Kyougoku Natsuhiko: Kousetsu Hyaku Monogatari

Oct 27, 2020 01:28

京極夏彦 巷説百物語



Жанр: сейнен, хоррор, фэнтези, исторический (Бакумацу - Мэйдзи), экшен, ангст, насилие
Выходил: октябрь - декабрь 2003
Английское название: «Requiem from the Darkness»
Русское название: «100 историй / Реквием из тьмы»
13 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Можно с магией, можно и без. Главное - чтобы точка в истории злодея стояла после двух дат, разделённых знаком тире.

Один парень из богатой семьи не чувствовал в себе призвания продолжить семейное дело, да и вообще был младшим сыном. Поэтому избрал для себя писательскую стезю. Для приработка писал детские шутки и загадки, а попутно мечтал собрать сто историй про сверхъестественных существ. Интересно, щекочет нервы, да и по японским поверьям такое мероприятие в случае успеха - и собирателю даёт сверхъестественные способности. Поэтому Ямаока-сан путешествовал по стране в поисках таких историй, пока не встретился с загадочным монахом Матаичи. Каковой постоянно оказывался в очень странных историях - вроде бы мистических, а вроде бы и совершенно человеческих, происходящих от человеческой жадности, завистливости и других нехороших побуждений. Оказывался ближе к финалу. Обычно - смертельному для настоящего злодея и преступника. И как-то не покидает чувство, что и сам Матаичи очень непростая личность, и злодейские смерти как-то с ним связаны… В общем - заинтересовал этот монах юного писателя. А когда обнаружилось, что тот действует в группе, а в оной группе соситоит ещё и…

Но - обо всём по порядку.

Очень забавно получилось: разговариваем мы с давней подругой poemi_tyan в комментариях к предыдущей комедии, и та заявляет, что из анимэ в основном предпочитает хорроры. А я сижу и смеюсь над клавиатурой: не знает подруга, что я, пресытившись двумя комедиями подряд решила посмотреть что-нибудь мрачное. Опять же для этого сериала в списке «подобные анимэ» указывают “Pet shop of horrors”, который безусловно неплох, “Mononoke” - который мне лично совершенно не понравился, но то, что это - очень сильный и преизрядно оригинальный сериал - я спорить не буду. И, главное - “Jigoku Shoujo”. Ну, вы понимаете - если чем-то и можно яку купить, так это чем-то связанным с Энмой Ай.

Надо сказать, что и этот сериал нарисован очень сильно и весьма неординарно. Причём неординарно во всём. Совершенно точно, ну никак не спутаешь - художники рисуют явственно в анимэшном стиле, с большим знанием дела, в дизайне многих персонажей читается шедевральная классика середины-конца девяностых прошлого века. Тут и «Ковбоя Бибопа» можно вспомнить, и гипер- и гипо- трофированных персонажей из «Галактического экспресса», и многие вообще классические анимэшные приёмы рисования. Например, неподвижные ленты у повязки на голове Матаичи сразу напоминают неподвижные волосы в сёнене, а манера ходить у Нагамими - косолапость каждого второго «крутого» в анимэ тех лет. Это не говоря про сам дизайн их фигур.

Но в остальном - это какой-то лютый, и даже прекрасный в своей лютости сюр. Странные фигуры людей. Явно деревянные, просто настоящие дуболомы с шариками или пеньками вместо голов - рядовые самураи (прекрасная сатира, они там именно дуболомы и есть). Постоянно искривлённые линии - буквально все, по-моему в этом сериале нет ни одной прямоугольной двери или окна. Фантастическая работа с ракурсами, временами совершенно неожиданными - и одновременно совершенно узнаваемыми. Причём не только по анимэ, я (как всё-таки рождённая в СССР, а не в Нихонии) регулярно не могла отделаться от ассоциаций с дикими ракурсами в советском «Острове сокровищ». И почти всё это в мрачных сине-чёрно-красно-серых тонах. В общем, с точки зрения визуальной части - сериал, как это нынче говорится, немерено крут и атмосферен.

