Чему нас учит самая большая свалка Европы?

Aug 17, 2015 10:51

“В соответствии с комплексной программой научно-технического развития СССР к 2010 году, уровень переработки большинства видов многотоннажных отходов должен был повыситься значительно - по некоторым видам отходов даже приблизиться к 100%...

В процессе реформирования экономики, начиная с 1991 года все созданные в 1970-80-х годах инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами были упразднены”.

Перечитывая отрывок из любимого журнала “Отечественные записки” за 2007-й год, я думал: “А ведь во многих наших городах мощности по переработке отдельных видов бытовых отходов сохранились”.

И вспоминал успешные кейсы стран, где проблема мусора все же перешла из области “десятая боль муниципальных властей” в сферу национальной политики. Правда, далеко не без скрипа.

Сегодня хочу рассказать про, наверное, самый яркий такой кейс - итальянскую Малагротту. И тем самым начать давно задуманную серию постов про «мировой мусорный бизнес»…




***
С проблемой преизбытка мусора развитый мир столкнулся сорок лет назад. С улиц городов окончательно исчезли мелкие ремесленники - старьевщики, занимавшиеся вторичной переработкой отходов, стали меняться модели потребления, а Римский клуб первым забил тревогу.
Но цены 1972-го года на сырье делали переработку нерентабельной. И чем отличались, скажем, Италия и СССР?
Ничем. Обе страны решали вопрос мусора “проверенным” дедовским методом.


с сайта cinquequotidiano.it

Два года спустя вокруг переполненных баков на Площади восстания в Питере копошились черви (чтобы решить проблему, государство закупило у финнов более мощный автопарк за “инвалютные рубли”), а в Риме начали сбрасывать отходы в один огромный овраг в пригороде.
Так появилась Малагротта - самая большая свалка в истории Европы.


С сайта http://www.telecolor.net/


С сайта http://www.thenational.ae/

Местные забили тревогу еще в 1990-х, когда старые слои отходов, оседая и разлагаясь, начали выбрасывать метан. Но “горстка” из девяти тысяч окрестных жителей мало что могла: ведь Малагротта принимала специальные отходы сразу двух аэропортов - и это не считая традиционных ежедневных 4000-5000 тонн мусора от граждан большого Рима.
Очень похоже на деревенскую традицию “выносить мусор за дорогу” - и ничего, что там сосед живет, - не правда ли?


С сайта http://romareport.it/

А в середине 2000-х, достигнув площади в “пять с половиной Ватиканов”, Малагротта попросту переполнилась.
Постоянные перипетии с Малагроттой чуть было не привели к “мусорному кризису” в Риме - очень похожем на историю с Неаполем, которую несколько лет назад активно освещали СМИ.






Сайт ilmessaggero.it/ сделало по этому поводу подборку снимков от читателей

Но в отличие от Неаполя, ключевых фигур в Риме не убивали.
Политики, чиновники разных уровней - вплоть до правительственного, и предприниматели сели за стол переговоров, чтобы выработать план восстановления территории и утилизации мусора.
Процесс согласований занял пять лет, сопровождавшихся скандалами и даже судами. Но в 2013 полигон Малагротта после 40 лет службы все же был закрыт и отдан на рекультивацию.

Вот так это место будет выглядеть через 30 лет:


Фотография из презентации с сайта Colari Group (http://www.colari.it/it/)

В слой плодородной почвы высадят 340 000 кустарников и деревьев.


Снимок из презентации фирмы EPA, строившей солнечную станцию (http://www.epa.gov/)

А это солнечная электростанция, способная вырабатывать мегаватт энергии.
Станция стоит прямо на слоях спрессованного мусора, закрытого изолирующей геомембраной, и заодно выступает частью системы, которая улавливает газ метан из разлагающихся отходов.

А куда же, вы спросите, денется весь мусор Рима?



Манлио Черрони на фоне комплекса Malagrotta-2, фото с http://www.romatoday.it/

Этим вот уже более 60 лет занимается компания моего партнера - Манлио Черрони, владельца Colari Group. Ее комплекс Malagrotta-2 стал продолжением и “сердцем” обновленной Малагротты.


Панорама с сайта Colari Group (colari.it)

Вот так весь комплекс сейчас выглядит снаружи.
И не скажешь, что внутри он начинается большой свалкой, постепенно превращающейся на технологических линиях в энергию, компост и вторсырье для стройки и промышленности.


С сайта поставщика обрудования Sorain Ceccini Techno (http://www.sctecno.com/)

“Мокрые” органические фракции, которые пойдут на технический компост, сразу отделяются от других материалов и падают в своеобразный бассейн с поддувом.
Процесс создания компоста - дело небыстрое. Ему нужно отлежаться и пройти био-стабилизацию. Это происходит с помощью специального оборудования BioMax.


Фотографии http://www.thenational.ae/ и http://www.colari.it/it/

Все процессы - начиная с крана, подающего отходы на сортировку, полностью автоматизированы.
Поэтому в смене на Malagrotta-2 работают всего 10 человек - сидят за мониторами и наблюдают каждый за своим участком.


