Strange Dawn

Dec 28, 2022 23:10

ストレンジ・ドーン



Жанр: фэнтези, сёдзе, исекай, насилие
Выходил: июнь - сентябрь 2000
Английское название: оно же и оригинальное
Русское название: «Странный рассвет»
13 эпизодов
Оценка: 6 из 10

“Пусть сначала Турция нападёт на Швецию. А потом - Швеция на Турцию.“
(©весьма актуальный анекдот, о том кое-где и мечтают).

Две девушки-старшеклассницы, Эри и Юко внезапно телепортируются в непонятное место. И через несколько часов пути (очевидно, что сидя на месте ничего не получишь), выясняется, что это место ещё более непонятное, чем казалось. Дело в том, что населено оно людьми с пропорциями и размерами новорожденных младенцев, а две огромные по местным меркам барышни воспринимаются окружающими как Великие Демоны и, по мнению окружающих же - должны защищать их деревню. Но девушки, оказывается, имели альтернативное мнение по этому вопросу. Даже полтора. Юко глубоко наплевать на всё происходящее и она хочет домой. А Эри - настолько стеснительна, нерешительна и не уверена в себе, что такую роскошь, как мнение - позволить себе не может. Сойдёт за половинку: ведь она не соглашается со всеми, а именно никогда не имеет мнения. Но как ни крути, а попадание в другой мир - это по сути своей большое приключение, состоящее из череды малых.


История просмотра

Этот сериал мне посоветовала подруга на Дзене «аниме Лариша» уже давно. Ну, сёдзе, да ещё с двуми главными героинями, вроде бы вполне подходящее для меня начало?.. Внесла в списочек, но как-то руки не доходили. А тут вдруг сегодня она мне напомнила. «Дело было вечером, делать было нечего» - взяла и посмотрела. Разом. Но, если честно - скорее исходя из концепции «разом отмучаться». Второй подряд сериал на шесть баллов. И, право слово, тут это даже скорее натяжка. Хотя и нельзя сказать, что он настолько ужасен, кое-что там есть и неплохое. Начиная с…



Техническое исполнение

Прямо скажем, это как раз та часть, к которой у меня меньше всего нареканий. Обе девушки нарисованы весьма красиво и симпатично. И, кстати, не очень-то в стиле тогдашних сёдзе. Я бы сказала - довольно нейтрально, ярко выраженных специфик какого-либо половозрастного жанра в их изображении нет.

Правда вот с местным населением всё отнюдь не так радужно. Честно говоря, вот здесь я как раз вижу, что это сёдзе, то есть сериал для девочек. Авторы это знают и совершенно беззастенчиво пытаются зацепить зрительниц за материнский инстинкт. Эти ж человечки не только размерами и пропорциями соответствуют младенцам. Они ещё и ходят в большинстве своём в комбизончиках, ну до боли напоминающие опять же младенческие из нашего мира. Знаете ли, мне материнский инстинкт тоже не чужд, но когда я вижу такую наглую попытку манипуляции - это просто бесит.

Зато вот все пейзажи, да и вообще весь волшебный мир тут хороши просто на диво. Да, конечно, это не современное буйство технологий, и нарисовано всё довольно простенько. Но и собственно пейзажи - с богатой фантазией придуманы, и нарисованы очень красиво, да и над раскадровкой явно работали не левой пяткой. Пусть тут довольно мало именно смысловых кадров, но есть и они. Как, например, в момент, когда у Эри совсем опускаются руки - и в этот момент крупным планом: гаснет масляный светильник в её пещере. В общем-то незамысловатый приём, но работает красиво.

По части же звука - ничего определённого сказать я не могу. Опенинг и эндинг - типичная японская этно-попса (то есть натурально с явными элементами народной музыки). По одному разу слушается с большим интересом, дальше - кому как. Я особо не прониклась и проматывала. Но в принципе - вполне неплохо. Сейю? Сейю отработали хорошо. Очень хорошо. Интересно, кстати, что никто не говорит «неродным» голосом, да и орут очень мало. Хотя все девушки иногда катают откровенные истерики, но с воплями - чуть ли не одна лишь финальная. А по части персоналий - я никого не узнала. Не моя эпоха. Даже в Левиан я было услышала Хонду Такако, ан нет - это Кацуки Масако. И Юко озвучивает Шизуми Каори, которую я, естественно знаю как Богиню Всех Сетей и Протоколов, Ивакуру Лейн-сама. Но Лейн тихая, спокойная и молчаливая, а Юко как раз очень эмоциональная барышня. Так что узнать было сложно.

