Ayakashi: Japanese Classic Horrors

Apr 03, 2021 00:09

怪~ayakashi~ JAPANESE CLASSIC HORROR



Жанр: хоррор, фэнтези, трагедия, сейнен, экшен, ангст, исторический, насилие
Выходил: январь - март 2006
Английское название: «Ayakashi - Samurai Horror Tales»
Русское название: «Аякаши - классика японских ужасов»
11 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Ужас не в громе, молниях и мечах острых, но в злой душе человека

В одной местности стоял замок, в котором, по слухам, обитала какая-то нечисть, что то ли просто убивала, то ли ещё и кушала людей. Но однажды молодой сокольничий зашёл в этот замок… Один самурай очень хотел жениться на девушке. Но ходил слушок, что самурай приворовывает у своего господина. Поэтому отец девушки разрешения на свадьбу не давал. Тогда самурай как-то вечером… Одна обедневшая самурайская семья чтобы поправить своё положение собиралась выдать свою дочь за богатого господина. Но что-то пошло не так, и за несколько минут до посадки в паланкин невеста упала замертво. А проходивший мимо аптекарь сказал…

Это сериал - экранизация двух классических пьес про призраков и ёкаев, дополненная оригинальной историей, написанной специально для канала (тайм-слота) noitaminA.

Честно говоря, не вспомню даже, почему вдруг я решила посмотреть этот сериал. Ведь уже довольно давно я смотрела чуть более поздний «Мононоке», который является непосредственным продолжением третьей, оригинальной истории про аптекаря. И, хотя я очень высоко оценила «Мононоке» как художественное произведение, но настолько оно было «не моё» и вообще не понравилось как сюжет, персонажи и фразы и действия, что всё равно поставила ему только 7 из 10. Возможно, здесь меня привлекло то, что первые восемь эпизодов - это классика японской литературы? Так или иначе - классика не подвела. Да и канал в целом.

Дело в том, что с технической точки зрения этот сериал просто безумно стильный. Не всегда такой уж красивый - или, точнее сказать - красив он очень специфически, не на всякий вкус. Но даже если мы и можем попенять, что какие-то лица не слишком симпатичные, фоны на наш вкус прорисованы недостаточно и прочие подобные расхождения с нашим личным чувством прекрасного или требований к качеству финальной доводки - то на количество и самое главное - чувство стиля во всём этом - не оценить никак не возможно. Это, если хотите, можно сравнить с классической живописью: нам могут нравиться "полнокровные" барышни Рубенса, могут ужасать. Но что Рубенс - великий и плодовитый художник мы отрицать не сможем. Здесь, конечно, я сурово польщу художникам, если вознамерюсь сравнить их с Рубенсом. Всё-таки уровни разные. Однако идея, думаю, ясна. В плане картинки - этот сериал местами очень экспериментальный, местами довольно обычный в плане исполнения каждого кадра. Но он безумно, потрясающе стильный и наличие вкуса у художников и режиссёров сквозит буквально в каждом кадре, каждом жесте персонаже, движении пальцев и узелке на шнурке, оплетающем рукоять катаны.

Да, тут есть некоторое количество не самых аппетитных сцен, но, честно говоря, они очень мельком, их мало для такого-то жанра… да и в наши времена полно сериалов, где такие подробности показаны гораздо страшнее и противнее. А большую часть времени - мы видим совершенно шикарные картины, с которых можно только балдеть. Даже если они и не совсем в любимом нами стиле.

По части звукового оформления - что-то определённое сказать уже сложнее. Например, опенинг - это рэп. Тьма Всемогущая, зачем рэп в сериале про классические ужастики? И меня не покидает ощущение, что он мне что-то страшно напоминает уже слышанное. Причём не только монгольских нациков Ice Top, но и какой-то речитатив, слышанный именно в анимэ. Но сколько не напрягаюсь - вспомнить: где - не могу. С другой стороны - очень круто и даже где-то забавно прозвучал классический сямисэн в этом рэпе. А вот эндинг - выше всяческих похвал. Отличная грустная нихонская песня. Близкая к энка, но не энка. Что, пожалуй, даже идёт ей на пользу. Или вот по части игры сейю: играют они вроде бы неплохо, но временами как-то уж слишком надрывно на мой взгляд. А с другой стороны, если подумать, то ведь это в двух случаях из трёх - именно театральная пьеса. Которая имеет свои особенности. Ведь в театре камерой наплыв не сделаешь, и микрофон к шепчущим губам не поднесёшь. А значит - чёткие, почти утрированные позы. Артикулированная, громкая на грани крика и эмоциональная на грани истерики речь… Может быть так оно и надо? То есть опять же: как бы мы не относились к звуку в этом сериале, но не признать, что это сделано с огромным вкусом и чувством стиля (хотя бы внутри себя самого - всё же рэп с классической пьесой никаким вкусом не сочетается).

Короче говоря, в плане технического исполнения - нравится оно нам или не нравится, но это определённо шедевр, заслуживающий просмотра со всем уважением и восторгом.

