のんのんびより のんすとっぷ
Жанр: slice of life, школьная жизнь, комедия
Выходил: январь - март 2021
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: предположительно, «Глухомань нонстоп»
12 эпизодов
Оценка: 10 из 10
Я уже говорила про жанр hearth warming, но надо сказать и про жанр «красота».
В очередной раз - если говорить о всех экранизациях, то в шестой, а если только о сериалах - то в третий, мы возвращаемся в современную нихонскую глубинку, где в маленькой деревенской школе учатся четыре подруги и старший брат двух из них. И снова это будет очень мило, немного забавно, тепло и очень красиво.
«NNB», можно сказать, это уже марка. Не только в том смысле, что продолжительный и довольно известный проект, а и, как говорится, «держать марку». Так что вопрос смотреть или нет помимо ожидания подходящего настроения имеет только одну причину для задержки: опасение, выдержат ли марку. Выдержали. Ничуть не хуже
первого или
второго сезонов.
И, поскольку это марка, которую выдержали - то довольно сложно что-либо добавить к тому, что было сказано про предыдущие сезоны. Разве что подчеркнуть некоторые моменты, про которые как-то не зашла речь в прошлые разы. Например, как я понимаю, весь сериал происходит во вполне конкретных местах, что подтверждается фотографиями после финальных титров. И что накладывает определённые требования к реалистичности. И вот что забавно - получился эдакий микс полного реализма, но строго без продакт-плэйсмента. В смысле, что поскольку у нас тут на самом деле не «некая абстрактная деревня», а вполне реальная местность, то и всё остальное должно быть не «некая абстрактная машина» или «некая абстрактная приставка», а вполне конкретные образцы материальной культуры. С другой стороны - никто не любит навязчивую рекламу, да и за неё надо бы денег авторам занести. А раз не занесли - то никаких торговых марок. Хотя при этом родители Хотару ездят на абсолютно узнаваемой Toyta Prius, в семействе Кошигая дома стоит Sony PlayStation причём вполне опознаваемой модели, и так далее, и тому подобное. Разве что бренды одежды всех участников так легко не опознаешь, да и то лишь потому, что они ходят в обычной, «человеческой» (и сообразной ситуации) одежде, а не каких-то там дольчегабанах.
И второй момент, тоже из технических, про которые я раньше не особо рассказывала - это красота. Опять же, понятно, что в общем и целом сериал нарисован примерно так, как и положено сейнену про девочек-школьниц. Вполне своеобразно, но и вполне узнаваемо. Ну так это ведь он и есть? Однако есть некая особенность. Окружение персонажей. Вот все эти интерьеры, пейзажи - они, противу обыкновения для таких сериалов не очень условны, а являются, так сказать, столь же важными героями. И действительно, очень часто на экране вообще нет героев, или они полностью статичны. Обычно такие кадры служат для того, чтобы подчеркнуть какие-то переживания героев, но здесь… здесь часто оно даже не переживание, точнее - и оно тоже, одно: «Смотрите, какая красота!» И действительно, красота неописуемая. Простая, не вычурная, обычная красота - да хоть одуванчики! Казалось бы, ну настолько банальный цветок, что даже скучно. Только не в этом сериале. Мило, симпатично, красиво - всё, что угодно, но не «скучно».
Понятное дело, коли марка выдержана - то и со звуковым оформлением всё тоже очень хорошо. Симпатичные опенинг с эндингом, почти постоянно и почти незаметно, как и надо - не менее симпатичные фоновые мелодии. В наше время хороший музыкальный фон (да хоть какой-то!), да не в боёвке - редкость. Но здесь всё в порядке. Плюс сейю. Хотела бы я сказать, что никого из этих прекрасных людей не знаю, но солгала бы. Нет, они и правда все очень хорошо играют. Дело в другом - лично я отдельно наслаждалась голосом
Назука Каори. Впрочем, не так уж и солгала бы. Конечно, Назука-сан мне встречалась ещё очень давно, например в роли главной героини
«Ghost Hunt», или милейшая Цубаки в
«Душееде» (кстати, надо, наконец, посмотреть второго, который Not!). Но запомнилась она мне и полюбилась как голос Назуны в
«Log Horizon». Ну так оно и понятно, коль скоро я себя там с Назуной (и Кушиятамой) ассоциирую. Ну, а здесь она озвучивает старшую сестру Ренге-тян. И, получается, в предыдущих сезонах я её ещё не успела оценить, а тут вот приятное дополнение к уже бывшим и в прошлых сезонах радостям.
Кстати, о приятных дополнениях. В принципе, от сезона к сезону расширение круга персонажей - приём вполне понятный, надо же что-то новенькое привносить. Но и в целом достаточно слабый. Однако здесь новых героев появилось фактически только двое - Акане и Шиори. И если Аканэ ещё довольно спорное дополнение (нет, она милая девочка, я это в смысле чисто литературной критики), то как раз Шиори в последней серии оказывается просто идеально вписанной во всю картину.
Что ещё интересно - это как обернулось с сюжетами. Если в первом сезоне про всех было примерно поровну и все подруги в тех или иных сочетаниях были самыми главными героинями в истории, то во втором, если помните, я отмечала некоторую «ренгецентричность» сюжетов. В третьем же как-то совершенно неожиданно объединилось и то, и другое. Да, снова появились сюжеты вообще почти без неё, как например, сюжет с роботом-Кома-плюшей. Но всё же большинство сюжетов объединены именно ею. Но объединены вполне изящно, как, например, серия историй про Кономи и Акане подключается к общему именно через Ренге-тян, которая здесь есть, но всё же чуть-чуть отступает с переднего плана.
