Kubikiri Cycle: Aoiro Savant to Zaregotozukai

Sep 23, 2020 01:13

クビキリサイクル 青色サヴァンと戯言遣い



Жанр: детектив
Выходил: октябрь 2016 - сентябрь 2017
Английское название: «Zaregoto Series»
Русское название: «Обезглавливающий цикл: Синий Савант и Повелитель Бессмыслиц»
8 эпизодов по 25-45 минут (10 стандартных 25-минутных эпизода суммарно)
Оценка: 8 из 10

Гений и злодейство, говорите? Сначала разберёмся с определением понятия «гений».

На острове Мокрого Вороньего Пера живёт одна девушка. В принципе - она из очень богатой и влиятельной семьи, но по каким-то причинам экскоммуницирована и заключена на этом острове. То есть как заключена? Огромный дом, все блага жизни, четыре последовавших за ней в «изгнание» служанки, приглашай в гости кого хочешь… Вот, Акагами Ирия-сан и решила пригласить пятерых человек, считающихся гениальными в разных областях. Вместе с сопровождающими, если таковые нужны. От лица такого сопровождающего гениальную в инженерии Кунагису Томо и пойдёт рассказ.

Всё было бы хорошо, пусть и не понятно - зачем собирать такую разношёрстную компанию, кабы не одна печальная неожиданность: уже на утро четвёртого дня их пребывания на острове в собственной комнате одну из гостей нашли обезглавленной. Философский детектив начался.

После тотального nobrainer, как смело я могу назвать “Outlaw Star”, естественно захотелось чего-то поинтеллектуальнее. Как это там было у Тэффи? «А барышни в гостиной пирожных как нажрутся - завсегда прибегают ко мне на кухню за кислой капустой…» (цитирую по памяти). Ну а тут вроде как и на «Многоготари» (по-моему - отличное название для бесконечного цикла!) вроде как похоже, и на «Идеального инсайдера»… Да, хорошая вещь. И безусловно - очень интересная в определённых смыслах.

Начиная с техники. Да, здесь очень много трёхмерной компьютерной графики, ею нарисованы буквально все интерьеры. Весьма необычные, странные, даже где-то абсурдные. Потому что это - «Шафт». Рафинированный, эталонный «Шафт». Сериал, построенный чуть более, чем полностью на диалогах и внутреннем монологе героя, имя которого несколько раз произносится, но для нас он всё равно остаётся «Боку», то есть «Я» (в основной для парня или юноши форме данного местоимения). Почти всё, что происходит на экране - это красивый, но редко имеющий какое-то значение фон для звучащего и написанного. Это обильные надписи, поясняющие всё, что нужно пояснить и даже то, что для сюжета в общем-то не важно. Хотя, конечно, не настолько обильные, как в тех же «Многоготарях», "Унылых сенсеях" или, скажем, «Эф». Это знаменитые шафтовские девушки, отточенными движениями принимающие чуть странные, изящные и едва сумасшедшие позы, застывая в них на несколько секунд. Это очень красиво и безумно стильно. Именно «безумно» - «Шафт» славится едва уловимыми оттенками прекрасного безумия.

Как и Кадзиюра Юки-сан, которая выступает главным композитором всего сериала. Да, опенинг - это «Авокадо», но всё остальное:, эндинг, внутренняя песня, обильная фоновая музыка - это Кадзиюра, «Калафина» (что в общем-то тоже Кадзиюра) и ещё раз Кадзиюра. Что уже - вторая причина с огромным удовольствием смотреть этот сериал. Ни одной знакомой и ни одного знакомого сейю, но и они сыграли на отлично. Впрочем, скорее не «знакомой», а «запомнившейся»: Шимамуру Ю я много где встречала, но заметила только здесь.

В общем, чисто технически - это шикарный, слегка артхаусный сериал для внимательного просмотра. Обязательно в оригинале. С домашними делами, наложенной поверх озвучкой и даже пасьянсом на втором мониторе он категорически не совместим. В общем-то это действительно «визуальная новелла» - то, что требуется читать, наслаждаясь и звуком с картинкой. Хотя, конечно, под ВН понимается обычно всё же несколько другой жанр художественных произведений.

