Yesterday o Utatte

Aug 29, 2020 22:55

イエスタデイをうたって



Жанр: сейнен, романтика, повседневность
Выходил: арпель - июнь 2020
Английское название: «Sing "Yesterday" for Me»
Русское название: «Спой мне «Yesterday»
12 эпизодов
Оценка: 7 из 10

…Или вот «Естурдей» тоже песенка хорошая.
(с)С.О. Рокдевятый, «Звирьмариллион»

Что просиходит с человеком, закончившим средненький такой университет по какой-нибудь полуабстрактной специальности? Если он знает, чего хочет от жизни - то этим и займётся. А если нет? Да ещё если типаж у человека такой, не то, чтобы прямо уж «нерешительный», а скорее неуверенно-ленивый? Надо разобраться получше, определиться посерьёзнее, подучиться ещё может быть… Знаете ведь таких людей? Вот, Уозуми Рикуо из таких. Девушка, в которую он влюбился на первом курсе и признался на выпускном - отказала, чем хочется заниматься - он не понимает… Подрабатывает себе продавцом в магазине и, считается, что ищет себя.

Есть мнение, что продолжал бы «искать» до самой смерти. Но тут на горизонте появилась весьма не укладывающаяся в рамки обычного нормального поведения Нонака Хару со своим ручным вороном. У которой, на удивление, вполне конкретный романтический вид на этого скромного юношу.

Так, романтика, про взрослых людей, без всякой фантастики? Уже интересно. Плюс Сакамото Майя-сан и Хонда Такако-сан в ролях, пусть и не на первых позициях? О, я их люблю. Ну и что, что отзываются об этом сериале как-то настороженно и сдержанно даже люди, мнение которых мне в общем-то интересно и созвучно. Пожалуй, тут даже это играет в обратную сторону: возникает этакое любопытство: а почему мы это так, может быть мы увидим разное? Не знаю в результате, что там кто увидел, а я - увидела очень интересную вещь. Сложную в том числе и потому, что результирующую оценку я ставила не только по совокупности достоинств и недостатков, но и как-то совершенно интуитивно. Что не значит, что достоинств и недостатков тут нету. Всё есть, я имею в виду, что был ещё «скрытый балл», который я не могу рационализировать.

По-традиции, начнём с техники исполнения. Она тоже изобилует достоинствами и недостатками. Например, мне очень нравятся фоновые картинки. Да, в большинстве своём они довольно простые, даже незамысловатые. Но всё равно - я люблю всякие природные красивости, там сакуру в цевету, да и классические девочковые цветочные рамочки тоже высоко котирую. Опять же - поскольку один из главгероев у нас как минимум задумывается о карьере фотографа - есть и довольно симпатичные фотографии.

Опять же - дизайн персонажей мне весьма нравится такой. Без особо сильного морфинга, в меру изящный, при этом красивый и не оставляющий поля для сомнений - «анимэ ли это»? То есть в целом всё как надо.

С другой стороны - с картинкой всё и не столь благополучно. Во-первых, я, конечно, всё понимаю, во многих анимэ это воспринимается нормально, как закон жанра. Но во взрослом и где-то даже серьёзном произведении - неподвижные пластиковые причёски? Вам настолько денег не хватало? Причём я совершенно уверена, что есть много сериалов, где они тоже неподвижные, но это не бросается в глаза. А здесь почему? Да ровно потому, что сериал взрослый, про строго обычных людей… и вдруг Хару как будто облила голову лаком и парафином.

И с фонами тоже есть неприятная заковыка. Опять же, это не уникальная особенность данного сериала, но почему-то здесь глаз режет. То ли ленились технические исполнители (художники, аниматоры), то ли ещё что, но как-то очень часто чувствуется, что плоские персонажи именно наложены на фоновую картинку. Она не воспринимается цельной. Вообще я подозреваю, что это беда повышенного и не слишком умелого использования CG при рисовании фонов: стиль прорисовки и окраски фона и персонажа несколько отличается и за счёт этого выходит эффект явных двух слоёв. Это печально.

