Hakozume: Kouban Joshi no Gyakushuu

May 29, 2023 17:08

ハコヅメ~交番女子の逆襲~



Жанр: комедия, слайс, полиция, сейнен, дзёсей
Выходил: январь - март 2022
Английское название: «Police in a Pod»
Русское название: «Контратака женщины-полицейского»
13 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Это хорошая анимэшная традиция: начать комедией, закончить - серьёзными вопросами и драмой. Здесь - удалось.

У Каваи Маи, как и у множества людей в старшем школьном возрасте, не было особых предпочтений в плане работы. Единственное условие - стабильная работа и стабильная зарплата. А это однозначно - работа госслужащим. Но куда бы она ни старалась приткнуться - экзамены сдать вышло только в полицейскую академию. Худо-бедно закончив каковую, стала наша Маи линейной полицейской. Да только вот работёнка эта оказалась настолько тяжёлой и стрессовой, что Маи уж была собралась махнуть на мечту о стабильной зарплате и подать заявление об уходе. Но не успела: когда решение уже почти созрело и даже заявление было написано, осталось только положить на стол начальству - ей в старшие напарницы назначили красавицу, достойную быть киноактрисой. И Маи задумалась: может дать работе ещё один шанс? Как же она пожалела об этом решении! И насколько же оно в результате оказалось правильным!

История просмотра

Здесь как раз ничего загадочного в истории нету. Я люблю сериалы в стиле «как это делается». Мне очень понравились «Вы арестованы». И когда Енот-сан tanuki666 сообщил, что тут выходит такой весьма подобный сериал - я немедленно взяла его на заметку. Но, сначала надо было дождаться, пока он довыйдет. Потом вспомнить про него. Потом дождаться подходящего настроения… В результате, просмотр отложился чуть ли не на год. Зато когда «звёзды сошлись» - был «проглочен» буквально за один день. Правда, это было довольно слабо загруженное воскресенье. Итак…



Техническое исполнение

Сразу же предупреждаю: к этому в общем-то казалось бы довольно средне (по нынешним меркам) нарисованному сериалу я набомбила какое-то нереальное для себя количество скриншотов. В ЖЖ их будет штук восемь, в Дзене я их расположу точно так же, но некоторые будут не одной картинкой а галереями из двух-трёх. Почему так? Да просто очень уж интересные и выразительные моменты попадаются. То есть сразу понятно: пусть сама прорисовка довольно средняя, а в некоторых случаях - CG вообще заметна невооружённым взглядом (например, колёса автомобилей в статике), но с точки зрения раскадровки, изобразительных приёмов - он весьма хорош и даже разнообразен. Даже обилие откровенно дешёвых приёмов, когда фон вообще отсутствует (пример будет ниже), портит впечатление не на много. Оно, конечно, явная экономия средств, но это и художественный приём, отсекающий вообще всё ненужное и оставляющий на экране только самую главную деталь.

В целом, можно сказать, что тут отлично постарались буквально все - художники-раскадровщики, художники-дизайнеры, режиссёр, оператор… Экономили, явно экономили. Но очень талантливо и с умом. И в основном - именно на прорисовке фонов.

Да, нельзя не отмтить: а собственно люди здесь нарисованы не совсем в классическом даже для наших времён стиле. Не поспоришь, это анимэ. Но не совсем такое, как рисовали когда-либо. Кроме одного и весьма приятного момента: здесь у всех людей разные пропорции. Худые, квадратные, пухлые, с большими глазами, с не очень, с «сюжетом» и без. С разными причёсками (а девушки ещё и с разными причёсками в разное время). В разных одеждах - и тут уже не только девушки переодеваются время от времени. И, кстати, с великолепным пониманием стилей. На мой взгляд только Ямада малость подкачал. Не в том смысле, что он как-то плохо одевается. Нет. Я не узнаю в нём опера. Впрочем, он - младший оперуполномоченный, ещё не успел профдеформироваться.

Со звуком тоже всё вполне неплохо. Забавные и подходящие под основную часть сериала опениниг и эндинг, достойная работа сейю. Но как-то я почти ни с кем не встречалась, хотя и пару раз казалось, что узнала голос - но всякий раз это было ошибкой. Кроме одного случая: старшую напарницу, Фуджи Сейко-сан озвучивает Ишикава Юи-сан. А это, как минимум, Виолетта (Эвергарден) и Таканаши Сей из «Seijo no Maryoku wa Bannou Desu».