По сюжету нареканий не так уж много, но всё-таки есть. Во-первых, здесь несколько раз применяется некрасивый приём: определённые детали и мысли если не бросаются в глаза, то по крайней мере приходят в голову довольно быстро. Тем не менее - герои тщательно их обходят вниманием. И это вызывает определённое раздражение: а вот эту версию вы не пробовали отработать? То ли авторы сами тупят, то ли заставляют героев быть глупее, чем они есть… А оказывается - версию-то отработали. Но нам не сказали. Плохой для детектива приём, вся прелесть этого жанра в том, что зритель\читатель располагает абсолютно всей информацией, что есть и у героев в каждый момент. Но герои складывают неожиданную картинку. Здесь - герои наоборот - тупят, проходят мимо… а потом, когда мы уже устали - вдруг заявляют, что всё они это тоже заметили, обдумали и так далее. Плохой приём, и что обидно - повторенный за всё время действия несколько раз.

Пожалуй, единственный момент, очень сильно зацепивший меня, поскольку эта глупость так и не оказалась утаённой автором от зрителя, а именно глупостью и осталась - это сюжет с компьютером. Не нужно быть гениальным инженером, достаточно быть просто хорошим - чтобы для такой критичной информации, как досье подозреваемых и фотографии с места преступления сделать резервные копии. При том, что на острове есть интернет (и это сюжетно важно, что он там есть) - Томо-тян просто не могла не сбросить резервную копию на какой-нибудь удалённый сервер. Или вообще в «облако».

И второе и третье нарекания - это уже, конечно, вопрос вкуса. Мне не понравилось, что многие вроде бы поднятые темы так и повисли в воздухе. Как например в буквально первые секунды Боку ведёт разговор о взаимоотношении личности и мира в том ключе, что одну из этих сторон обязательно признают незначительной. То есть что люди всегда находятся в одной из крайностей: либо «я ничего не значащий винтик», либо «после меня хоть потоп». Оставим в стороне, что между этими крайностями есть множество промежуточных вариантов. Мне в первую очередь не нравится то, что этот вопрос был поднят и забыт. Да, сериал в какой-то мере даёт развитие этой теме, но очень уж косвенно, и главное - никак не суммируя хотя бы какой-то промежуточный результат.

Так же мне показалось несколько черезмерным… всё. Ну, то есть понятно, что «десять негритят» должны происходить на острове в богатом замке. И ничего против гениев я не имею. И даже теорию научного заговора (то есть супер-лаборатории, где собирают принципиальных гениальных энтузиастов), то есть эдакую отсылку к Городу, где Играют в Бисер - я в общем-то оценила. И ангел с ним, что его, конечно, поместили в Хьюстоне. В общем-то ничего другого и не ожидаешь от нихонцев. И черезвычайно изощрённо задуманные и реализованные убийства - тоже в жизни бывают. И поведение такое, сякое, разэдакое - тоже бывает. Иногда даже в этом есть очень классный подтекст (например, в переодевании Ираи подтекст есть, причём сначала его считываешь как один, а когда под финал раскрываются все карты - обнаруживаешь, что он там вовсе другой). Но часто - совершенно не понятно: «зачем?» Вот зачем было рисовать эту Дзюн-сан именно такой, это уже не эксцентричность, а ерунда какая-то.

Наконец, можно просто сказать, что это всё же эдакая сказка и даже притча совсем не о том. Но всё равно, как-то они очень незаметно то ли перегнули, то ли недогнули, то ли просто не в ту сторону крутили несчастную палку, в результате чего получился не сюрреализм, а именно не-реализм. Нечто настолько (точнее именно «не настолько») реалистичное, что возникает возглас «не верю!».. и нечто недостаточно сюрреалистичное, чтобы просто думать о философских посылках. В общем, размах на евро, а удар на восемьдесят девять рублей.