Да, мрачную атмосферу я тут не зря упомянула. Помимо чисто психологической мрачности палитры и стилистики изображения - мрачного тут даже в самой картинке предостаточно. Где-то я читала, что сериалу чуть ли не гуро приписывают. Это, пожалуй, всё-таки перебор. Но на совершенно не застольные подробности тут художники не скупились. Трупы, слегка обглоданные трупы, раздувшиеся трупы, до скелета обглоданные трупы, выпавшие глаза и практически любые мерзости, на любой вкус - всего этого в достатке. При этом, что следует отметить - всё-таки художники удержались от смакования ужасных картинок. Да, их дикое количество, но они в целом достаточно уместны по ходу сюжета, и какого-то сладострастного подчёркивания всех этих мерзостей тут нету. Так что такой вот минус, странным образом превращающийся в плюс.

Не менее хорошо всё и со звуком. Не могу сказать, что опенинг или эндинг меня так уж вдохновили, но вот сейю… Прямо подмывает сказать, что один Накао Рюсей (озвучивающий Матаичи) сделал сериал, но нельзя. Потому что не менее шикарно играют ещё и Вакамото Норио (Нагамими) и Кобаяши Санаэ (Огин-сан). То есть буквальна вся команда не говорит, а прямо зажигает своми интонациями и шикарными фразочками. Нет, я имею в виду не какие-то волшебные формулировки, а именно как вполне обычные слова вдруг превращаются в шедевры. Честное слово, я вот до сих пор не могу забыть одно-единственное «Маттаку!», оброненное Огин-сан в пещере, когда она узнаёт, что «сенсей» (нихонцы сенсеями зовут и писателей) опять вляпался в их дело. Это такое «Маттаку!», в котором целая гамма эмоций сразу. И вот серьёзно - здесь я совершенно одобряю переводчика, который перевёл его тем словом, что называется «неопределённым арткилем» в русском языке.

Между прочим, к слову о переводе: в сериале чудовищное количество всякой специфики. Названия разных существ из нихонской мифологии, словечки, означающие специфические должности, поступки, обычаи, подклассы в социуме, исторические отсылки на древние названия кланов и собственно их войны… Что не удивительно - автор «исходника» - довольно известный писатель новеллист, действительно много занимавшийся историей, культурой и мифологией родной страны. В общем, без аппарата ссылок не разберёшься. И переводчики - молодцы. Всегда, буквально парой строк, разъясняют, что это такое было и в какую сторону при желании копать. Достойная работа.

Не менее достойная работа и в сюжете. Как и в моей обожаемой «Адской девочке» - здесь каждая серия (кроме последних двух ) - это некое, так сказать, расследование довольно пакостной ситуации, заканчивающееся смертью главного злодея. Но в данном случае «дела» совершенно другого характера - всё это убийства или как минимум поджоги с человеческими жертвами, которые первоначально представляются какой-то непонятной, даже сюрреалистичной цепью событий, потом возникает мистическая трактовка, а в результате как таковой именно непреложной мистики может и вообще не быть. Непреложной - в том смысле, что в принципе всё это можно списать на суеверия, а то и напрямую является манипуляцией суевериями. А волшебство тут может проявиться, но можно и без него. Потому что главная-то идея в том, что люди становятся чудовищами вполне и без помощи Губительных Сил. Собственно, если продолжать аналогию с «Вахой», то ведь Губительные Силы и есть порождения всяческих перешедших за грань моральности эмоций разумных существ. Вообще, все эти истории очень хорошо ложатся на общую идею «Сорокотонника». Всё как положено, включая иногда и «дары». И всё же - главная прелесть в том, что всё показанное - это совершенно человеческое. Вообще ни один из «магических» моментов не обязателен для сюжета и более того - не обязан быть на самом деле магическим. Да, по факту сериала это именно оно, колдовство всякое. Просто потому что так круче, веселее, интереснее, нервы щекочет. Но это всё - совершенно человеческое. В этом содержится очень правильный посыл: не надо кивать на Губительные Силы, Аццкого Сотону, и прочее всякое «бес попутал». Не надо. Ты всё это сделал сам. И решил сам. За что и расплачиваешься.