Отдельного упоминания заслуживает перевод. Я совершенно не помню, когда качала этот сериал (но вроде бы с изрядным запасом после выхода), но перевод… совершенно неровный и незавершённый. Даже в самом прямом смысле: последние несколько серий не переведены вообще. Впрочем, я на ансаб переключилась ещё раньше, поглядывая в русский только ради интереса. Потому что… Как нынче довольно часто, к счастью, особых проблем с грамматикой, орфографией и сопряжением тут нету. Но вот дальше - всё очень неровно. В пятой серии пропали заголовки. Имена переводчиков указаны во второй, седьмой, восьмой и десятой. И огромная куча ляпов. Частью от того, что переводчики просто поленились глянуть, а что происходит на экране. Частью по… ну я даже не знаю, недомыслию. Каваи и Фуджи не стоят в будке! Они линейные полицейские, прикреплённые к отделению полиции. Каваи всю ночь сидела не над «нераскрытым делом» (она вообще этим не занимается), а над paperwork, то есть бумажной работой. Сражалась с бюрократией, если хотите. Фуджи на дороге видела не то, что «видеть не стоит», а то что… да хотя бы «хотела бы развидеть», хотя на самом деле «чего нормальные люди не видят». Посмотрите в экран - там у них с напарником реально паранормальщина в глазах мерещится от усталости. В общем, перевод в целом просто ужасен, хотя, если честно - и не без удачных находок. С другой стороны, надеюсь, что и его рано или поздно приведут в порядок.



Плохое в сюжете

Положа руку на сердце - в сюжете плох в первую очередь сам сюжет. Не в том смысле, что он бессвязный, ничего против слайса, состоящего из нескольких историй, я не имею. Плохо то, что если в «Вы арестованы» девушки вляпываются в какие-то несвойственные им области деятельности полиции нечаянно, то здесь их запихивают просто куда угодно и без всякой подготовки. Они гаишницы? Вот и должны работать на дороге перманентно. Они линейный наряд - должны ходить ножками в патруль и на дежурной машине - по соответствующим вызовам. Да, я понимаю, в некоторых случаях тут бывает усиление, или те же самые поиски заблудившегося дедушки - тут и правда будут поднимать и пожарных, и полицию, и волонтёров из местных… Зато - на это не пошлют даже младшего оперуполномоченного. Тем более - старшего. В общем, сами-то сюжеты очень неплохие, о чём я буду говорить ниже. Но сшиты откровенно «на белую нитку». Надо было обеспечить единство набора главных героев - вот и суют их в совершенно «не их» задачи.

Вторая проблема - это характеры. Хорошо, я в целом не спорю, что все второплановые персонажи у нас довольно плоские. Фактически, мы их видим-то не много и в одной ипостаси. Но почему-то совершенно плоские и Ямада с Минамото. Но при этом - очень неожиданные стороны вдруг показаны у бритоголового… что-то не соображу, кто он по иерархии. Заместитель начальника РОВД? Ну хорошо, предположим, идея была в том, чтобы раскрыть только девушек. И действительно, помимо Каваи и Фуджи очень здорово раскрыта Макитака. Но здесь другая проблема: а вот у Фуджи-сан показано очень много разных черт. А вот характер-то и не выстраивается. Точнее, выстраивается, конечно. Но очень так, опять же, шито белыми нитками.

Кое-какие детали (поимо уже упомянутых) казались непонятными и недостоверными уже на уровне ощущения. Но раз я не могу изложить это связно, то и не буду. Просто знайте, чувство, мол что-то здесь не так - возникает регулярно.

Ну и последнее. Каваи ничуть не удивительно, нам заявлено с первого момента - личность своеобразная и умом не блещущая. О, кстати, я сообразила один из моментов, который мне подспудно казался недостоверным: полицейская академия. А вообще-то в милицию/полицию не берут дураков. Как говорится, старший оперуполномоченный Гоблин не даст соврать. Так что и сама затравка сюжета, мол никуда не прошла, и некоторые её действия - не похожи на правду. А временами - она таки просто раздражает. Ну вот у тебя тангента на плече - нажми её уже и доложи: преследую, нахожусь там. Этому тебя в академии должны были научить на уровне рефлекса. И даже на стресс такое торможение списать нельзя: он затормозил бы рефлекс на несколько секунд. Но не на десять минут погони!