А вот что касается перевода… То с ним надо очень аккуратно. Я не заметила каких-то чудовищных огрехов. Но совершенно очевидно, что переводчики не очень трудились следить за собой. К примеру, начальник деревни, в которую девушки попадают в первую очередь, и вокруг которой крутится изрядная часть сюжета, называется то мэром, то старостой. И… большая проблема любого перевода: что переводить, а что оставить. В данном случае - переводчики опять же не особо утруждали себя. Летают местные на эдаких стрекозообразных мега-насекомых, используя их как верховых лошадей (хотя по принципу посадки ездока - это ближе даже к транспортному слону: спина этого насекомого широкая и плоская, так что либо стоять, либо сидеть, а можно даже лежать). Но в этом мире их ниша - «верховая лошадь». Значит и будем мы постоянно читать или слышать, мол «лошадь устала». И, конечно же, когда Юко мечтает вернуться в наш мир и радостно пожраЦ «нормальной еды» - да, о пицце она и правда мечтала. А вот вторым и третьим номером в её списке, как легко догадаться, были вовсе не «котлеты и борщ». Я в общем-то понимаю и концепцию донести идею происходящего, подобрав как-то подходящую более понятную зрителю аналогию… Но мы ведь точно знаем, что это не лошадь! А значит - закрадывается недоверие: а что ещё вы тут креативно-так перевели?

Но в общем, если говорить именно о техническом исполнении, то сериал весьма красивый и приятный. Если бы не младенцы и перевод.



Плохое в сюжете

А вот сюжет, за редкими исключениями, просто ужасен. Проще говоря, на весь сериал есть буквально два адекватных и разумных человека. И оба из местных. Точнее - обе: Левиан и Мани. Причём если в отношении человечков ещё как-то можно понять, ну они вот изначально уже такие довольно смешные и гротескные. Поэтому не смущает то, что Река - прекраснодушная, но феерическая дура, мужские персонажи буквально все именно гротескные, что гиперсамостоятельный и типа героический Шалл, что влюблённый мерзавец и предатель Далл, что староста этот… Ну, гротескные они по определнию. Но «наши»-то девушки?

Честно говоря, я даже не знаю, с чего начать? Ну, хорошо, я, положим, могу себе представить, что Эри - вся из себя такая супер-застенчивая и неуверенная в себе. И прекраснодушная вдобавок. Но и то… честно говоря, смотреть на неё неприятно. Ну сколько можно быть такой и настолько мямлей?!

А вот Юко - я не понимаю совсем. Хотя при этом она мне всё же и чаще более симпатична, и однозначно ближе, чем Эри. Опять же, у неё в базе тоже вполне понятная идея: нас сюда вытащили не спросив, да и ничего не объяснив, всю историю из местных прямо клещами надо тащить… В общем - нам ваши проблемы по барабану, а ну вертайте всё назад. Но в дальнейшем-то становится понятно, что возвращение в любом случае под вопросом (если возможно). Что надо делать? Налаживать контакт с местными. Кто вас кормить будет? Тебя волнует вопрос сменного нижнего белья? Сложить два плюс два, непонятки с возвращением и бельё… до ближайшего супермаркета, возможно, годы. Опять - надо налаживать отношения. Опять - надо налаживать отношения. При этом Юко - явно и умнее своей невольной товарки, и в людях, и в ситуации разбираться умеет - и даже делает это. Но одновременно и не делает.

Ну, я вообще в этом смысле всегда начинаю беситься. Да, тебя особо не спрашивали. Но здраво оцени обстановку. Дали мяч - фигачь!

Впрочем, со здравой оценкой обстановки у обеих вообще какой-то незамутнённый ужас. Девушки, эти человечки имеют все ТТХ младенцев. Только мускулатура более развита и ум. Нет. Обе барышни просто цепенеют каждый раз, когда человечки начинают размахивать колюще-режущим инвентарём. Даже не в направлении их самих, а друг-друга. Ну невозможно быть настолько утрированно кисейными барышнями! Особенно это относится к Юко. Которая, безусловно, не «янки», но не кисейная совершенно точно.

И обратите внимание: девушкам по шестнадцать лет. Быть настолько, вот честное слово - тупыми в таком возрасте можно только в случае, если это уже какие-то медицинские нарушения.

