Часть вторая. Хвалебная и заключительная.
Ещё мордашки из игры. Цугуми и Касанэ. Кафе в Сейране, последний Bond Episode в ветке Касанэ.
Ссылка на первую частьПоговорим о хорошем
Сразу оговорюсь: то, что я буду говорить хорошего - относится к игре. Я не буду вспоминать, было ли это как-то отражено в анимэ, хотя естественно, если это относится к основному сюжету, то как-то было. Поэтому для начала скажу, что было хорошего в анимэ, чего не было в игре.
В первую очередь - это дополнения. Большинство из них были ужасны, но часть - уже, как говорится, «так на так». Я уже приводила в пример речь Карэна во время Суосского инцидента, где он излагал причины, побудившие Сейран и его самого отложиться от Нью-Химуки. Да, она была более банальна и глупа, но более полно раскрывала суть.
Были и несколько довольно крупных вставок, раскрывавших, например, взаимоотношения между Юито и Кайто. Вдвойне интересная тем, что вообще вся игра просто напичкана самыми разными и непохожими отношениями внутри семьи - и как раз взаимоотношения внутри семьи одного из двух главных героев в игре раскрыты не были. А там в результате довольно интересный клубок нарисовался. Юито вроде небезосновательно считает, что с братом они особо не ладят, а на деле Кайто тащит на себе груз ответственности за семейное имя и в некотором смысле - нацию (хотя не очень-то ценит население). И, прямо скажем, прикрывает младшего братишку от всей грязи.
И отдельно было прекрасно слышать, как вернувшись к исполнению обязанностей главкома обороны Нью-Химуки, Кайто сразу начал отдавать очень разумные приказы о перестроениях.
Хотя, конечно, и здесь не смогли не напортачить. Начиная с того, что ровно в тот момент, когда Кайто сняли, «а тут случилось» - на его место усадили какую-то феерическую бестолочь и тряпку. Верхушку Нью-Химуки проредили очень умеренно, должен был подняться по карьерной лестнице не совсем наглухо гражданский персонаж. Но на самом деле куда хуже, что Кайто тоже не избежал девальвации, принялся истерично орать и абсолютно бестолково жертвовать собой. И уже совсем плохо, что в результате домашнего ареста он болтает по телефону, ездит на встречу с братом в Кукичибу, а после суда получил не заслуженную петлю, не пулю (что было бы некоторой данью обоснованного уважения), и даже не пожизненное (что он получил бы в нынешние беззубые времена, хотя там ситуация в мире отнюдь не современная), а… ничего. Впрочем, в анимэ и Кагеро с Кёкой не отправляются посидеть, а «по-взрослому договорились». Неприятно.
Из относительно мелких моментов, что вспоминается: то, что отделение Касане полезло в горы в соответствующей одежде - было круто. Но тогда вдвойне по-идиотски смотрится отделение Юито, идущее в обычной. На Ханаби с голым животом просто страшно смотреть.
Да и момент с убийством Сумераги-старшего происходил в игре весьма не так и вообще практически не был освещён. Здесь же история получилась весьма неплохая и где-то изящная. Опять же расшифровывающая некоторые слова Кагеро. Не то, что их так уж требовалось расшифровать, для сюжета не так уж важно, что конкретно он имел в виду… Но лучше - если знать.
В анимэ хорошо показано, почему отряды продолжают неформальные контакты - именно потому, что совершнно не понятно, что на само деле происходит вокруг (суть, а не видимое), что им самим делать, да и вообще в норме ли Касанэ (памятуя Наги). В игре тема коррекции личности была раскрыта позже, но при таком раннем раскрытии - с точки зрения героев ситуация выглядит вдвойне непонятно и потому действительно надо разбираться. Чуть ли не единственный случай, когда в игре показанная ситуация выглядит несколько странно, а в анимэ именно за счёт небольшой правки сюжета стала выглядеть вполне здраво.
И очень неплохо именно в анимэ показали душевные терзания Наги. Единственная проблема: это был разговор Смеагорла с Горлумом, срисованный чуть ли не один в один (с поправкой на тематику).
Что-то там ещё было и ещё довольно неплохое, но уже не настолько запомнившееся. Так что расскажу про хорошее в сюжете опираясь в первую очередь на игру.