То есть здесь дела хотя и тоже совершенно человеческие в результате, но с уже реальными преступлениями и реальными преступниками. Про которых «поставили себя вне человеческой морали» - не фигура речи, а самая что ни на есть констатация факта. Своими делами, своими решениями они вышли за грань человеческой морали и в общем-то перестали быть людьми. Так что здесь злодеи - настоящие. И вопрос о допустимости их убиения встаёт разве что у юных, неопытных и глупых идеалистов вроде «сенсея». Ну, или действительно святых вроде Исы-пророка. В «Адской девочке» в большинстве случаев убийство - выход, но выход не самый разумный и этически обоснованный. Здесь - чем дальше распутывается почти детективная история - тем меньше слово «убийство» кажется применимым по отношению к тому, что следует произвести над злодеем. Уничтожение - слово более правильное. И, соответственно, поскольку у нас серий аж тринадцать, а дел - двенадцать (я ведь уже намекала, что последнее дело занимает две серии), то фантазии у авторов как может отвратительно свихнуться человек - можно только… посочувствовать. Подчас-то и думать о таком не хочется, а они - целый сюжет раскручивают. Плохо им, наверное.

В сущности, я тут уже прямо упомянула один, и косвенно - второй и третий из минусов, из-за которых снизила оценку. Но ради соблюдения формальностей пробегусь по ним более явно: Во-первых, меня раздражает не в меру идеалистичный и без малейших размышлений лезущий всюду «сенсей». И это «без малейших размышлений» - оно не в положительном смысле «тут и думать нечего», а в отрицательном: «хотя бы на секунду задуматься - а зачем? Трясти надо!». Я понимаю, это и классика жанра, да и писатель, к тому же - с такой своеобразной мечтой - существо малость не от мира сего. Но всё же, «сенсей» временами раздражает.

Во-вторых, всякие неаппетитные подробности. Как я уже сказала - они строго уместны и нельзя не отдать дань уважения фантазии авторов, но аппетитными от этого они не становятся. Смотреть сериал временами жутко, временами - мерзко, а временами вообще запредельно, как например, в сцене, где долбанутый даймэ решил казнить своих наложниц за невосторженный образ мышления, но перед этим предложил населению с ними позабавиться. И начало забавы даже нам показали. Оно так и должно быть жутко и мерзко, но, повторюсь, то, что мы и должны испытывать такие эмоции - эмоции это отрицательные и неприятные. Так сказать - плюс балл за продуманность и поднятую тему, минус два за мои ощущения.

В-третьих, сюжет. Всё-таки чем дальше, тем больше значения для сюжета имеет мистическая, фэнтезёвая составляющая. Нет ничего плохого, если мистика у нас неоспоримо есть изначально. Очень здорово, когда одному и тому же явлению можно подобрать и волшебное, и сугубо реалистичное объяснение. Я прекрасно отношусь и к варианту, если в конечном счёте всё будет объяснено мистикой. Или материализмом. Но здесь получилось иное. Возможность материалистического объяснения в общем-то никуда не девается. А вот авторы начинают именно продавливать идею «это именно мистика». Не потому, что так всё лучше объясняется. Не потому, что так получается красивее. Потому что авторам хочется, чтобы это была мистика, а мы - извольте поверить. Ну вот почему в «Адской девочке» хочется верить именно в мистическую трактовку (хотя она там и неоспорима), она там красива и уместна. А здесь - скорее вызывает отторжение: зачем вы на меня давите, она тут по прежнему не обязательна ни для чего.

И в-четвёртых - это безусловно вкусовщина и вообще тот минус, который возникает только за счёт наличия огромного плюса: Огин-сан категорически мало! Кстати, я практически уверена, что образ Нагамими серьёзно повлиял на авторов ставшей канонической трактовки образа Ваньюдоо, а образ Огин-сан - Хоне-Онны. Ну, а их-то я страшно люблю!

Напоследок снова вернусь к восторгам. Ещё один восторг связан именно с вопросом образа. Я не раз говорила, что меня весьма раздражают маленькие смешные человечки вроде главных героев - спутников Метель в «Галактическом экспрессе». Здесь же - как говорится, из каждого правила бывают исключения. Матаичи - просто шикарен! Хитёр, циничен, ироничен, но при этом на самом деле очень доброжелательный и с вполне осознанным (редкость) и человеколюбивым «квестом» в жизни. Который он ещё и выполняет с неожиданной стороны, позиции: не воспитателя, как мы могли бы ожидать, а полицейского.

В общем - сериал крайне заслуживает внимания для людей взрослых и с крепкими нервами. Или очень слабой эмоциональностью. Очень сильно и оригинально нарисованный, с массой познавательного и весьма интересными философскими посылками.

tragedy, fantasy, angst, thriller, seinen, action

Previous post Next post
Up