Принял участие 24 сентября 2020 года в работе обучающей конференции «Развитие активных способов передвижения и средств индивидуальной мобильности в городах, как устойчивая альтернатива традиционным транспортным решениям в условиях поэтапной отмены ограничений на работу транспорта и мобильность, связанных с пандемией COVID-2019».
Конференция была организована по заданию Министерства транспорта Российской Федерации. Организатором конференции выступил
Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). Информационным партнером выступило
Агентство транспортной информации Российской академии транспорта (АТИ РАТ).
Надо сказать, что лично я до участия в конференции и знакомства с докладами основных спикеров, представителей Министерства внутренних дел и Министерства транспорта Российской Федерации, был крайне скептически настроен к предлагаемым изменениям и дополнениям в Правила дорожного движения, которые касались средств индивидуальной мобильности. Однако в ходе обсуждения докладов, разговора с коллегами по тематике, мне кажется, я изменил своё мнение. Мне представляется крайне важным где-то зафиксировать само понятие средства индивидуальной мобильности (СИМ). На сегодняшний момент этот термин уже на слуху у большинства специалистов в сфере организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения. И теперь мне кажется как, если не в правилах дорожного движения, сформулировать основное понятие, что такое средство индивидуальной мобильности. Мне кажется вполне разумным сделать это уже сейчас.
На самом деле я не вижу путей, каким образом в другом виде можно сформулировать это понятие, в каком документе его закрепить и как зафиксировать. Наверное, всё-таки это должны быть Правила дорожного движения. Надо сказать, что по результатам конференции многие пришли к выводу, что в обществе, в профильных министерствах и среди специалистов уже сформирован некий консенсус в области определения средств индивидуальной мобильности, их классификации, основных ограничений и разрешений для участников дорожного движения, которые пользуются средствами индивидуальной мобильности.
Однако в ходе обсуждения докладов выяснилось, что и до сегодняшнего момента дошли некоторые разночтения в классификации средств индивидуальной мобильности. Например, разные позиции Министерства внутренних дел и Министерства транспорта Российской Федерации по поводу отнесения к средствам индивидуальной мобильности различных устройств, помогающих перемещению с использованием лишь мускульной силы пешехода. Это касается, например, роликовых коньков, самокатов, не использующих электрических двигателей. Министерство внутренних дел настаивает на том, что эти элементы передвижения не стоит относить к средствам индивидуальной мобильности и то, что средства индивидуальной мобильности в обязательном порядке должны быть оснащены двигателями.
Министерство транспорта Российской Федерации наоборот склонно распространять термин средства индивидуальной мобильности в том числе и на устройства, не оснащенные электрическим двигателем, а использующие только мускульную силу человека.
Тем не менее, все эксперты склоняются к тому, что в отношении так называемых мопедов стоит придерживаться уже существующих определений мопеда или мотоцикла. Мопед - это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Мотоцикл - это двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Все участники семинара единодушно отметили, что маркетинговая политика производителей различных транспортных средств, в том числе средств индивидуальной мобильности, довольно широко трактует понятие самоката. Порой под определение самоката попадают типичные мопеды в трактовке правил дорожного движения с мощностью электродвигателя более 0,25 кВт, или даже мотоциклы, имеющие и рулевое управление, и тормозную систему, и двигатели, превышающие по мощности 4 кВт и развивающие скорость свыше 50 км/ч.
Мне кажется, данная конференция была очень полезна в плане поиска консенсуса при определении самого термина средства индивидуальной мобильности. Мне кажется, что такой консенсус был найден. Задача - запустить процесс формализации и включения в правовое поле самого понятия средства индивидуальной мобильности, а в дальнейшем уже после этого развивать и изменять положения других документов, которые потребуются для полноправного включения в человеческую жизнь такого понятия как средства индивидуальной мобильности.
Мое участие в конференции было посвящено знакомству участников конференции с одним из средств индивидуальной мобильности, в частности моноколесу. Дело в том, что я уже 4 года являюсь владельцем моноколеса и активно использую его при передвижении с различными целями в городе Москве и других городах, в которых я присутствую по работе или на отдыхе. Я рассказал о типичных целях своих поездок, скорости и времени реализации таких поездок, о своих предпочтениях при выборе различных видов транспорта для реализации таких поездок.
В заключение для всех участников конференции было организовано культурно-просветительское мероприятие так же с использованием средств индивидуальной мобильности.
Для всех участников семинара были подготовлены электрические самокаты, на которых они совершили экскурсию по центральной части города Пскова с осмотром достопримечательностей Псковского Кремля и набережных.
В целом, это было очень полезное мероприятие, на котором присутствовало большое количество моих друзей, коллег и просто знакомых, позволило обменяться идеями, познакомиться со своими коллегами из других городов и наладить с ними более тесные профессиональные связи.