Араши - царь горы. Второй Team Bond Episode. Но эту позу можно истолковать и как «А на этом всё хорошее (в анимэ) кончилось».
Итак, что мне очень понравилось совсем-совсем в целом, это то, что игра хотя заявлена как экшен, но в ней столько сюжета, что в общем-то мочилово воспринимается как довольно второстепенное. Да, задалбывают эти летающие подушки. Финальные боссы иногда раздражают сложностью даже на легком уровне… Но это всё же не так муторно, как я боялась. Так же мне очень понравилась идея неоднократного прохождения. Сама по себе она не нова, тот же Mass Effect тоже каждую часть имеет смысл проходить не по разу. Но часто это нужно для каких-то миноритарных дополнений в сюжете и получения крупных уровней, ачивок… Здесь же весь сюжет общий для Юито и Касане только в самом начале и в самом конце. Основную же часть игры Юито сотоварищи остаётся условно верен Нью-Химуке, а Касанечка условно переходит на сторону сепаратистов. «Условно» - потому что у обоих есть определённые вопросы, их верность «режиму» основана на соображениях их собственных текущих приоритетов, а не целях «режима».
Кстати, именно благодаря тому, что я одновременно перфекционистка и падкая на всё яркое сорока - то есть благодаря ачивкам… я прошла игру трижды. Вышло это из-за того, что пройдя за Юито я нажала New Game и выбрала Касане, решив, что если сейчас начать EX Game мне предложат сэйв с законченным сюжетом за Юито и за него же предложат пройти снова. Но когда я после десятого (из двенадцати) эпизода пошла завершать сюжет с Шиденом… и не получила ачивку «Посмотреть 5 bond episodes с Шиденом в истории Касане и 4 в истории Юито» поняла, что лопухнулась. Но бросать было уже жаль, и я допрошла. Оказывается, EX Game позволяет выбрать за кого проходить если пройден только один сюжет, а если оба - то просто выполняешь дурацкие квесты. У-у, квесты меня раздражали, т.к. они всегда «убить таких-то Иных таким-то неудобным способом», но за них дают интересное. И, благодаря квестам я таки выучила одно не слишком нужное мне комбо, которое на самом деле меня дико радовало по совершенно глупой причине: в нём Касанечка в прыжке метает предмет чем-то ужасно похоже на Красти из «Лог Горизонта» в опенинге в прыжке рубящего огромным топором… А Красти мне ужасно нравится, и этот кадр там очень удачно на музыку наложен… Ну, а потом взяла таки пройденный сюжет за Юито и снова прошла за Касане.
Дв, так вот. Строго говоря, даже те части сюжета, которые вроде общие - на самом деле отличаются. Очевидным образом: проходя за Касане мы знаем, что думает она, а Юито только видим и слышим, что он говорит. И наоборот. А это уже очень важно, особенно с учётом того, что Юито - парень простой (и это я говорю с теплотой) и каких-то сложных мыслей в голове не крутит. Не то чтобы он дурак. Но его сложные мысли таковы, что их в сущности даже нужно излагать собеседнику. Они в общем-то собеседнику и предназначены. А вот Касанэ думает ещё больше, но у неё огромное количество мыслей, предназначенных для самой себя. Её внутренние оценки людей, собственных действий - то, что следует использовать как опорные данные в каких-то будущих делах.
Вообще в целом было очень интересно смотреть даже на одни и те же моменты разными глазами. И если о вполне явном я уже рассказывала: например, вопрос о старшей сестре в глазах Касанэ выглядит более бредово, чем в глазах Юито - и это понятно сразу же, Касанэ не может знать причину вопроса. Но и тут уже становится интереснее, ведь она сама при этом ещё и третью мысль думает, для Юито не очевидную. Ей надо понять: что за человек Юито, ведь Наоми им интересуется… А отдавать сестрёнку в непонятно какие руки нельзя.