Сюжетная часть, как я уже говорила, может вызвать определённые нарекания. Но с ними всё сложно. Да, мне было противно смотреть на крыс, почти мгновенно сжирающих главного злодея и его мамашу. Или ещё пара моментов выглядела действительно ужасно. В первую очередь «ужасно противно». Но нельзя всё же забывать, что это всё-таки ужастики. То есть в них-то такое «ой, фу-у!» всё-таки вполне уместно.

А вот другое нарекание как раз вроде бы совершенно справедливо, но на мой взгляд как раз является огромным достоинством сериала. Суть нарекания в том, что в нём практически нет ничего такого, что мы ждём от ужастика. Никакой криповой атмосферы, мрачного саспенсаа, вещей, которые заставляют визжать от страха, ощущать жуть или безнадёжный ужас вместе с героями (впрочем, в последней истории немного этого есть). Не знаю, быть может у меня ненормальное мировосприятие, но в этом, так сказать, классическом смысле - мне страшно не было, наверное, вообще ни разу. Но… Почему же я отношу этот момент к достоинствам? Потому что вообще-то страшно мне было регулярно. Но в очень другом смысле. Это действительно жуткие истории. Про то, какая кошмарная дрянь может быть в душах вполне обычных, в общем-то даже психически здоровых и не чудовищных мерзавцев, а людей.

Как первая история - прямо с первых же минут превращается в ужасающий (и это не усиливающее прилагательное, а именно то самое слово: вызывающий неподдельный ужас) водоворот фантастической подлости со стороны примерно так половины героев. Причём что особенно страшно - что героев, которые изначально если даже и не откровенно вызывают симпатию, то хотя бы воспринимаются как «ну, нормально, бывает».

И в том же водовороте оказываются и совершенно замечательные люди, на историю которых смотреть точно так же страшно - но тут уже страшно, потому что грустно, понимаешь, что это всё летит прямым ходом к трагедии, а человек-то… Как вот в первой истории младшая сестра - крута до обалдения. Трагическая героиня, и при этом в определённом смысле очень изящно и в хорошем смысле манипуляторша. Как она этих двух мужиков изящно обманула, да так, что может быть уверена - теперь-то хотя бы один из них сделает то, что ей надо. Безмерно уважаю. И одновременно это всё очень грустно. Но понятно, что она совершила этот сверхизящный суицид в заметной части потому, что в сложившейся ситуации уже просто не могла продолжать жить.

Повторюсь, буквально с первой истории оказывается, что это и правда хоррор. Но хоррор очень своеобразный. Не в том смысле, что бояться всяких призраков. А в том, что происходящее действительно ужасно. Ужасно в смысле трагично и несправедливо.

При этом, помимо самой истории - в сюжете есть множество совершенно замечательных деталей, на которые можно не обращать внимание, но если обратить - то ещё раз проникаешься вниманием авторов к мелочам и тонкостям. К примеру, я именно здесь и сейчас задумалась, что колесо прялки видимо и в Японии очень ведьмовской и даже адский символ. Подозреваю, что сюжет нити судьбы и всяческих норн действительно интернационален, при этом в Японии имеет особенно ярко выраженную хтоничность и даже адскость.

Или вот интересный момент, что один из персонажей ходит с мечом, а кимоно, оказывается - с огромной заплатой. Верно подмечено. Как там Атос - играл на лошадей, сёдла, кольца - но идея расстаться со шпагой ему не приходила в голову, она немыслима в опять же самом прямом смысле слова: такая мысль просто никогда даже краем глаза в его голову не заглянет. Равно как и к самураю.

С другой стороны - в первой истории есть и отличные психологические и даже философские закольцовки. Хорошая подводка к вопросу самовнушения: История хотела, чтоб её рассказали, не важно были ли герои в реальности. А зрители верили в неё и… опа. Обозначенное в истории проклятье начало работать. А финал там вообще шикарен (уж извините, не могу удержаться от спойлера) : Нанбоку предложил себя в жертву Оиве… то есть стал тем самым желающим зрителем. И Оива, хотя пришла к нему красивой - сделалась страшной и кусь. Чего хотели, того и получили. Он сам даже настолько попался во власть придуманной им самим истории, что не увидел, что она имеет другой финал.

Вторая история тоже в общем-то про ужасное в душах людей, но имеет совершенно другую окраску. Это ужас уже скорее не про подлость, а про самовлюблённость, ксенофобию, ревность и глупость. И это всё же скорее именно трагедия, а не ужас. Она не оставляет ощущения, что ты тонешь в тяжёлом чёрном болоте. Скорее страшной грусти и усталости. Впрочем, здесь сильнее всего играет то, что якабито - это же не нормальный хитобито, то есть человек. И восприятие у меня для человека не совсем нормальное. Поэтому я в своих записках сразу же отметила: «Бедная девочка, влюбилась в человека. Хотя парень и правда симпатичный. А демоны забавные.»

