Nami yo Kiite Kure

Oct 10, 2020 01:16

波よ聞いてくれ



Жанр: сейнен, слайс, комедия, производственная драма
Выходил: апрель - июнь 2020
Английское название: «Wave, Listen to Me!»
Русское название: «Волна, слушай меня!»
12 эпизодов
Оценка: 10 из 10

Сделано с любовью

Одна молодая девушка с довольно взрывным характером работала официанткой. В общем-то такие характер и работа сочетаются с трудом. А тут ещё и парень выцыганил пол-миллиона иен, а потом исчез в тумане… Стрессовая жизнь. А как нормальная нихонка борется со стрессом? Правильно, идёт в бар, напивается, и попутно стравливает пар на какого-нибудь слушателя.

История развивалась вполне стандартно до следующего вечера. До момента, когда во время смены наша Кода Минаре услышала запись своих пьяных откровений в эфире радиостанции, бесперечь играющей в их ресторане. Ну, тут уж двух мнений быть не может: к чёрту смену, Кода-сан прыгает в машину, несётся на радиостанцию… где ей предлагают выбор: либо они докручивают запись до конца, либо она оставшееся зарезервированное эфирное время заполняет живым монологом. За чем - за чем, а за словом Кода-сан в карман не лезет. А по результатам этого выступления получает предложение стать ди-джеем на станции. Правда для начала - в еженедельной программе в самый глухой час ночи. Около трёх по полуночи. Но… в этом что-то есть, а вот в ресторане её работа теперь под большим вопросом. Кода-сан соглашается.

Понятное дело, как очередной образчик производственной драмы (или, можно сказать, по бессмертному определению Чапека - произведение из серии «как это делается») - этот сериал меня заинтересовал сразу как анонсировали. Потом ещё мне про него напомнили, заодно упомянув, что там обожаемая мною Ното Мамико-сама заявлена как второстепенная роль, но таки говорит гораздо больше двух фраз. И что-то я в результате испугалась. Третий сериал подряд я смотрю, все очень свежие… и третья очень высокая оценка. Это из разряда ощущений «чем выше залезешь, тем больнее падать». Что-то я боюсь следующего сериала. Шучу, конечно. Тем более, что этому я хотя десятку и поставила, но в сущности - в последний момент. Ибо нарекания к нему тоже имеются.

С этого и начнём, тем более, что это не слишком выходит за рамки моего обычного рассказа. Ибо первое моё нарекание относится к вопросам техники. А именно - рисунка. Дело в том, что в принципе сериал нарисован очень неплохо и даже интересно. Не самый стандартный, но всё же явно анимэшный стиль, разные-всякие лица-фоны-одёжки… И всё это от «довольно реалистично», если говорить о лицах и фигурах, до «полностью реалистично». К примеру - я практически уверена, что вся техника нарисована абсолютно как надо. Хотя сама только узнала «Мини-купер», на котором лихо носится главная героиня. Изрядное количество очень уместно вставленных картинок "как из манги" (они из манги и есть), карандашные рисунки в эндинге, вставочные сюжеты, выполненные вообще в другом стиле. Всё вроде бы хорошо. Но здесь есть и ложка дёгтя. Временами вполне симпатичные лица превращаются в омерзительные. Это типа такой комедийный эффект, я понимаю задумку авторов. Но в моём случае он сработал в обратную сторону.

Со звуком, впрочем, всё гораздо лучше. Да, ничего сверх-особенного в опенинге и эндингах я не нахожу. Хорошие, но не более того. А вот что касается работы сейю… Понимаете, это ведь сериал про радио. То есть сама тематика задирает требования к аудио-дорожке почти что до небес. И, конечно же, большие опасения были, что не сдюжат. Тем более Сугияма Рихо, которая играть начала вообще лишь два года назад. И - целая главная роль. Тут, если что, ни Оохара Саяка, ни даже Ното-сама не спасут. Но спасать никого не потребовалось. Звуковая дорожка великолепна. Сугияма-сан - справилась на «отлично», да и остальные сейю не подкачали.

Сами понимаете, с такими особенностями - сериалу дубляж строго противопоказан. То есть, конечно, я не спорю, что теоретически можно найти десяток талантливых актёров озвучки и сделать. И тогда оно даже будет неплохо, возможно. Но и так - это будет уже совсем другой сериал. Как различаются Шерлоки Холмсы в исполнениях Василия Ливанова и, скажем, Роберта Дауни Младшего. А одно-двух-голосый перевод, который в 99% случаев мы имеем в анимэ - убъёт сериал вообще и полностью, без вариантов. Впрочем, я всегда смотрю только оригинал с субтитрами, а в данном случае - русские даже не искала, так что прошу прощения, если в результате окажется, что на русский ему название перевели как-то иначе. Сообщите - подправлю.