Но были и не настолько явные, предсказуемые приятности. Я совершенно не ожидала, насколько по-разному буду относиться к одной и той же симпатичной Ханаби. Но вот ведь штука - к Юито у неё совершенно определённый интерес, и, играя за Юито, невольно это учитываешь. Как минимум размышляешь, а вот если Юито - это действительно я, то как мне с ней будет, чего я от неё хотел бы? Чего бы хотел ей дать? А играя за Касанечку - я точно так же проходила от симпатии к открытому и благородному человеку через некоторую настороженность (осознавая, что она является соперницей любимой Наоми) - к полной дружбе и всемерной поддержке. Кстати, я читала, что многие удивляются последней трансформации отношений. Но тут же всё элементарно: Касанечка практически зациклена на сестре. И не без причины. Убедившись, что интересный для Наоми Юито - человек хороший, Касанэ начинает желать ему счастья. Когда Наоми погибает - начинает жить за себя и за неё. Наоми желает Юито счастья? Ханаби - очень хорошая девочка и любит Юито? Ну так ответ очевиден! Очень легко болеть за счастье двух хороших людей, когда у тебя нет ни малейших причин его не желать, а причин желать - масса.
Чуть более в частности - оба главных героя меня приятно удивили. Нет. Именно удивил - Юито. То, что «залезть в шкуру» Касанэ мне будет очень легко, я подозревала сразу. Хотя и здесь были неожиданности, всё-таки у нас много общего, но много и очень разного. Нвпример, я всё же родная и старшая. Хотя тоже несколько наотшибе семьи. А вот Юито оказался очень комфортным парнем, когда играешь за него. За счёт своей простоты, доброжелательности, в хорошем смысле веры в людей и даже где-то бессеребреничества. Что в общем-то редкость. Обычно мне дискомфотно играть за мужских персонажей, да и в анимэ я довольно редко могу проассоциировать себя с мальчиком. Бывает, всё бывает, но редко. Впрочем, тут играет ещё и довольно забавная инверсия половых стереотипов, наблюдаемая в игре (и полностью утерянная в анимэ): Юито прекрасно шьёт и готовит, да и вообще излучает позитивную поддержку… То есть обладает целым рядом черт, которые в стереотипном анимэ присущи девочкам. Касанечка же готовить не умеет. Впрочем, из всех девушек в Нексусе по-настоящему умеет и любит готовить только Наоми. Ханаби немного учится, Араши слишком ленива даже для заказа пиццы, а попытки готовить Кёки - предмет животного (от слова «живот болит») ужаса всего взвода Касанэ. При этом Касанечка, как я уже говорила, в пиковой ситуации соображает быстро, ум имеет гибкий, а этику… в общем-то свою собственную. То есть нельзя сказать, что Касане аморальна. Нет, она имморальна, способна (иногда с трудом) сделать неэтичный с точки зрения общественности поступок, этичный в её собственных внутренних координатах. В общем, играть за обоих было весьма легко, но по разным причинам.
Мы с Цугуми и Ханаби у гигантских сакур на Кунадском шоссе. Раз мы - анимэшные девочки, то сочетаем убиение монстров с любованием цветением сакуры.
Как ни странно, в общем-то основной сюжет меня особо не увлёк. Отчасти за счёт того, что он бредов и дыряв даже в игре, не говоря уж про анимэ. Хотя в нём есть и почти всё, как я люблю. Герои, преследующие свои цели. Герои, раскрывающиеся с разных сторон, так что отношение к ним меняется. (Особенно в этом смысле мощно выступают Карэн, Кагеро и Араши - к той же Ханаби я и в худшие моменты испытывала большую симпатию, а вот в отношении этих трёх отношение менялось на противоположное, и не по разу). Опять же хитрые подставы (в том числе даже самой Касанэ), большая политика (хотя какую дурь в анимэ вложили в уста Касанэ по поводу цензуры - это отдельная песня матом)… И очень интересная антитеза… «Мадоке». Да, уж извините за спойлер, но Карэн в конечном счёте оказывается в некотором смысле Хомурой.
Впрочем, не в полной мере. Хомура сражалась за жизнь Мадоки до конца мира. Карен же «жмёт на ресет» как только убеждается, что его «Мадока» погибла, бросая мир с обитателями. И вот этот ключевой момент и становится одним из важнейших вопросов основного сюжета: этично ли бросать всех ради одного? По большому счёту нельзя сказать, что этот вопрос так уж хорошо раскрыт в результате: сюжет подсовывает нам вариант «принять смерть дорого человека и жить дальше за себя и за него» как единственную альтернативу, хотя очевидно, что сражаться за мир до конца, не приняв эту смерть, а по наступлении конца - пытаться спасти её и мир снова - тоже вариант. Впрочем, опять же, извините за спойлер, Карэн оказался настоящим Хомурой, и нашёл третий вариант. Очень трогательный и вполне в стиле и своём, и героической Акеми….