Впрочем, не могу сказать, что остальные человечки ведут себя прямо так уж разумно и правдоподобно. (Ладно бы там откровенно гротескные персонажи, но идиотоизм Шалла временами тоже просто зашкаливает. Я уж не говорю про очень странное поведение Реки, которая легко и непринуждённо решает возвращаться в деревню после того, как Далл её чуть не изнасиловал).

В части мироустройства - тоже гора нескладушек. Ладно, идею со снятием обуви как черезвычайно интимном акте мы спишем на милые особенности мира, введённые для собственно милоты и ради того, чтобы избежать совсем уж жестких кадров. Хотя с одной стороны - все сюжеты со снятием обуви с человечков довольно подробны и чтобы их прочувствовать (и хорошие, и жуткие) - показано достаточно, и уже совершенно не важно, что конкретно снимают. Ну и сама идея довольно своеобразна. В плане гигиены. И в плане, извините, секса.

Но есть и другие благоглупости. Коль уж мы заговорили о таких тонких областях. То вот Эри признаётся, что у её постигла «фаза Луны». Юко, девушка предусмотрительная - поделилась с нею упаковкой чего надо. И вот… прошло уже несколько дней, а Эри так и смотрит на нераспечатанную упаковку. Авторы, вы не забыли, что с тех пор они уже несколько раз ложились спать? Забыли.

Или вот с этими ездовыми стрекозами какой-то маразм. Хорошо, они не приспособлены для того, чтобы на них фигурять в небе, как на истребителе. Пусть у них динамика аховая. Но почему они имеют свойства судов на воздушной подушке и ползут в десятке сантиметров над поверхностью (где и крыльями-то толком не махнёшь)? И нет, они так делают не для того, чтобы человечкам было удобнее. Они в принципе летать выше не могут, на чём построено несколько сюжетных поворотов. Ёлки-палки, ну если вам надо эти повороты - сделайте их не стрекозами, а таракашками. А если стрекозы - то пусть именно летают. А то выглядит как-то по-идиотски.

Ну, и я уж молчу про деревню, которая (оригинальный дизайн, вообще-то, забавный и в общем-то сказочный) строго глинобитная. Причём цельно-глинобитная, никаких соломенных крыш, только глина… или камень. Но при этом - человечки пользуются горящими стрелами даже чаще, чем обычными и умудряются дважды сжечь деревню до тла. Как?!

И, конечно, при всём происходящем - человечки друг-друга мечами только слегка царапают, а даже одна смерть для них уже шок. Прошу обратить внимание: это приграничная деревенька в буферном государстве-лимитрофе между двумя весьма агрессивными империями. Детский сад какой-то. Ах, да, простите, они же с пропорциями младенцев. Значит не детский сад, а ясли, младшая группа.

Финал же стоит вообще особняком. Я не буду говорить, что там произошло. Просто спрошу: а с какого перепугу шумные события, которыми предварялась отправка обеих девушек обратно в Японию, привели к такому миру и благорасстворению воздухов, которое нам показали в финальных кадрах? Вот кто-нибудь может мне объяснить, хоть одну причину? Бред высшей пробы.

В общем, мир выглядит красиво, но очень криво. Поведение аборигенов гротескно, глупо или и то, и другое. А поведение земных девушек… поражает своей запредельностью. Запредельной кисейностью, запредельным неумением соображать, запредельным нежеланием этим заниматься и вообще - запредельным отсутствием характера. Не в том смысле, что они бесхарактерные. Нет. В том, что у них характер не выстраивается. Они обе состоят из мыслей и поступков, которые вместе не бывают. Каждый по отдельности - запросто, бывает. Но всё вместе - взаимоисключающие штуки.



Хорошее в сюжете

Но я же говорила, что здесь есть что-то хорошее, помимо чисто визуальных красот и рабтоы сейю. И первая половина хорошего, уже именно в сюжете, связана именно с плохим. Здесь очень хорошо и правильно показано много такого, далеко не самого радостного. Конечно, с поправкой на аудиторию, но отлично показан «нормальный уровень средневекового зверства». Что вытворяет средневековая армия, входя в деревню. Это, между прочим, даже в семнадцатом веке какой-то военначальник среднего звена писал, что в сражениях-то крестьяне ничего из себя не представляют, а вот между ними - страшнее врага нет. Почему? Да потому что армия отбирает у них скот, фураж, ну и вообще особо не стесняет себя в проявлениях. Вот, здесь - ни одна, ни другая армии особо себя не стесняют.

