Akiba Meido Senosu

Jul 27, 2023 13:15


アキバ冥途戦争



Жанр: сейнен, гротеск, насилие, криминальная драма, комедия
Выходил: октябрь - декабрь 2022
Английское название: «Akiba Maid War»
Русское название: «Война горничных в Акибе»
12 эпизодов
Оценка: 8 из 10

«Это очень печальная история. В общем, все умерли.»

Юная девушка Вахира Нагоми была с детства очарована концепцией мэйдо-кису (кафе, где официантки одеты подражая стилю викторианских горничных) в Акибе. Это же так мило и весело! Мечтала стать мэйдой и сама. А поскольку упорство и труд - всё перетрут, то в скором времени и получила приглашение работать в кафе «Тон-токотон» (оно же «Свинарник»), в котором официантки помимо платьев-фартуков-наколок носят ещё милые свиные ушки. Однако всё как-то пошло странно прямо с первых моментов. Очень красивая, но страшноватая, неулыбчивая девушка в напарницах, непонятные поручения хозяйки кафе, заканчивающиеся грандиозной перестрелкой… В общем, оказалось, что мир горничных мил и пушист лишь на внешнем контуре. А внутри - то же самое, что происходит в это время в соседней России. То есть «лихие девяностые» во всей своей бандитской красе.



История просмотра

Строго говоря, я ничего от этого сериала не ждала, предполагая, что это очередной развлекательный середнячок. Если и подумывала его поглядеть, то именно так, как ненапряжное такое развлекалово с девочками и пушками, в общем-то рассчитанное на мужскую аудиторию. Однако не так давно один друг из ЖЖ выложил его опенинг в виде клипа. И тут у меня закрались некоторые подозрения. Во-первых, чисто с музыкальной точки зрения он оказался очень бодрым и на удивление приятным. Во-вторых, видеоряд… что-то тут запахло углём и серой. То есть Адским Паровозом. Я хмыкнула, скачала… и в результате - хрюкала от смеха по несколько раз за каждую серию. Это такой гротеск! И, кажется, ни одного штампа из криминальных драм не упущено. Однако, по порядку. Вот это действительно будет довольно короткий обзор. Потому, что либо он выродится в пересказ великолепных сюжетов… либо просто надо резюмировать: гротеск и пародия. Очень толковая именно как пародия и бессмысленная до беспощадности, ибо гротеск.



Техническое исполнение

Строго говоря, если мы о визуальной составляющей, то на первый взгляд это ожидаемый середняк и есть. Да, весьма приятный - и весьма стандартный дизайн персонажей. Вполне неплохо прорисованных, но и «без фанатизма». Довольно средние интерьеры с пейзажами. Опять же без фанатизма, но неплохие. Впрочем, один момент меня уже порадовал: как ни странно, здесь не так уж много лезущей в глаза CG. Очень часто в последнее время люди нарисованы в общем-то вполне от руки (тоже, конечно, анимируются не без помощи компьютера), а вот интерьеры - постоянно рисуются в каких-нибудь 3D-редакторах и режут взгляд ненатурально прямыми линиями, ненатурально глянцевой заливкой текстур… Здесь такого уж яркого различия практически нет.

Так же и с, так сказать, материальной культурой. Естественно, если у нас гротескно обыгрываются криминальные драмы - то здесь никак без великолепного изобилия пушечек и понтовых машинок. Но и те, и другие - хотя и вполне узнаваемы (каждая модель), но нарисованы всё же довольно схематично. То есть любители заклёпочек и ганфрики особо радоваться не будут. Хотя не будут и печалиться.

В общем, всё довольно средненько на первый взгляд с картинкой. Но… нет. Это всё было о том «как» нарисовано. А вот «что» - отдельная песня.

Я, безусловно, не великая поклонница криминальных драм и боевиков. Поэтому отсылок на какие-то конкретные фильмы не опознала. Хотя совершенно не удивлюсь, если они были. Пожалуй, кроме одной, относящейся не к криминальному жанру, а к фантастике. Бойня, которую устроила Ранко на улице в первом же эпизоде, вот все эти забавные позы с двумя пистолетами и затем кадром сверху - очень мне напомнило «Эквилибриум» с его, конечно, бредовой, но очень эстетичной «ган-ката». Однако, даже и не узнавая конкретные отсылки - понятно, что это совершенно чудовищный трэш, угар, и всё такое. С лужами крови (и поскольку гротеск, то из очередной убитой горничной лужа вытекает в четыре метра диаметром, а кровь из пулевого отверстия в голове выплёскивается мощными толчками, летящими на все пять). Непременные затяжные кадры с крупным планом на какой-нибудь детали, типа окровавленной руки с зажигалкой и раскуриваемой сигаретой… и прочее-прочее-прочее. При этом отсылки на нуарную криминальную драму мгновенно переходят в криминальный же боевик, а он внезапно превращается в милую историю про девочек-горничных. Причём всё это - в гротескных, гипертрофированных масштабах. Это откровенно смешно.