Который забибиканные сценаристы анимэ снабдили рассуждением почти дословно таким: «Карен пожертвовал собой ради кого-то. Но так поступать было нельзя. И простить изменение мира ради кого-то ему тоже нельзя.» Интересно, это что они ели? Впрочем, Аллах с этими недостойными представителями рода человеческого. Мы же о хорошем.
Самое же всё-таки интересное в игре (и почти целиком потерянное в сериале), повторюсь, это личные истории персонажей. Да, кстати, забавные, причём действительно от откровенно ухахатывательных, до вызывающих добрую усмешку моменты - тоже почти все там. А интересны они сразу по многим параметрам. Во-первых, это наглядная демонстрация очень разных семейных отношений. Понятно, у нас очень непохожие двое младших - Касанэ со старшей Наоми и Юито со старшим Кайто. Но ещё младший Люка со старшим Карэном и… старшая Араши с младшим Фубуки (хотя по виду не скажешь: таблетки же). И у всех них очень разные, довольно странные, но постепенно приходящие в норму отношения в паре. Но даже одной демонстрации, как по-разному бывает - уже достаточно.
Что ещё интереснее - семейный сюжет наличествует и у всех остальных героев, хотя уже не на уровне братско-сестринских отношений. Ну, у Касане и Юито тоже братом и сестрой семейные дела не заканчиваются, но я о другом. У Шидена конфликт отцов и детей, причём ему очень хочется дать по ушам и одновременно понимаешь, что родители действительно настолько безоговорочно его поддерживают, что он где-то теряется - насколько эта поддержка… обдумана или всего лишь результат чисто родительского «наш ребёнок всегда любимый». У Кагеро, как выясняется, семья - вообще единственный мотив деятельности (и имморальность на зависть Касанэ). У Кёки вполне явно - поиск семьи при очень смутном понимании, что это такое (то есть и попытки понять, что она ищет). У Геммы вопрос жизни после отставки - довольно далёк от семейного на первый взгляд, но если подумать, то послевоенная социализация - это вопрос и создания семьи. И, самое неочевидное - застенчивость и любовь к цветам у Цугуми тоже результат отношений в её семье до призыва. Очень грустная история, единственный нормальный там человек был дедушка, который умел смотреть на вещи с разных сторон и увидел пользу в способностях Цугуми. Чем, кстати, её Касанэ и покорила, поскольку увидела все те же прекрасные стороны, что и этот дедушка.
В-третьих, во всех личных сюжетах очень интересно смотреть, всё-таки не только кие они разные, но и динамику, как они потихоньку развиваются и разрешаются. И не только семейные вопросы, но не менее, а то и более важные проблемы… философского характера. Как постепенно герои растут над собой, сначала приходят к постановке вопроса, лежащего в корне их проблем, а потом находят ответ на него. Кстати, нельзя сказать, что проблема псионики тут не встречается. Нет, она (точнее вопрос «что делать, когда она кончится») здесь встаёт. В глубине он лежит сразу у троих: Люки, Геммы и Юито. Только вот беда (для сценаристов), что во всех трёх случаях это всего лишь вопрос естественного старения. Современные обычные люди тоже с возрастом и зрение теряют, слух, и вообще бегают-прыгают не так как раньше. И таки да, вопрос о том, как жить инвалиду в нашем обществе тоже стоит. Тем интереснее, какие разные решения, более того - разные направления деятельности выбирают все трое в результате. Причём, что добавляет красоты этим сюжетам - далеко не всегда на вопрос или ответ герои выходят сколько-нибудь прямолинейно. Иногда к правильной формулировке подталкивает какое-то почти случайное слово. Это очень красиво.