Что самое интересное, хотя я тут соловьём разливаюсь про звуковую дорожку, но собственно радио-трансляции в сериале занимают далеко не самую большую, и даже не особенно-то заметную часть. Больше всего времени уходит на жизненные перипетии самой Коды-сан. Её метания между рестораном и радио (очень уж разные они по специфике), опять же не забываем, что началось всё с ещё и довольно травматической истории с парнем… естественно, романтическая история получит своё развитие! И с этим связяно и второе моё нарекание. Которое, впрочем, откровенная вкусовщина. Мне просто не нравится Кода-сан.

Да, она безусловно очень добрый человек. И энергетика у неё на два вулкана и один гейзер. И, что особенно ценно в наши дни, да среди анимэшных героев - она думает о том, что происходит, что делать. Даже в общем-то нельзя сказать, что она глупая. Но феерическая дура. Что является причиной наверное половины забавных ситуаций в сериале. Но при этом - страшно утомляет даже смотреть. А как представишь себе - каково находиться рядом? Становится… даже не страшно. Это такое типичное «не-не-не, Дэвид Блэйн!».

Вот я её эдак изругала и вы, небось, подумали, что всё, я её не. И ошибаетесь. Кода-сан - отличный человек. И сопереживаешь ей постоянно. А уж в девятом эпизоде я за неё изпереживалась вообще со страшной силой, вся её эмоциональность, некоторая наивность и прекраснодушие вели сюжет к очень логичному, но безобразному финалу. Я страшно болела за неё и боялась, ну неужели она угодит в эту ловушку?! И Кодо-сан не обманула моих переживаний: она попыталась угодить в оную ловушку аж дважды! Но, хвала Тьме, всё же справедливость восторжествовала и оба раза она всё же сообразила, что принятому ещё в первой серии решению в отношении этого романа таки надо последовать.

Плюс к тому же она несказанно порадовала меня тем, что фанатка «Glass no Kamen». (В виде манги, Кода-сан в результате приходит переселяться со спальником и полным сборником. Прямо-таки "... В рюкзаке моём сало и спички / И Тургенева восемь томов"(с)). Да, не ошибся в ней продюсер радиостанции, есть у неё в глубинных интересах предрасположенность к такого рода деятельности. И к великому преодолению, и к, скажем так, лицедейству. В общем-то ведь ди-джей - это тоже актёрская профессия. Ну и дополнительно приятно, что такое в общем-то не из самых новых, уже подзабытых произведение тут упомянули. Очень хорошая манга, между прочим. И экранизации достойные, я, правда, ещё не все посмотрела. И это ещё один из замечательных моментов данного сериала - отсылок на классику в нём весьма и весьма много. В основном - на литературу, но и многое на музыку. На историю радио, тот же легендарный и почти случайный розыгрыш с радиоспектаклем про «Войну миров»… Ну, я про эту ситуацию в курсе, но была рада, что её тут вспомнили. А кто не в курсе - тот ещё и посмеётся в первый раз, это действительно феерическая история, из серии «нарочно не придумаешь»! И, конечно же, целый пласт совершенно непонятных… Нет, не правильно. Понять-то можно. Достроить по контексту, из описаний и реакций. Но в целом - совершенно не известную нам нихонскую радио-культуру. Нам ведь ничего не говорят имена знаменитых в своё время ведущих.

Опять же - множество интересных деталей о работе радиостанций. Специфика спонсорства, тайм-слотов, типы радио-шоу, особеннсти требований к ди-джею… Да, конечно, почти всё это становится очевидным, как только показано. А, если мы смотрели прекрасный отечественный спектакль «День Радио» - то в общем-то почти ничего нового и не увидим. Но кое-что неплохо и вспомнить, а кое-что показано с немного другой стороны. Например, вот вся эта способность радио-ди-джея болтать без умолку и пауз - нам тут напомнят, что это его профессиональная обязанность. Он должен своей болтовнёй затыкать любые производственные накладки, адаптируясь при этом к внезапным сменам повестки дня… ну и вот всё тому подобное.