С другой стороны, практически всё то же, что я упоминаю в качестве нареканий - можно засчитать и в положительные стороны сериала. Даже на самом первом уровне восприятия - это действительно хороший и классический детектив. Со сбором показаний и улик, обследованием мест преступлений, построением версий, вскрытием подноготных. Причём некоторые очевидные вроде бы версии как и положено - разлетаются мгновенно (а некоторые, на что я ругалась - очевидны, но упускаются из внимания до конца, а потом оказывается, что таки они не были упущены). Очень интересно расследовать вместе с героями и сравнивать их рассуждения со своими. Голова работает, это приятно.

Кстати, здесь есть и ещё ода приятная неожиданность: строго говоря, ведь при таких вводных мы сразу же ожидаем именно «Десять негритят». И некоторое время пребываем в убеждении, что так оно и есть, до определённого момента, почти до самого конца всё происходящее как бы говорит нам, что это оно и есть, или по крайней мере - задумано стать некоей версией, пусть и довольно сильно отличающейся, бессмертного сюжета. Но насколько мы правы в таком рассуждении, насколько сильно или не сильно этот сюжет отличается от классического - окончательно мы с удивлением понимаем только в самом конце. То есть «мета-детектив» как раз получился на загляденье: мы действительно имели все те же данные, что и герои, но результат оказался не совсем ожиданным.

Так же очень много философии. Вообще, «Шафт» постоянно занимается тем, что гонит сериалы чуть ли не «в перегруз», забрасывая множество вопросов, концепций - но не всегда как-то раскрывая их. Но даже так, если они всего лишь мелькнули, даже не оказав большого влияния на сюжет - всё равно можно заинтересоваться вопросом, поизучать его уже самостоятельно, факультативно. Как, например, несколько упомянутых в сюжете психических заболеваний - одно из них сюжетно важно, но играет всего лишь раз (зато как играет! Томо-тян и так-то очень симпатичная девушка, а уж как тут она выступила - просто молодец, да и вообще очень красивый сюжет). Второе и третье - в сущности не играет. Четвёртое - играет весь сюжет, но очень опосредованно. Но так или иначе - можно заинтересоваться и копнуть: а это изобретение авторов или же такие заболевания действительно бывают? И это ведь приземлённый, совершенно не философский пример. В сериале же полным-полно интереснейших именно философских концепций. Концептуально разные модели поведения героев, почему они ведут себя так, как ведут. О, это вообще праздник на моём дворе: здесь постоянно люди задумываются даже не над «что происходит?», а «почему происходит?», «как оно устроено, какие причины у наблюдаемых феноменов?» Современные люди ведь первый-то из этих вопросов почти не задают, а второй-третий - похоже, не понимают уже, что эти вопросы в принципе существуют как класс. И тут вдруг такое счастье! Кроме шуток счастье.

Конечно, философские вопросы - это вообще довольно тонкая материя. И более того - что-то одному человеку в душе отзовётся, заинтересует, а другому - нет. Поэтому я не знаю, что кому из зрителей запомнится. Вот мне очень понравилась тема с убийством. Допустимо ли оно в принципе? Кто считает его допустимым, а кто - нет? (Кстати, в одном из разговоров об этом прозвучала интересная подсказка к сюжету всей истории, которая особенно хороша тем, что в общем-то её в силу определённых причин быстро забываешь, а как выясняется - очень даже зря). Но вообще сама идея о том, что человек в принципе может делать только то, к чему как-то готов и в отношении себя, то есть что принцип «делай другим только то, что хотел бы чтобы делали тебе» - что он на самом деле «прошит» у нас где-то очень в глубине психологии - мне очень понравилась. Да, конечно, не всегда настолько прямолинейно. И когда мы говорим «делай другим то…» - мы в первую очередь напираем на слово «хочешь», а в психике-то у нас прошито не «хочешь», а «некоторое «оно» может». То есть в том же примере с допустимостью убийства - убивающий не обязательно хочет быть убитым сам. Скорее всего - не хочет вовсе и собирается жить вечно. Но он видит и принимает вполне реальную возможность быть убитым. Интересная, тонкая граница - но, по-моему, очень правильно подмеченная. Но, повторюсь, другие люди вполне возможно больше всего запомнят что-то другое.