И в-четвёртых, очень интересно смотреть на наше участие в этих сюжетах. То есть Касанэ и Юито. Ведь, как я уже говорила, все герои между собой взаимодействуют постоянно, с определёнными ограничениями даже в период нахождения по разные стороны баррикад. И эти самые Bond Episodes есть со всеми. То есть как взводы складываются к моменту гражданской войны (а там кто-то погибает, кто-то приходит, кто-то даже переходит из одного взвода в другой в момент начала мятежа) - со «своими» по пять эпизодов, с «соседями» по четыре. Так вот, очень интересно наблюдать, что хотя Касанэ и Юито тоже растут над собой, и не «умнеют», а, если можно так сказать «мудреют», но всё же действуют в своём стиле. Юито чисто по человечески поддерживает и предлагает какие-то варианты решения озвученного ему вопроса. Интересуешься жизнью современной молодёжи - давай проведу по модным местам. Касанечка же умная. Она именно разбирается в проблеме и выводит человека сначала на постановку правильного вопроса (о, как это ценно в современном мире, где всё меньше и меньше людей понимает, как важно правильно ставить вопрос!), а потом направляет на поиски ответа. Не предлагает варианты ответа, а подсказывает… методику поиска. И это вообще бесценно. В обоих случаях у Юито выходит инструкция кнопка-банан, а у Касане методология нахождения способов получения банана. Я не говорю, что Юито плох, нет он лапочка и такие инструкции тоже необходимы. Плюс он очень явно доброжелателен, а это тоже часто важнейшее дело. Но всё же мне, безусловно, намного ближе Касанэ. Которая доброжелательна отнюдь не настолько явно, а больше делами. И которая не про «что делать», а про «как это устроено»… из чего уже можно самостоятельно выяснить, «что делать».
И, закрывая тему прекрасного. Нельзя забывать и про разумное-доброе-вечное. О прекрасных лейтмотивах взаимопонимания и взаимопомощи. Очень ярких в игре, и местами позорно утерянных в сериале. Как было здорово смотреть на по-настоящему командную работу в центре Арахабаки, когда возвращали память Юито. Буквально каждый внёс свою лепту: Касане выдала теорию, Люка её проверил и подтвердил теоретическую состоятельность. Араши написала программу, Кёка, пользуясь знаниями о работе мозга и памяти программу проверила. Кагеро поделился хитро притыренной картой мозга Юито, Цугуми сверила эту карту с аномальными участками. Шиден дал анестезию, Гемма зафиксировал пациента для точного позиционирования. Затем Шиден «оживил» Юито, а Ханаби отогрела. При этом исключительно мозгами пользовались только Касанэ, Люка и Кёка - а все остальные очень к месту использовали специфику своей псионики. Сцена до слёз трогательная и я, не скрываю, разревелась вместе с Ханаби все три раза, как её наблюдала! (Увы, в анимэ кому чего делать все соображали куда как более туго, половина действий была зачем-то мотивирована не просто по-другому, а по-идиотски, Кёка вместо вполне научного изложения механизма запоминания несла какой-то лютый и не имеющий отношения к делу бред, а часть действий вообще пропала. Особенно обидно за Ханабичку, чей подвиг обнулили, и свели её действия к истерике, слезам радости и обрушиванию только что вытащенного из могилы Юито затылком о металлический пол. То есть сделали из неё полную дуру, уроды! Но, признаюсь, в этой сцене и в анимэ был шикарный момент: в игре мы не видели Араши, программирующую в режиме ускорения, с реально почти неразличимо летающими над клавиатурой руками и с бешеной скоростью читающими глазами. Выглядело действительно здорово!)
И, Тьма Всемогущая, как же всё-таки я люблю эту выглядящую парадоксом мысль: мы всегда одни. Но какие бы расстояния нас не разделяли - мы никогда не одиноки. (Ну, если хоть раз были не одиноки - то никогда уже не будем). А Касанэ - безусловно наш человек.
Мы не одиноки. Кадр из финального (или даже пост-финального) ролика.
В результате что я могу сказать? Анимэ стоит смотреть строго до игры. Чтобы решить, хочется ли играть в это, имея в голове, что в игре всё намного лучше… но и минимум в два раза дольше. А может быть и не стоит. Поскольку, расшифрую, наконец, первый эпиграф. Снимала это студия Sunrise. Знаменитая Гандамами и многими другими прекрасными, умными, сложными и красиво исполненными фантастическими сериалами. Но это не sunrise (восход), а какой-то полный sunset (закат). Анимэ откровенно слабейшее. Чего от этой студии не ожидаешь вдвойне. А вот игра - несмотря на все минусы - шикарная. Буду играть ещё.