Или вот про историю звуковых эффектов - кто-то знает ещё из того же Чапека, «Как это делается: театр», кто-то - из недавнего анимэ «Руки прочь от киноклуба». Но опять же было очень приятно и интересно, когда они коснулись и современных звуковых эффектов, и, так сказать, архаичных. А вееры с дробинками меня откровенно вдохновили.

Но и более «приземлённые» истории здесь временами очень неплохи. Причём регулярно они развиваются довольно прихотливо, не с плот-твистом, а даже с двумя. Как романтическая история Коды-сан - два твиста, история с факсом в редацию - опять же два. То есть сначала у нас складывается одно впечатление. Скажем, с факсом - ну сумасшедший же и чего тут дальше думать? Ан нет, потихоньку всё начинает складываться в довольно мрачную криминальную историю… И в результате - бац! Всё совсем не так. Причём особенно здорово, что к этому «совсем не так» мы имеем все детали! То есть как в действительно хорошем детективе, мы располагаем всеми детялями мозаики, что и авторы, что и герои. И в процессе расслдования получаем сначала одну версию, потом вторую, а потом - третью, которая действительно учитывает все факты. Повторюсь: и все факты мы получаем одновременно с героями. Например, про посылку с бараниной родители по телефону сказали Кода-сан у нас на глазах. И только потом мы понимаем, что этот эпизодик нам показали не зря. Это тоже факт в расследовании.

Впрочем, детектива здесь - только одна эта седьмая серия. Но, как положено - с потрясающими выступлениями Коды-сан. А так же - с где-то логичными, но совершенно великолепными в своей буйности, хаотичности и дурости её фантазиями. Прямо скажем, каждый раз смотреть, что творится у неё в голове - занятие не для слабонервных. Там реально такой полёт фантазии, с одной стороны абсолютно свободный, а с другой стороны - предельно набитый штампами, что просто диву даёшься. Причём случаются у неё эти приступы по совершенно любым поводам. Хоть при кормлении черепах (о, да, черепахи тут ещё играют роль диктора за кадром, поясняющего чего-то, или такого маскота сериала) - может произойти такой мысленный диалог:

Кода: Черепахи обалденны. Они едят еду, плавающую в той же воде, в которую гадят. Японские политики занимаются тем же.
Черепаха: Следи за языком!

Какие политики, откуда вдруг ты о них подумала, Кода-сан?! Ну ты даешь!

А есть и вполне обычные вопросы. Помню, я довольно хихикала, когда увидела здесь повторение старая песня из «Паракисс», практически один в один, когда коллега по нелёгкому ресторанному бизнесу начинает отговаривать Коду-сан от идеи уйти в радио - ну один в один как Юкари отговаривали от идеи стать моделью и даже не верили, что она этим решила заняться без принуждения. Множество других тонко подмеченных вопросов. Как, например, Кода-сан совершенно правильно отрефлексировала типаж мужчин и отношений с ними, к которому она склонна. А что, действительно, есть такая модель, очень распространённая даже.

Конечно же, с романтикой тут тоже всё не просто и у нас целая цепочка из пяти звеньев. С очень непростыми отношениями в каждой паре. Ну, разве что братец Тачибаны-сан прост как палка и его гиперпротективный комплекс старшего брата в общем-то банален. А Тачибана-сан… Ну, Ното-сама как всегда в собственном репертуаре. Очень женственная, местами довольно слабая, но очень мощная внутри, крайне добрая и малость психологически искалеченная мрачной историей в прошлом… В общем - всё как она любит. И как обожаю в ней это я.

И множество просто умных, а то и добрых мини-сюжетов. Начиная с грамотной идеи, что одно дело комедия, где мы высмеиваем кого-то, а гораздо круче иметь силы посмеяться над собой - и пригласить к этому окружающих. Или такая радийная специфика, что радио в отличие от ТВ намного сильнее зависит от общения со слушателями, от писем и звонков. Красивейшая история с раздачей горячей пищи в тёмном после землятресения городе. И банальное, пафосное, но такое правильное: «Don’t break the wave!». Трансляция должна продолжаться.

Вообще, что совершенно замечательно в этом сериале - и примиряет и с дуростями Коды-сан, и временами совершенно безумными идеями гражданина продюсера, и местами не самыми аппетитными шутками, да вообще ко всему, на что я ворчала - это безусловная любовь и глубокое понимание авторов. К героям истории, к радио-делу, и вообще к миру.

slice, show-biz, юмор и вообще забавное, seinen, как это делается, anime

Previous post Next post
Up