А другие какие-то вопросы - довольно спорны. К примеру, звучащая в последней серии идея концентрации усилий и не разменивания на мелочи. Да, это вроде бы хорошо и правильно. И даже ангел с ним, что чисто физиологически у людей всё-таки разные возможности, гений - это не только труд, но и талант, причём как логическое «И». Одно развивает другое, а без друг-друга - бесполезны и хиреют. Бесталанный человек ещё быстрее обленится, не трудящийся талант - зароет оный талант в землю. Но я не об этом. Я о другом, опять же о неуместной и вредной категоричности: концентрация усилий нужна. И на мелочи размениваться тоже вредно. Но и декларируемая как хорошая идея - тоже плохая. Ибо «узкий специалист подобен флюсу». Гений, как ни удивительно будет авторам - всегда человек весьма широкого кругозора и разнообразных интересов. Кстати, что забавно: единственный действительно и гарантированно гениальный персонаж в этом сериале - как раз демонстрирует наглядно именно это: широкий кругозор и разнообразие интересов. И… неплохо себя реализует в том, за что берётся. Так что здесь вся эта концепция на самом деле сводится к «не стоит сидеть на попе ровно», но сказано-то вообще-то другое. Тоже вот из серии «заставляет задуматься», что очень хорошо. Но спорно и не совсем хорошо… сделано. Эдакое «я не то имел в виду». Твои проблемы, что ты имел в виду. Что ты сказал - то люди и услышали.

Кстати, ещё одна вещь (точнее - целый ряд вещей), непосредственно связанных и с вопросами «что происходит»?, и «почему?», и даже с тонко подмеченными деталями. Это было реально красиво, когда в некий момент утверждается, что Боку исходя из собственного понимания комфорта считает себя ничего не значащим винтиком, мнение которого не важно и потому если оно вызывает согласие - ничего ведь оно не значит и не изменит, а если несогласие - то пострадает от этого только Боку. Соответственно, он старательно не высказывает определённого мнения. И тут Боку отвечает: «не буду возражать». Да! Именно! Отлично, изящно подмечено: он не сказал «Да, так и есть». Он сказал, что не будет возражать на это утверждение! И там много таких замечательных моментов.

Ну, и нельзя забывать важный и очень простой момент: наличие симпатичных персонажей. Причём здесь опять же всё довольно неординарно и даже неожиданно. Положим, что Томо-тян и Хикари-сан - они действительно симпатичные и весьма хорошие, положительные девушки. А вот Аканэ-сан - по началу как-то вроде и не очень, скорее даже очень не. А под конец - вообще чудовищно спорный и вряд ли «запрограммированный на зрительскую симпатию» персонаж. Но почему же мне так не хотелось, почему же я надеялась, что она в этой истории всё-таки выживет? То есть всё равно, невзирая на все свои крайне своеобразные качества - она таки оказалась мне симпатична! А ведь ещё есть Маки-сан. Тоже девушка вроде бы неприятная, а с другой стороны - с очень интересной и даже вызывающей уважение жизненной позицией. Ну, то есть лично мне она так и не понравилась, но готова спорить - найдётся немало людей, которым именно она будет весьма симпатична. И так - в общем-то буквально со всеми персонажами (мужскими тоже, хотя «Шафт» специализируется на девушках). Они все одновременно с очень своеобразными характерами, даже изъянами, и при этом - могут, совершенно запросто могут у кого-то вызвать симпатию. У меня - одни, у вас - может быть совсем другие, но почти наверняка кто-нибудь да вызовет.

Хорошая вещь. Умная, очень красивая. Неоднозначная, где-то недодуманная, а где-то может быть даже переусложнённая. По-настоящему «шафтовская». В общем, несмотря на все недостатки - я осталась очень довольна.

seinen, detective, anime

Previous post Next post
Up