Но всё это - довольно мелочные придирки. В сериале просто тонны…



О хорошем в сюжете

В первую очередь, что мы хорошего замечаем - это юмор. Не сказать, чтобы совсем искромётный, и по уровню - средний. В смысле, что и не очень уж тонкий, но и не лобовой уровня лицом в торт. Так или иначе, но до определённого момента, когда началась уже откровенная драма в последней арке (впрочем, уровень драмы повышается ещё с середины), я хихикала по разу, а то и несколько за серию. И если в самом начале это был такой нейтральный смех, как в сюжетах, когда Каваи переживает, что её обхамил очередной водитель, а Фуджи в голове формирует жутчайшие проклятия и пожелания приехать на ещё больший штраф… А потом лучиться от радости, когда Каваи замечает: «А он уехал, не пристегнвшись!» - «Отлично! Пиши ещё один штраф!!!» То чем дальше, тем больше смех становится добрым. Как я смеялась с «писем» Каваи: «Дорогой папочка («дорогая мамочка на небесах» - у-у-у-у!), сейчас я бегу. Но не потому, что такая высокоморальная бегу за поисковой собакой, разыскивающей пропавшего человека, собака вообще по-моему просто радуется побегать по лесу… а потому что иначе заблужусь сама» И вот таких вот «Дорогой папочка...» - там вагон. И каждый раз - смешно.

Во-вторых, что тоже очень радует - все истории первой части имеют очень красивый и даже трогательный финал. Не в классически-романтическом смысле «трогательный», а на каком-то другом уровне. И они, подчас, очень неожиданно закручены. Например, мне очень понравился сюжет с задержанием домушника. Казалось бы, зачем, кроме чисто практики, Фуджи предложила Каваи провести первичный опрос? Ан нет, их долгий разговор всплыл в сюжете с уроком безопасности в школе. И это очень интересное не только наблюдение, но и руководство к действию:
«А зачем выполнять правила?»
«Недавно я общалась с одним вором. Очень матёрым. И он мне рассказал: в городе, где он видит много детей, катающихся на велосипеде вдвоём (в Японии запрещено сидеть на багажнике) - он знает, что все двери для него открыты. А где люди общаются и соблюдают правила - значит и полиция не спит, и двери запирать не забывают. Так что исполнением маленьких правил вы улучшаете жизнь и себе, и окружающим».
Да, звучит очень по-японски (точнее - характерно для коллективных рисовых цивилизаций). Но это то, чему у них стоит поучиться.

В-третьих, хотя я и ругалась на то, что девушек припахивают и к тому, и к другому - в результате иногда получаются презабавные сюжеты. Как в вопросе с портретом. Звучит, между прочим, странно: это уже совсем наше время, у всех смартфоны с тачскринами. Но фоторобот надо рисовать, а не составлять с помощью элементарной программы. Опять дурацкая натяжка для сюжета. Но сколько вокруг неё прекрасного! И смешного, и умных мыслей. Что главное - уловить суть в показаниях свидетеля, а не красиво нарисовать. В результате - неплохой рисунок Макитаки оказывается как бы ни о чём. А жуткая харя Каваи - при всей корявости точно передаёт образ преступника:



Что, кстати, выводит нас и ещё на один приятный момент. Это анимэ совершенно не для детей. Я даже не о том, что тут все регулярно курят и пьют. Здесь подняты очень серьёзные темы. Отношений в рабочем коллективе (ну ладно, в школе тоже есть момент тирании младших старшими). Но вот домашнее насилие, обсуждаемое довольно плотно. Проституция и секс - хотя бы во вроде бы легковесной истории с девочкой, сбежавшей из дому… Ну и последнее дело, занявшее не половину и даже не целую серию, а три. Это знаете ли… Не для детишек такие темы. Оно и для взрослых-то жутковатое. Конечно, девушкам легче поставить себя на место героини. Но и мужчины с мало-мальской эмпатией, думаю, не останутся равнодушными. В общем, повторюсь, тут при всём юморе темы подняты совершенно не детские. Кстати, даже в этом последнем деле были отличные моменты, вызывающие правда уже злорадный - но смех.

