Знаете, быть журналистом интересно, пока тебе нет 30. Так что я до сих пор уверен, что вовремя успел соскочить. Вот как дело было.
В начале 90-х, когда нам было по двадцать с небольшим, мы с товарищами создали региональную копию «Коммерсанта».
Именно как ее журналисту мне сначала и понравилось ходить на биржу. Площадка быстро превратилась в бешеный центр жизни всего города, куда заглядывали инвесторы и чиновники, научные сотрудники и бывшие военные, авторитеты и просто уважаемые люди. В стране полным ходом шла приватизация. Ветер перемен будил в согражданах боевой предпринимательский дух, а свободная экономика вслепую продиралась сквозь руины плановой. Отсутствие опыта и представлений о реальных бизнес-процессах, как всегда, с лихвой компенсировалось амбициями первопроходцев.
Чуть позже я стал бывать на бирже уже с корочкой минфиновских курсов - прошел их, чтобы для работы разобраться, что же такое этот волшебный инструмент - ваучеры, умелое пользование которым, делает одних людей безумно успешными, а других столь же безумно разочарованными.
И закрутилось, и понеслось: корочка и познания помогли мне сколотить 2 тысячи долларов (а хорошая зарплата журналиста тогда была 200 долларов). Столько же стоило открыть информагентство с сотрудниками. А через полгода оборот агентства составлял уже $10 000 в месяц.
- Андрей, ты чем сотрудников зомбируешь? Они у тебя все время в стену смотрят и, не отрывая от нее глаз, как мантру, тараторят что-то в телефонные трубки?
…обязательно спрашивал кто-нибудь, проносясь мимо наших комнатушек на Владивостокской бирже.
Соседние компании, точнее их брокерские конторы, которых там ютилось множество, весьма быстро сообразили, что к чему. И вскоре большинство из них стали покупать мой главный продукт: самую точную информацию, бойко выстуканную, специально заточенным усердным персоналом, по компьютерным клавишам. Продукт шел на ура, потому что ни инвесторы, ни брокеры на бирже, обычно, ничего не знали об эмитентах акций.
Горизонт событий сильно поменялся. Главными стали два момента: возможность купить и продать, и что самое важное - понимание, что тебя за эти действия больше не посадят. Все происходило как-то спонтанно, как-то само собой - легко и естественно.
Добывалась же информация просто: пятеро студентов-старшекурсников раз в квартал, уставившись на доску перед собой (потому что именно там висел список с 10 ключевыми вопросами для директоров и бухгалтеров), прозванивали по списку более 200 предприятий Приморского края и максимально быстро и четко задавали вопросы людям, у которых и так не было ни секунды свободного времени. Вот они и тараторили, как заведенные, один за другим этот добрый десяток слов. На выходе получалось почти 450 ежеквартальных релизов с той самой информацией.
Главными эмитентами, конечно же, были крупнейшие пароходства, порты, рыбодобывающие и горнорудные компании, их акции составляли абсолютное большинство в обороте. В то время мало кто вообще разбирался во всех тонкостях аббревиатуры предприятий, а курьезные истории о небольших компаниях с завидной регулярностью гуляли по коридорам.
Пробегая мимо наших биржевых клетушек, часто можно было услышать: «Что такое «Чугуевское КЛПХ»?..
….а продажа акций крупных компаний порой происходила прямо из «телефонной будки».
Первый свой офис, первый диван, первый дорогой костюм...
Тогда-то и прозвучал последний вопрос, который меня связывал с журналистикой. Прозвучал он неожиданно и от того достаточно жестко:
"Давай я у тебя все куплю?"
И опять менялся горизонт событий. Впрочем, это было уже два года спустя. Мое РИА «Пасифик Дейта» потихоньку разрасталось.
На руку играло и то, что мы были приучены крутиться и выживать, находить выходы из любого положения, но была и определенная неуверенность перед западным миром - вставали языковые барьеры. Кто мог учиться и не останавливаться - тот и выживал.
Сначала наш новый продукт - региональный индекс - купило агентство Reuters. Это одно из самых пугающих воспоминаний в моей жизни: потому что, только представьте, прежде, чем подписать договор с ними, надо было его прочитать и разобраться, а он мало того, что умещался убористым курсивом, ровно на ста страницах, так он еще был на чистом английском.
Тут, как нельзя кстати, на горизонте появился местный медиа-магнат. Говорит: «Давай у тебя агентство куплю». Сумма в тридцать тысяч долларов - против пары тысяч инвестированных мной два года назад - страстно манила. А вот его идея превратить нас обратно в писателей «обычных» - вообще нет. Так что я с чистой совестью все продал и ушел.
С создателями биржи я тогда был уже очень хорошо знаком, да и моя история им, бывшим ученым, когда-то просто писавшим алгоритмы для торгов, была понятна.
Еще год - и я уже руководил размещением акций на наших площадках в Гонконге и Москве.
Конечно, новый мир требовал новых подходов, без которых трудно было бы развиваться дальше. Но это уже потом. А вначале были романтизм и безудержное стремление ко всему новому.