Вот, кстати, раз уж я сказала про Кономи и Акане: когда я говорила, что новых персонажей тут лишь двое, это была правда… ну, наполовину. Потому что изначальная четвёрка героинь здесь часто уступает сцену не только двум новеньким, но и нескольким другим героям, которые были уже давно, но либо вообще совершенно на втором плане, либо уже были немного раскрыты, но их ещё раскрывать и раскрывать! Вот мы уже кое-что знаем про Кагаяму «Лавку Сладостей» Каэдэ. Но это явно интереснейшая (и вторая моя любимая здесь) девушка. И пожалуйста - несколько сюжетов, где про неё очень много. А много ли мы знаем про, собственно сестру-учительницу? Та Кономи раньше появлялась только чтобы сказать «привет!» сёстрам Кошигая, а Хикагэ - чтобы похвастаться про Токио и быть мгновенно отправленной в нокаут коренной токийской Хотару. Теперь же у нас целая куча историй про Кономи (с и без Акане), а про весьма забавную и крепкую дружбу между Хика-нээ и Нацуми мы вообще, фактически, ничего не знали вот до сих пор! И вот это как раз очень хороший пример, как расширение круга персонажей и новые краски привносит, и не выглядит натянутым «кого бы нам ещё ввести?».
И, конечно, любые детали о любых уже известных нам героях весьма приятно было посмотреть. Приятно, отрадно, забавно. Даже две чудовищных пьянки обеих взрослых девушек выглядели очень уместно. В случае с Казухо - дико смешно, в случае с Каэдэ - чудовищно трогательно. Да, я понимаю, тут многие скривятся: пьянка же. Но вы просто поймите внутри себя: в Японии к этому делу совсем другое отношение. И в рамках нихонского отношения - это именно смешно, и именно трогательно. И совершенно нормально. А ещё я оценила, насколько продвинутая девушка моя вторая любимица, Хотару! Какой, не побоюсь этих слов, очаровательный последователь Омниссии! Надо сказать, что серия с роботом-Кома-плюшей - вообще шедевральна, я просто балдела с забавных трактовок целой пачки классических сюжетов… и просто ухихикивалась в процессе от разных мелочей. Единственно что обидно: так я и не поняла, нашли они в конечном счёте робота-потеряшку, или нет? Буду верить, что нашли.
Через это переходим к следующему моменту. Вот я уже сказала - целая пачка классических сюжетов. На самом деле, тут есть и не столь уж простые моменты. Вот вам отсылки на классику. А есть ещё совершенно великолепная серия, где Ренге-тян с Шиори с буквально одного рассуждения выходят на целый пласт довольно интересных буквально философских проблем. Причём не в том «кухонном» смысле «философствований», а довольно серьёзной проблематики вроде концепции «определения» (что такое «круглое»?) Тоже шикарный эпизод.
Ну, и завершая рассказ. Что я ещё очень ценю в произведениях slice of life - это чтобы несмотря на кажущееся отсутствие связи между сюжетами - был бы какой-то общий связующий пусть не столб, и даже не стержень, а хотя бы стерженёк. И здесь, казалось бы, всего того стерженька что серии расположены в порядке внутренней хронологии. То есть за весной следует лето, а за летом осень. Но в результате, ровно в последней серии это всё так шикарно закруглили, что я просто аплодировала. Вот, в первой серии первого сезона Ренге-тян идёт «первый раз в первый класс». В последней третьего - Кономи поступает в университет, братик-молчун выпускается и поступает в старшую школу, у Шиори рождается младшая сестра (кстати, отдельный поклон авторам за эту историю)… И, помните, я говорила, что Шиори гениально вписали в общий сюжет? Шиори идёт в школу, а Рэнге-тян, тем самым, становится сенпаем. Это круговорот уже более высокого порядка, чем смена времён года. Это уже самая настоящая жизнь. Что-то кончается, что-то начинается.
Да, вы, наверное, всё ждёте, а где же мой обычный раздел с нареканиями? Да нет их. Одна лишь маленькая деталь, пожалуй, немного резанула глаз: когда Ренге-тян с Хика-нээ идут к «Лавке Сладостей» поздравлять с Новым Годом - на улице тепло и они одеты ну буквально под градусов 17-20 Цельсия. И тут же вечером - всё засыпано снегом, буран, и они в валенках и пуховиках. Нет, я могу поверить даже в такие внезапные перепады. Но если в их местности это норма - то тем более они должны были идти к Каэдэ, хорошо, не «в» пуховиках, а «с» пуховиками… рукавами вокруг пояса завязанными, например. Но, право слово, на фоне всей остальной красоты и симпатичности - такая мелочь, что в общем-то можно сказать: про нарекания ничего, потому что и нареканий нету.
Резюмируя: это настоящий «Нон Нон Бьёри». Обалденно красивый, добрый и несмотря на казалось бы чуть ли не приторную милоту - тем не менее воспринимающийся как совершенно жизненный сериал. Один из редких нынче случаев, когда сериал не просто не утомляет (тупостью героев, идиотизмом сюжета, вырвиглазием картинки), а наоборот - рука всё время тянется включить следующую серию. Не потому, что напряжение, «что же дальше будет?»… а потому что просто на душе хорошо и хочется продолжать и продолжать.