И вот глядя на вышесказанное - понимаешь, что и со звуком здесь всё не менее прекрасно. Если опенинг отсылает нас именно к милым горничным и одновременно криминальному боевику, то эндинг… Ёлки палки, ну это было практически неизбежно, но чудовищно смешно. Какой он может быть? Конечно же энка! (Поясняю на всякий случай: энка - это условно-народный жанр песни в Японии, особо популярный в середине 20го века. Очень плотно ассоциируется с драмами и особенно - криминальными. Для территорий бывшего СССР ближайшим смысловым аналогом будет романс и конкретно - воровской романс). И видеоряд как положено - с прекрасной и печальной дамой в закате, револьвер, падающий из руки и омываемый прибоем… И текст про «моэ-моэ-кюн». А-а-а, достаньте меня из-под лавки! И вот так здесь всё!

Опять же - сейю. Ранко, конечно, немногословна, но зато её играет Сато Рина-сан. А её я весьма уважаю за роли Наги в «Eve no Jikan», хотя большинство её, скорее всего, знает как Мисаку в «Рейлдексе» и Сэйлор Марс в новом «Сэйлормуне». Юмечи здесь озвучена Танакой Минами-сан, которую я встречала несколько раз, но особо не запомнила, хотя роли и неплохие. А тут она меня заинтересовала. Да и Куросава Томоё (здесь очень классно вошедшая в образ Шиппон) - весьма хороша была в «Эйфониуме», где озвучивала саму Кумико, а так же симпатичнеяших Харуку в «Scarlet Nexus» и Ребекку в «Cyberpunk: Edgerunners»… И, конечно же, особенно радует Зоя. Её озвучивает Женя Давидюк (девушка с интереснейшей судьбой, доказывающей всё то же «если очень захотеть - можно в космос полететь»), с которой я даже в своё время общалась через ЖЖ (super_lolli). Да, у Жени не так-то много ролей в анимэ, разве что Клара из «Девочек и танков» общественности могла хорошо запомниться, но всё равно приятно. «Наши в городе», так сказать. Кстати, здесь Зоя (как можно догадаться из имени) - тоже выходец из России, поэтому иногда вставляет какие-то слова по-русски. Естественно - без акцента. А вот по-японски говорит таки с акцентом. Что в очередной раз приводит нас к концепции: этот сериал надо смотреть с субтитрами, а не в дубляже. И посмотреть там, и послушать - есть чего.

А перевод - обычный для нашего времени. Впрочем, как раз, что в этом анимэ говорится - понятно практически и без знания языка.



Проблемы в сюжете

Строго говоря, поскольку это гротескная пародия, то можно сказать, что любые нарекания здесь будут неактуальны. Да, хозяйка - набитая жадная дура, которую мотает от истерики до меланхолии, но и не сказать, чтобы совсем уж плохой человек. Но в известном фильме ведь говорилось: «Никогда не стоит недооценивать предсказуемость тупизны». А у нас тут именно гротескная пародия. Так что хозяйка, как бы она ни раздражала как человек - совершенно на месте в данном конкретном сериале.

Какие-то сюжетные повороты, вроде того, почему Наги/Узуко вдруг просто разворачивается со словами «Надоело» (конечно же, она в оригинале сказала «мэндоксай») и отпускает Нагоми с Ранко. Да, это выглядит как-то в общем-то не слишком в её стиле, и вообще поворот откровенно натянутый. Рояль в кустах. Но мы ведь и не ждём особой логичности в этом гротеске?

Туда же мы смело отнесём и разворот в атмосфере на бейсбольном матче, и собственно финальную серию. Да, это выглядит чудовищно наивно, совершенно неправдоподобно и мотивация принятых окружающими решений - совершенно не выдерживает никакой критики. Но это опять же - совершенно не претендующий на логичность пародийный гротеск. Где в том числе по закону жанра идеалистические концепции Нагоми о милых и добрых горничных просто обязаны в результате сработать и «перевербовать» окружающих на её сторону. Так что совершенно не важно, что выглядит это совершенно нелогично.

