физические ограничения являются объединяющим началом для выстраивания взаимовыгодных отношений между собственниками земли, собственниками объекта, инвесторами и органами власти. В этой связи достаточно трудно имплементировать слово концессия к подвижному составу городского пассажирского транспорта общего пользования. В этом плане слово концессия звучит не совсем естественно. Но таково веление времени! Страну уже виртуально наводнили скоростные трамваи, рельсовые автобусы, метробусы и разного рода метротрамы... Активно внедряются магистральные маршруты, безкондукторка, бруттоконтракты, LRT, BRT и пересадочные модели…
В последнее время в транспортной сфере появляется масса новых слов, понятных только интуитивно, причем понятно разным людям абсолютно по-разному. Поэтому рождается огромная путаница в том числе в профессиональной среде и, соответственно, огромное количество мутной воды для нечистых на руку политиков, популистов и спекулянтов.