И коль скоро я заговорила о тяжёлых моментах и руководствах к действию - ещё пара картинок. Их можно было бы привести в техническом разделе, показать, как здорово тут умеют играть с изображением. Но без пояснения - не поймёшь. Суть в том, что Каваи попала на первое в своей жизни ДТП со смертельным исходом. Причём ребёнка сразу же. И что-то в ней сломалось. А это правда, какой бы тренированный человек не был бы - первая смерть у тебя на руках ломает страшно. И ломает навсегда. Вопрос в том - как ломает и как ты из этого выходишь. И вот Каваи сломалась. У «Within Temptation» есть потрясающая песня: «Empty Eyes»:



Не ест, не спит, работает автоматически… Но тут к ним заглядывает вроде как по делу начальник мотокопов. И объясняет Каваи: что да, люди ломаются. И ни один нормальный человек спокойно такое не переживает. Так ведь и наша работа - штрафовать за скорость, ремень, детское сиденье, выезжать на вызовы - ровно для того и есть, чтобы нормальные люди остались нормальными. И никогда такого не увидели. И у Каваи возвращается смысл жизи:



Что ещё мне очень тут понравилось? Великолепное понимание, какие мы все разные. Начинающееся с шуточек класса «самая идиотская причина идти в полицию». Надо сказать, что была озвучена не только мечта Каваи о стабильной работе и зарплате, но и ещё несколько вариантов от других героев. Не менее, а то и более феерических, но тем не менее - вполне логичных. И заканчивающийся куда более глубинной тематикой. В том числе - отличию мужчин и женщин. Кстати, этой теме посвящено немало. Как маленьких фразочек, так и целый кусок сюжета с ором якудза на оперов и обратно. Как изящно разрулила всю ситуацию Фуджи - именно за счёт того, что они мужики и ведут себя в мужской парадигме, а она женщина и в женской. Девушки вообще лучшие, как великоженской шовинистке мне позволительны такие заявления. Но тут, признаюсь, есть несколько случаев, когда отлично показано, чем именно прекрасны и мужчины, какими они должны быть. Впрочем, сюжет с бритоголовым начальником, где он повёл себя как настоящий мужчина (и полицейский) такой… с горчинкой. Вроде бы прекрасный, но и грустный.

К слову. Я тут заговорила про мужчин и женщин. И уже говорила про домашнее насилие. Так вот, надо отдать авторам должное. Они не валятся в одну сторону. И хотя по статистике объектом домашнего насилия чаще становится женщина, а совершает его - мужчина, но авторы не просто формально признают, что бывает и наоборот. Нет, в сериале есть один сюжет напрямую со скандальной и агрессивной тёткой… Да и вся бесконечная история с обаянием Минамото - в сущности длинная сага о харассменте оного Минамото.

Вообще, сериал прекрасен вниманием к деталям. «Я сразу понял, в чём дело. Фуджи никогда не забывает попросить документ подписать.» Волшебные в своей отвратительности мерзкие закидоны: «надела юбку, короче, чем Я считаю приличным - хочет чтоб лапали». «У него нету пролежней!» (не буду спойлерить и эту трогательную историю). Да хотя бы и просто внимание к мелочам. Как, например, что в участке есть мужская и женская комната отдыха с кроватью, на которой можно перехватить час-другой сна, когда ехать домой времени нет, а с ног валишься.

Однако, буду закругляться.



Очень неровный сериал. Авторы явно много что знают про работу полиции. Как мне тут подсказывает милая baka_utena - мангака вообще отслужила там 10 лет. Несомненно умны и даже местами остроумны. И очень внимательны к деталям. Но при этом шьют всё настолько яркими белыми нитками, что все однозначно шикарные детали оказываются связаны такой нелепицей, что просто ужас. Хотя тут нельзя исключить элемент местной специфики. Это сериал точно не для детей. И не даром в последней серии стоит дисклеймер: "Некоторые части манги были опущены при экранизации, так как могут вас травмировать". И круг проблем в нём выходит далеко за пределы одного полицейского участка. В том смысле, что это проблемы уже социума как такового и человеческой психологии. А участок - это одно из мест, где они проявляются особенно выпукло. При этом всём - и серьёзно, и драматично, но и смешно. В результате я даже колебалась: ставить 8 или 9. Но опять же интуитивно, как я интуитивно чувствую несуразицу в некоторых моментах, а доказать не могу - интуитивно что-то мне мешало 9 поставить. Оставим 8. Взрослым рекомендую. Обоих полов, но девушкам, наверное, чуть больше.

slice, юмор и вообще забавное, seinen, detective, action, josei, anime

Previous post Next post
Up