シュガーアップル・フェアリーテイル [(2023)]
Жанр: фэнтези, сёдзе.
Выходил:, январь - март, июль - сентябрь 2023
Английское название: «Sugar Apple Fairy [2023] »
Русское название: «Сказка о сахарном яблоке»
12+12 эпизодов
Оценка: 8 из 10
Учение Маркса единственно, ибо оно верно.
В этом мире помимо людей живут ещё и феи. Точнее - 妖精, ёсей. Поскольку это довольно специфическое японское слово - можно переводить и как «феи», и как «эльфы». Впрочем, по ряду причин здесь первый вариант более уместен. В том числе и потому, что оные феи прямо жить не могут без весьма особого «серебряного сахара», который нетривиально добывается из яблок. А сахарные изделия - вообще предмет секретов мастерства, конкурсов скульптуры…
И наша героиня, милая девушка Энн Халфорд, мечтает стать таким вот мастером сахара. А попутно - судьба её сводит с весьма непростым эльфом Шалль фен Шаллем. Извините, в русском языке для слова «фея» мужской род не предусмотрен. Естественно, поначалу взаимоотношения были довольно сложными, но постепенно всё пришло к тому, чего мы и ожидаем от романтического фэнтезийного сёдзе.
Однако, нас с первых же кадров ждут совершенно неожиданные повороты. И хотя этот сериал - безусловно фэнтезийный, а вот с романтичностью и даже сёдзевостью уже всё не так просто.
История просмотра
Конечно, я обратила внимание на этот сериал сразу же с анонса. Да, я довольно равнодушна к средневековщине и фэнтези, но тут сразу же ожидался интересный сюжет и натурально девочковая картинка. А ваша яка не может без девочковых сериалов. С другой стороны - когда её посетит настроение посмотреть тот или иной конкретный - она не может предсказать даже сама. Тем не менее, «стих на меня нашёл» и я таки просмотрела. Очень бодро, за три дня. В том числе потому, что сериал оказался вовсе не так прост. Не только красивая девочковая романтика, но и многое другое. Хотя и проблем немало. Вот и разберёмся.
Техническое исполнение
В общем и целом - основным лейтмотивом этого рассказа будет слово «неровно». Оно тут везде. Начнём с картинки. Очень необычные, красивые фоны природы. Мягкие, очень красиво-неяркие, фактурные, изящно-простые… Пришедшие то ли из детских книжек, то ли из оформления вообще детского садика. Честное слово, очень интересные! И совершенно классические для современного сёдзе люди. Мальчики-красавцы, девочки красавицы… причём именно так, как их рисуют именно для девочек-подростков. Вплоть до того, что у той же Энн глаза занимают, конечно, не половину черепа, но немало так, знаете ли. И они все - как раз яркие, красочные, не до неона, конечно, но абсолютно другой стиль. И третье - как всегда, не могу удержаться от ворчания на CG. Мыло страшное, чудовищное.
Теи не менее - всё, кроме CG - очень красиво. Пейзажи отличные, люди красивые, переодеваются как надо, и снова таки красиво. Есть работа оператора - ракурсы, стоп-кадры… Ну, вот всё, что я так люблю. Одна проблема: это всё разваливается. Три разных стиля, причём регулярно - все три одновременно на одном кадре. Всё равно красота, мне понравилось.
Звук. Опять же, хорошо, но вразнобой. Ладно, с опенингами-эндингами на меня не угодишь, слишком вкусы своеобразные. Но, право слово, они хорошие и подходящие. Фоновая музыка - опять же есть и много. А мне это важно. Тоже хорошая. А вот с сейю - немножко хуже. И даже не потому, что плохо играют. Хорошо играют. Да и встречались мы с ними не раз. Хотя всё больше в эпизодических ролях. Проблема в другом: они то ли сами путаются, то ли авторы-режиссёры и прочие ответственные лица не донесли до них правил. И наша главная героиня - то Энн, то Анн. Главный герой - то Шалль, то Шарль, и буквально всё, что не является нативно-японским в произношении плавает постоянно. Нет, это было бы даже интересно, будь оно разными акцентами. Вспомните уморительный клип с двумя шотландцами в лифте с голосовым управлением! Но ведь нет. Шарль\Шалль может назвать Анн Энн с разницей в две минуты. Как и она его - то Шаллем, то Шарлем. Имена, названия местностей, специфические словечки - плавают у всех постоянно.