Равно как и любые другие претензии, то в неуязвимости, то наоборот - героическому превозмоганию смертельных ранений. То в безумной крутости, то в неспособности вылезти из совершенно неумело накрученной верёвки - всё это туда же. Не ищите логику там, где её никто не прятал. Что надо будет для сюжета - то и нарисуют. А то, что оно «не бьётся» с тем, что было показано пять минут назад - да какая разница? У нас тут дурдом на марше и пародия, а не философский детектив.

Но, так или иначе - ко всему этому желательно быть готовыми. К раздражающим персонажам, роялям и благоглупостям в сюжетных поворотах и прочему такому. Чтобы они поменьше влияли на удовольствие от…



Шикарное в сюжете

По сути дела - я уже сказала про то, чем великолепен сюжет. Но можно и повториться, немного раскрыв какие-то нюансы. Как я уже говорила, весь сериал представляет собой чудовищную, гротескную пародию на целую плеяду криминальных фильмов. Начиная с нуарных детективов, через такую классику, как «Крёстный отец» (хотя совсем уж прямых отсылок я там не нашла) и даже, вероятно, чего-нибудь вроде тарантиновщины, не столько «Криминальное чтиво», сколько «Бешеные псы»… и заканчивая уже чем-то совсем современным. Тем более, что основные действия происходят в 1999 году. Скажем, какая-нибудь «Бригада». На японский, конечно, лад.

Кстати, о «Бригаде» и вообще так сказать, тематике разгула братвы. Шикарный просто момент, когда компания горничных приходит попрощаться со своей убитой «сестрой» - в коридоре добропорядочные граждане шепчутся, мол опять горничную хоронят, и её подельницы нагло припёрлись прямо в своей форме, спасу от них нет, только и делают, что друг-друга и окружающих стреляют, куда полиция смотрит?

Полиция, кстати, смотрит куда надо. А куда не надо - отводит глаза. Эпизод с дачей взятки в бумажном коричневом конверте не был упущен. Равно как и буквально всё, что только можно вспомнить. Как сюжетное, так и эпизодическое. Естественно, киллера, отказавшегося отрабатывать некую горничную, убивают самого в последний момент - не зная, что он идёт не убивать, а признаваться в любви. И, конечно же, крупный план крови, вылетающей из раны и выбитой из руки той же пулей коробочки с обручальным кольцом. Нельзя же было пропустить такой классический трагичный сюжет, нельзя было и упустить такие сочные и опять же классические кадры!

Разговоры между готовыми подруга-подругу перестрелять группами горничных о том, что будет по понятиям, и кто какие берега попутал - снова: как же упустить такие сочные моменты?

Конечно же, не упущено ни одной возможности произнести ужасно пафосную (можно - с налётом идиотии) фразу, становящуюся ещё смешнее за счёт того, что произносит её какая-нибудь милая девочка опять же в униформе горничной. И сопроводить это какой-нибудь особо трагичной развязкой. «Я нашла свой собственный путь горничной!». Или «Передай ей, что Нагоми теперь зовётся Чёрной Свинкой. И она очень зла!»… У-у-у, Нагоми в тёмных пилотских очках и чОрной униформе - это вообще такой чудовищный и смешной пафос, опять же, достаньте меня из-под лавки!

И с другой стороны - совершенно невозможно упустить не менее шаблонные, но совершенно из другой области прекраснодушные идеалистические благоглупости Нагоми, когда она, например, требует чистой, «по правилам» игры в бейсбол, хотя совершенно понятно, что ни одна из сторон совершенно не собирается… играть в бейсбол. У обеих сторон желание максимально озвиздюлить противную сторону. Что снова превращает всю эту благоглупость в неплохую пародию. И… возвращает нас в уже шикарную пародию уже криминальную ближе к концу матча. Впрочем, там настолько забавный и циничный, а с другой стороны - благородный поворот, что я не буду его пересказывать. Лучше смотрите сами.



Вообще да, я в очередной раз повторюсь. Это надо именно что смотреть и слушать. Не искать каких-то глубин смысла, а просто наслаждаться гротескной пародией над криминальными драмами, боевиками… и одновременно - идеалистическими школьными анимэшками (хотя школы и школьников тут ровно ноль) с идеями о том, что добро и правильность побеждают зло и жестокость. И даже более. В некотором смысле - сама задумка этого произведения является пародией. Шуткой на тему того, что японцы могут изобразить что угодно в виде милых девочек. Постоянно скатывающуюся в полный беспредел войну братвы a-la «лихие девяностые» - тоже. Смотреть и наслаждаться, какой великолепный дурдом, с каким вниманием к деталям и штампам нам тут нарисовали.

tragedy, slice, юмор и вообще забавное, seinen, detective, action, anime

Previous post Next post
Up