Из презентации проекта Mallagrotta-2, предоставленной Colari Group

Итак, кран захватывает мусор и кидает его "как есть" - на технологическую линию.
Мусор отправляется на сита - систему "грохотов", где сначала делится по размеру, а при необходимости - еще и обезвоживается.


С сайта поставщика обрудования Sorain Ceccini Techno (http://www.sctecno.com/)

Система на Малагротте - собственной, итальянской разработки. Она включает много умного ПО.






С сайта поставщика обрудования Sorain Ceccini Techno (http://www.sctecno.com/)

Проходя над “бассейном” в запрограммированное время, машина ворошит своими щупальцами будущий компост. Для скорости и качества снизу на отходы подается теплый воздух - отсюда и пар.
Затем еще один кран вычерпает готовый компост - и он пойдет на тот же мусорный полигон Малагротты. Но уже не в качестве отходов, а защиты от них.


С сайта http://www.thenational.ae/

Отдельный путь у фракций металла и пластика.
Например, металл нужно поделить на цветной и черный лом. Цена на него растет c каждым годом, так что покупатели обязательно найдутся.


С сайта http://www.romatoday.it/

Большой спрос и на пластик. После переплавки он становится только прочнее, но его надо делить на подвиды по материалам. Для этого используют две технологии: оптическую и гравиметрическую.


C сайта http://www.blitzquotidiano.it/

Оптика позволяет выхватить бутылки - их затем спрессуют. Тонна ПЭТ-бутылок уходит за 380-500 евро. Одна бутылка весит от 28 до 50 грамм.


С сайта http://www.thenational.ae/

Гравиметрия - это деление остальных “пластиковых” материалов по принципу взвешивания в растворе. У разных полимеров разная плотность - один всплывет в растворе, другие - опустятся на дно.
Прогоняя материалы через воду и рассолы, можно рассортировать их по видам: полиэтилен, полипропилен, полистирол и т. д.


С сайта http://www.ilmessaggero.it/

В итоге, все это будет повторно использовано.


С сайта поставщика обрудования Sorain Ceccini Techno (http://www.sctecno.com/)

Если фракции не годятся для переработки, но их можно сжечь, их собирают с каждой сортировочной линии и направляют в газификационную установку JFE. В ней твердое мусорное топливо (RDF) превращают в синтетический газ с высоким содержанием водорода. Он годится для производства энергии.
Систему газификатора разработали японцы - сверхвысокая температура обработки отходов обеспечивает минимальное образование вредного диоксина (ниже любых, даже самых жестких норм).

Несгораемые элементы в газификаторе тают и перемещаются в емкость с водой: в результате получается стекловидный инертный материал в гранулах. Такие шарики добавляют в состав асфальто-бетонных смесей при прокладке дорог.


С сайта http://www.beppegrillo.it/

Сам газ пойдет на обычную электростанцию: его тонна выделяет объем энергии, равный сжиганию полтонны нефти. Это 3,5 барелля.


С сайта http://www.thenational.ae/

Так и заканчивается Full Circle - работа уникальной системы, собранной специально для этого проекта.
Хотя погодите. Есть еще одна деталь. Метаном, выделяющимся прямо на свалке, также распоряжается Colari.


Из презентации проекта Mallagrotta-2, предоставленной Colari Group

Часть метана идет на нужды мусороперерабатывающего завода. Остальное - реализуется на АЗС. Одна из таких заправок есть прямо на территории Малагротты.

Кстати, такой подход к утилизации обходится городу в 47 евро за тонну. Тогда как просто вывалить мусор на полигоне в Малагротте стоило в 66 евро.

***

Надо сказать, что этот опыт долгосрочного сотрудничества государства и бизнеса в сфере управления мусором - не единственный и не первый.

В Японии, когда правительство пришло к пониманию, что насыпать дальше берега и острова из мусора опасно, а население стало активно выступать против строительства мусоросжигательных заводов у себя под боком, начали строить мусороперерабатывающие комплексы.


C сайта Colari Group (colari.it)

Эти площадки выглядят или как современная Малагротта - такой приземистый объект, больше смахивающий на спортивный комплекс.

Или уж совсем вычурно. Это, например, завод на острове Майшима в Осакском заливе:


Фото Chris Guy / flickr.com

При таких заводах-мусорщиках даже есть настоящие бассейны, а сотрудники там ходят в шлепках.
Ну, привычка у японцев такая - по работе во вьетнамках гулять.

P.S. А как же будет у нас? Честно, вопрос сложный: есть много неопределенностей в законодательстве, проблемы с ЖКХ, потенциальной загрузкой подобных объектов в России.

Но! Мы уже работаем над этим .

Оставайтесь на связи. Я планирую еще несколько постов про «мировой мусорный бизнес», все они будут с тегом #путь_мусора

#Италия, #опыт, #управление_отходами, #путь_мусора

Previous post Next post
Up