И то же самое с переводом. Переводчики опять не договорились, и в одном месте написано Энн, в другом - Анн. Что ещё сильнее выносит мозг - это когда из динамиков слышишь одно, а написано другое. И такое впечатление, что случайным образом. Коль уж я привязалась к Энн\Анн - мы не будем знать никогда, какой вариант будет произнесён, а какой написан. Тем не менее я всё же рекомендую смотреть оригинальную озвучку. При всех этих неприятностях - упускать звучание голосов и весьма интересные интонации будет изрядной потерей. Тем более, что у меня отдельное и очень неприлично звучащее мнение об актёрах русского, французского и даже английского дубляжа анимэ. Они просто не умеют или не хотят вжиться в роль. Хотя… может быть я здесь напраслину возвожу? Этого конкретного би-сериала у меня дубляжа просто не было. А вдруг случилось чудо?..
В общем, техника в целом очень хороша, но есть крайне печальные неровности. Но и дальше - всё так же.
Проблемы в сюжете
Сказать, что их «вагон и маленькая тележка» - не сказать ничего. Это многокилометровый состав, ползущий по Транссибу. Я даже не знаю, с чего начать. Ну, пожалуй, с рванины.
Сюжет откровенно рваный. Взять хотя бы сюжет с возвращением Шарлю крыла (буду уж называть его на французский манер, тем более что они там всё-таки выглядят как европейцы, хотя тут есть кое-что, о чём позже). Мощнейший, красивейший, за душу щипательный эпизод. Для романтического сёдзе - просто клад! Простите, я вообще не поняла, а когда это произошло?! Более того, по ощущению - крыло ещё два раза было не на месте уже после того, как Энн его вроде как вернула. Это что такое?
И таких вот нескладушек здесь оооочень много.
Откуда переходим к следующему вопросу. Крыло, значит. У феи отрывают крыло (а кто говорил, что японские девочки - кисейные барышни*) и она становится рабом. Берёшь крылышко, мнёшь его, дёргаешь - а фее больно. Это просто омерзительно, но, будем честны: обычное рабовладение, где мы такого не видели. Увы, не предания старины глубокой, а реалии даже современности кое-где. А откатиться лет на 50-80 назад… Кстати, я что-то забыла, когда в моей любимой Франции дали избирательные права женщинам?
Однако, хватит о политике нашего мира. Итак, мы имеем совершенно чёткий рабовладельческий строй высшей расы людей и низшей - фей. Мерзко, но жизненно. И вдруг - серебряный сахар, конкурсы скульптур… Ну то натурально «трусики или крестик» (с). Либо вы эксплуатируете фей жесточайшим образом, либо делаете им гениальные подарки на государственном уровне. Про эксплуатацию - тоже добавлю кое-что, но позже.
И сахар. Опять же концы с концами не сходятся. В одном сюжете - феи живут без сахара чуть ли не веками. В другом - ничего другого и есть-то не могут. Причём опять тот же дурдом, законы мира изменяются с частотой в три минуты.
Да, тут бы мне могли напомнить, что феи разные. Одна из цветочка, маленькая и со сроком жизни в год. А другая - из драгоценного камня, нормальных таких размеров и веками жизни. Кстати, древесная феечка из второго сезона - одна из лучших героинь. Но они принципиально одинаковые. Не работают так законы природы, пусть и магической. Более того, они работают полностью наоборот. Да, в зависимости от происхождения - идут размеры, сила, интеллект (понимаем, что из скалы может произойти здоровенный, сильный, тупой эльф). Желудок у него - соразмерный. Но и потребление энергии. То есть маленькую древесную феечку надо кормить кусочком сахара раз в день… и, сюрприз, весьма вероятно, она на десятилетия перешагнёт вроде бы отпущенный ей срок. В гранитного эльфа из скалы надо засыпать мешки сахара, опять же каждый день. А в алмазного? Как он вместо сахара есть обычную еду, живёт веками и особых проблем не испытывает? Не тратит энергию? Тратит. Более сложное устройство организма, позволяющее перерабатывать и другие продукты.
Или вот другой момент: я как-то совершенно запуталась с крылом Шарля. Дв, в конечном счёте всё сводится к тому, что Энн ему второе крыло отдаёт. Ну, мы и не сомневались. Но вот в процессе - какая-то свистопляска. То он с одним, то с двумя, то оно у Энн, то у него, но спрятано в кармане… Может быть я невнимательно смотрела, но у меня сложилось впечатление, что авторы просто регулярно забывали - где и в чьих руках (или спине) это крыло находилось в прошлом эпизоде.
