Главный выступающий - профессор МФТИ, профессор Адыгейского государственного университета, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, популяризатор математики
Алексей Владимирович Савватеев. На заседании
Никитского клуба Алексей Владимирович Савватеев пришёл со своим докладом: «Непостижимая НЕэффективность реформ образования». У Алексея Владимировича было еще три содокладчика, которые представили историю российского образования и смену различных парадигм, начиная с прусской модели образования, сделали ретроспективный анализ различных систем и реформ образования в российской империи на протяжении нескольких веков и связали успехи образования и военные успехи России. В частности, военные успехи в Турецкой войне и военные успехи во Второй мировой войне.
По убеждению выступающих, в частности Алексея Владимировича Саватеева, военные успехи России всегда были обусловлены периодами качественного образования. Если резюмировать основную идею реформы образования по Савватееву, то она заключается в тезисе: «У учителя должен быть высокий статус, зарплата минимум 60 000 руб., должны проводиться только очные уроки, а также учителю необходимо вернуть дисциплинарную власть в классе».
Содокладчики обсудили преимущества и недостатки различных учебников, в частности учебников математики, коснулись известного учебника математики Петерсона. Отметили, что по большей части этот учебник не является учебником, а скорее является задачником или решебником. Основная идея обучения по учебнику Петерсона - это обучение школьников с родителями.
Некоторые выступающие отзывались в положительном и отрицательном ключе об едином государственном экзамене (ЕГЭ). С одной стороны, он позволяет школьнику из глубинки, имеющему хорошие показатели по ЕГЭ, сразу же поступать в престижные столичные вузы, что представляет некий социальный лифт в жизни молодого человека. С другой стороны, отрываясь от своих корней, молодые люди приезжают в столичные города и уже никогда не возвращаются к себе на родину, а чаще всего покидают и собственную страну.
Многие выступающие отмечали, что современное образование, в частности математическое образование, учит молодых людей использовать различные алгоритмы для решения типовых задач, но не объясняет суть физических, химических предметов и не заставляет размышлять. В результате ЕГЭ очень сложно оценить внутренние мыслительные процессы выпускника, можно увидеть только внешнее их проявление в виде оценок по выбранному алгоритму или выбору правильного ответа из множества ответов. С другой стороны, личное общение экзаменатора и экзаменуемого могло бы дать ответы как раз на внутренние процессы размышления и оценить знание сути вещей в процессе диалога с экзаменатором, что невозможно в существующем виде при сдаче экзамена по ЕГЭ.
Многие выступающие отметили, что самое лучшее образование в России было на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. В заключение многие выступающие согласились, что научно-технический прогресс в виде новых гаджетов, экранов, различных технологических и информационно-коммуникационных решений не обязательно сразу же применять в образовании. Не всё и не всегда нужно сразу же применять в образовании. Работа с электронными экранами любых видов должна быть полностью ограничена в начальной школе и максимально ограничена в средней школе.