Кстати, тут интересный момент всплыл: в западной мифологии более характерен сюжет Прекрасной Елены. То есть трагедии, разворачивающейся из треугольника с одной девушкой. Ну, вот оная Елена с Парисом и Менелаем. Или, скажем, у Толкина - ещё более подходящий сюжет про Берена и Лютиэнь. Однако здесь третьим участником является не соплеменный Лютиэни Даэрон, а соплеменная нашему «Берену» девушка.

И дальше в общем-то я вижу, что моё восприятие по-прежнему не совсем стандартно. Да, вот парень, узнав, что люди хотят таки покончить с замком - возвращается туда, несмотря на прямой запрет. Это здорово и романтично. Но отчего же он такой дурак? Ну вернулся. А сказать, что тут война намечается - так и не сподобился, пока война сама не пришла. Да и потом какая-то запредельная тупость у него постоянно: на переговоры он пойдёт и предотвратит войну. Что?! Он это серьёзно? Тяжко без головы…

С другой стороны - Забытые Боги просто молодцы. Это наш замок. И мы не простим вторжения - правильно, так и надо. Хотя в одном моменте Хаги (кажется, это была она) чуть-чуть стиль недожала. В диалоге «Женщина, что ты здесь делаешь» - надо было отвесать не «Жду вас», а «Ем». Лаконично и правильно.

Но в общем, это реально очень грустная, по-настоящему трагичная история про то, как из-за урода даймэ, ревнивой девицы и тупого красавчика погибло множество хороших людей и несколько прекрасных Забытых Богов (причём больше всего мне жалко Сусуки). Хотя, конечно, Забытым Богам тоже надо было бы давно заняться исследованиями на предмет кем питаться.

Кстати, надо заметить, что здесь тоже есть очень интересная философская, точнее даже космогоническая идея. Точнее противопоставление вечности против полноты ощущений. Интересная дилемма. Можно даже предположить, что всем живым существам на их срок жизни отмерено лимитированное количество ощущений и как бы тебе выбирать - live fast, die young, или live calm, die never.

Ну, и наконец, третья история. Пожалуй, она самая необычная в плане технического исполнения - если в первых двух историях картинка была с вполне заметными отсылками не только на тогдашнюю стилистику noitaminA, но и классическую нихонскую гравюру, то здесь в плане визаулизационных экспериментов художники не сдерживались. Надо сказать, получилось очень необычно, но действительно очень сильно.

А вот с сюжетом тут, пожалуй, хуже всего. Нет, он есть. Более того, он очень интересный, с загадкой, с трагедией, тоже жутковатый в том же смысле мерзостей, которые творят люди. Но одновременно с этим и наиболее… Даже не знаю, как это сказать. Хорошо. Не «наиболее», а «наименее» вдохновляющий и глубокий. И я даже не о том, что меня страшно раздражает аптекарь со своей запредельной наглостью. Да, я понимаю, что «мне кажется, Вы - не очень-то кот». Но всё равно раздражает. И Кёко - она, конечно, типичная деревенская сплетница, то есть в общем-то не самый вызывающий уважение человек. Но она такой и должна быть. Плюс к тому же она-то как раз чуть ли не самый главный молодец в этой истории - как она в демона запустила, да не чем попало, а обдуманно тем, чем надо было! Хотя по идее, будь она совсем уж никчёмной девицей - визжала бы и пряталась. Нет, она молодец и вообще боец. В критической ситуации.

Нет, меня в целом огорчает сама история. Загадка расплетается как-то рвано и недостоверно. Концепция «лжёт как свидетель» - заявлена, но практически не раскрыта… И самое главное - сама ключевая история. Вот она и правда чудовищно жуткая. Как представишь себе, что пережила Тамаки - в дрожь бросает. Но при этом - это как раз по сути очень банальный сюжет, вариации которого мы и сейчас, увы, регулярно читаем в криминальных хрониках. Это действительно кошмарно. И вдвойне ужасно тем, что почти обыденно. Но тем и плохо, что почти обыденно.

Впрочем, всё равно история девушки и котика по-настоящему жуткая. Но котик с девушкой теперь вместе и это хорошо. Кстати, тут надо заметить, что вообще все три истории замечательны тем, что как и положено трагедии - финал там крайне далёк от хэппи-энда. Но, удивительным образом - в определённом смысле это таки хэппиэнды. Любящие - вместе, Оива не обязательно жуткий призрак… Есть в них (в первой истории, правда, это не полностью оформлено) какая-то очень грустная, но светлая и всё же счастливая завершённость.

В общем такой сериал, извините уж за избитое и чаще всего довольно саркастическое выражение, но это и правда - сериал не для всех. Очень своеобразный и не самый простой для восприятия. Причём не столько даже непростой в смысле давящия, мрачный, сколько непростой как именно сложный, не «дважды два - четыре».

tragedy, fantasy, angst, seinen, action, anime

Previous post Next post
Up