В общем - снова сюжет равный, а шитый - белыми нитками. Что самое забавное - ещё целый ворох белониточного шитья имеется. Но там мне кое-что настолько понравилось, что это пойдёт в раздел комплиментов. Потому что они одновременно ужасны и хороши.
Прекрасное в сюжете
Когда мы обсуждали имена и одежду - я говорила, что герои всё-таки называются европейскими именами и одеваются в европейскую одежду. А вот насчёт их менталитета - имеются серьёзные сомнения. Скорее я бы подумала о японцах, причём так эпохи Мэйдзи или Тайшо. И что самое забавное - что именно моменты про менталитет и следующие из него поступки и занимают бОльшую часть сериала. А вовсе не романтика.
При этом, отчего я и вспомнила про японцев переходного периода: очень многие из персонажей демонстрируют весьма средневековый менталитет. Причём во многих полях. Здесь и преданность сюзерену совершенно феодальная, и с другой стороны - позднефеодальное чудовищное пренебрежение к более низким классам. И в обратную сторону - всё это порождает мятежи, сочетающие старое и новое. В некотором смысле - весьма напоминающие гуситские войны, а может быть даже и ещё чуть более ранние варианты. Как раз тогда, когда по сути дела аристократические предводители борются за свою власть, а бунтующий под их руководством народ - бунтует за зарождающиеся буржуазные права и свободы. И всё это происходит со вполне нормальным уровнем средневекового зверства. Мятеж Алой Феи - натурально из данной оперы.
При этом предприятия изготовителей сахара - живут уже явно при капитализме. Это не закрытые цеха, народ там из одной конторы в другую переходит постоянно. Да и между собой все вот эти соревнования в скульптурах выглядят как вполне нормальные буржуазные тендеры. То есть натурально, всё как и положено по классике.
Впрочем, здесь, как раз, наблюдается одна из самых больших нескладушек: с одной стороны, все вот эти конкурсы сахара и скульптуры, каковые происходят под патронажем самого короля. То есть мероприятие изрядно сложное (как для организаторов, так и для участников, и всякой подковёрной подлости там ровно столько, сколько положено - более чем до чёртиков). И, соответственно, престижное донельзя. Да и сама работа, особенно если тебя принимают в солидную компанию «с именем» - пользуется большим уважением. С другой стороны, «серебряный сахар» нужен только феям. Когда у тех был король - люди с ними воевали, и человеческий эльфийского в результате того-с, отправил в небытие. А теперь феи - находятся где-то между рабством и махровейшим закрепощением, от рабства мало отличающегося. То есть даже если бы производство сахара было методом экономического контроля - «кто не работает, тот не ест», то превращение этого инструмента в нечто крайне престижное и красивое не только лишено смысла, но и в целом противоречит… м-м-м, этическим установкам людей, тем более времён зарождающегося капитализма. Ну не был торговец «чёрной костью» особо уважаемым человеком. И красиво сервировать стол презренному крестьянину аристократ не будет. А хорошо здесь именно то, что и конкурсы в результате интересные, и скульптуры., и как разные участники подходили к их созданию.
Да, всегда можно сказать, что автор хоть он тресни не может написать про то, чего не представляет. Но здесь как раз - очень даже хорошо представляет и очень многое, а тут вдруг такая нескладушка.
Ну, и закругляясь. Хотя я и сказала в начале, что это вообще-то про другое, очень интрижная и даже где-то немного марксистская вещь - нельзя сказать, что там совсем уж нету романтики для девочек. Конечно, всё это есть. И Энн - абсолютно классическая главная героиня сёдзе (из того варианта, когда добрая и наивная, но не дура). И романтика всё-таки имеется в заметном количестве. И даже основной закон сёдзе выполнен: до конца отрицательных героев может быть не более одного. Да и его, часто, можно как-то понять. Все остальные в конечном счёте оказываются «на нашей стороне». То есть стороне главной героини в первую очередь. Впрочем, по мне - это несколько притянуто за уши. Кит как проявил себя мерзавцем, так им и останется для меня до конца. Я его не прощу за весь тот ворох подстав и предательств, да ещё и совершённых с такими омерзительными мотивами. Ну так я и не Энн. Энн - как положено, добрая девочка.
В общем-то на этом и всё.
Сериал получился очень не без огрехов. И в изрядной степени вовсе не про то, чего мы вроде бы ожидали. Но как раз то, чего мы не ожидали - оказывается подчас весьма интересным и грамотным, умным наблюдением. И довольно неплохо закрученной интригой. Хотя и сказать, что он перестал быть сёдзе - тоже нельзя. Но может заинтересовать и представителей других половозрастных категорий.