Также, среди плохого, но хорошего - очень наглядно показано очень своеобразное положение государства-лимитрофа. Хотя, надо сказать, здесь-то две неприятности произошло: во-первых, как раз у весьма умной и достаточно циничной Левиан должно было получиться сбалансировать на лезвии меча. В том числе потому, что она тут действительно единственный здравомыслящий человек среди идиотов. (Я говорила, что ещё здравомысляща Мани, но Мани не занимается политикой). Во-вторых, ладно, вы, господа авторы, негодяи, убили её. Но что тогда за волшебная искорка занырнула под укрывающие её цветы? Волшебное оживление? В принципе - по логике «наступили мир и счастье» оно было бы весьма уместно. Ну так и покажите!

И вообще, меня здесь как раз в некотором смысле даже порадовали, э-э-э-э, физиологизмы. Которых обычно стесняешься, а то и просто неприятно смотреть (ну, та же попытка изнасилования - куда как жуткая сцена!). Но вот здесь оно всё было как-то уж очень к месту.

Вторая же половина хорошего - состоит из действительно хорошего. Буквально все разговоры между Юко и человечками, будь то Мани, Река или Шалл - можно записывать. Причём, интересно, ни один из собеседников не излагает всё правильно. Они все в разные моменты то говорят очень справедливые слова, то вдруг начинают из своих же слов развивать мысль в сторону такой чуши, что вянут уши (рифма!). Но достойные мысли проскакивают регулярно и с обоих сторон. О том, что эгоизм бывает разный, и может вести к разным последствиям. Особенно хорошо в этом смысле Юко «умыла» Реку, справедливо заметив, что её как бы самопожертвование и забота о всеобщем благе на самом деле есть эгоизм, причём далеко не разумный. Не тот, который действительно приводит к благу общества, или даже самого «эгоиста», а является лишь сиюминутной реакцией, направленной на сиюминутное же восстановления душевного комфорта.

Да, пожалуй, в этом есть особая прелесть. Обычно же как в аниме (да где угодно в художественных произведениях) бывает? Один из собеседников будет прав. Второй - тут возможны варианты: может быть не прав, а может обладать собственной правдой. В таком случае - тоже с выстроенной довольно стройно внутренней логикой. Здесь же во всех разговорах и поступках буквально все персонажи (включая фоновых) за одну один абзац речи или череду непосредственно связанных между собой поступков наговорить (или сделать) и очень правильно, и редкой чуши. Причём даже и не скажешь, что так уж прямо в каждом случае взаимоисключающих, подчас они совершают вполне закономерные ошибки в рассуждениях.

Ну, и чтобы закругляться. Естественно, сёдзе практически невозможно представить себе с полным отсутствием романтических ветвей сюжета. И, поскольку наши японские девушки явно «иные», то им-то романтики не светит (хотя у Юко в Японии романтика точно была, то, что проскакивало в их разговорах с Эри - довольно интересно и вполне однозначно). Впрочем, спойлер, один извращенец среди человечков нашёлся, но это юмористическая линия. А вот между человечками как положено - запутанная фигура. Один любит другую, эта другая любит третьего, четвёртая любит того же третьего, этот третий вообще ничего не понимает, и кажется, думает о пятой… А у прекрасной Левиан вообще реверс-гарем из четырёх мужиков. Правда, один - гад и баран, второго убили, третий - малолетка, а четвёртый… Не успел даже признаться, авторы Левиан убили. И в общем-то, хотя эти линии сюжета развиты не слишком хорошо, а некоторые вообще только лишь обозначены, но и там есть чего посмотреть. А кое-над-чем - и подумать. Для собственной пользы. Насколько правильно поведение той же Мани? На первый взгляд - более чем. Но вот есть несколько подводных камней, не слишком правильных для неё самой. Не факт, что она всё правильно решила для себя. Но, как и многие вопросы здесь - всё повисло в воздухе. Вопрос прозвучал, ответа нет. Что где-то и правильно: очень многое каждый человек должен решить именно для себя. И ответ, правильный для одного, может быть неприемлем для другого.

Резюмируя, скажу: это визуально красиво, если не считать человечков. Очень хочется сказать, что сюжет состоит из непрекращающегося запредельного и нестыкующегося идиотизма, но всё же так сказать нельзя. Всё же в сюжете показано очень много правильно. И прозвучало немало правильных вопросов. Или хотя бы взглядов на кажущееся очевидным - с другой стороны. Которая, сюрприз, не менее очевидна! Но в целом всё же - смотреть на свой страх и риск.

fantasy, isekai, shoujo, anime

Previous post Next post
Up