С точки зрения же аудиальной - то всё в общем-то ровно так, как и ожидалось. Сейю играют хорошо, но не запредельно. Две моих любимицы - хотя и в довольно эпизодических ролях, но говорят узнаваемо с первой фразы. Что безусловно радует - это, конечно, нормальные интонации. Нет, конечно же, в некоторых моментах они там срываются на крик. Во вполне закономерных моментах, это нормально в такой ситуации гавкнуть. Но никто не находится в перманентной истерике. Но с другой стороны - не могу сказать, что их игра прямо так зачаровывала. Да и музыка… Все три эндинга довольно хороши, особенно последний, «титульный». Но без фанатизма. Опенингов нет вообще.

В общем - с технической точки зрения совершенно не понятно, какую оценку ставить. Что-то среднее, но в целом, наверное положительное.

Гораздо интереснее вышло с сюжетом. Часто можно сказать: вот это в сюжете хорошо, это плохо. Это автор тонко подметил, а в этом не разбирается. Иногда можно сказать, что «а в этом сериале у меня нареканий к сюжету нет» - такое случается и не столь уж редко, хотя и не часто. Здесь же ситуация очень необычная: моменты, поступки (или отсутствие поступков в нужный момент), которые раздражают, бесят или печалят - есть. Соответственно и персонажи, которые так себя ведут и вызывают негативные эмоции - тоже наличествуют. Однако это нельзя отнести к недочётам. Дело в том, что весь сериал по сути и посвящён вопросам - как делать стоит, а как лучше не. Как и что воспринимаешь ты, а как - воспринимают это же окружающие. И что оно может драматически отличаться. Поэтому я не буду делать логического разделения на хорошую и плохую «подборки», а свалю всё в кучу.

Когда мы смотрим романтический сериал, то в целом у нас есть несколько ожидаемых классов сюжетов. Например, как два человека плавно друг-в-друга влюбляются и с трудом приходят к взаимопониманию. Или же когда у одних героев какие-то проблемы, а другие герои им с этими проблемами помогают справиться, в результате чего все становятся хорошими и влюблябельными. Но в целом - сюжет стартует практически с нуля. Безусловно, у какого-нибудь персонажа может посреди сюжета вскрыться влюблённость, хранящаяся с давних пор (например, в прекрасном «Каноне» три из пяти девушек по той или иной причине ждут возвращения Юичи). Но всё же повествование идёт с момента, когда центральный герой (или героиня) ещё ничего себе не думает. Здесь же мы сразу начинаем с момента, когда у двух из четырёх героев уже наличествует сложная романтическая ситуация. Причём тоже не слишком характерная для романтического сериала. Напомню: Шинако уже отказала Рикуо. Но совершенно точно, что Рикуо к ней не остыл, да и с ней не всё так очевидно.

Однако, на этом необычности не заканчиваются. Опять же, что мы можем ожидать в таком раскладе? Совершенно очевидно, одно из двух: либо Рикуо будет всё-таки добиваться Шинако, либо он тотальный тряпко-кун, но с доброй душой и прочее идиотское бла-бла-бал, и Шинако в него сама влюбится по результату его неосознанных действий. Кстати, в сторону: я конечно понимаю, Поливанов был великий лингвист, кроме шуток. Но если послушать, как в сериале говорят, то я остаюсь с вопросом: «Покажите, в каком месте эта достойная женщина - Синако, когда она совершенно точно между Шинако и Щинако?» Но возвращаемся. Однако, возвращаемся к сюжету. Собственно говоря, эти наши ожидания вроде бы оправдываются. Особенно в случае Шинако: она буквально прямым текстом один раз заявляет, что как-то если и не «хотела бы», то по крайней мере «ожидала бы» несколько бОльшего напора от Рикуо. То есть у нас всё развивается по сюжету с тряпко-куном? Вроде бы да. И опять же вся эта нерешительность и внутреннее уныние товарища Рикуо на то намекают. Но, как говорится, есть нюанс.

Заключается он в том, что Рикуо прекрасно понимает, что и он, и Шинако находятся в довольно сложной ситуации в плане и себя самих, и отношений между ними. С которой надо разобраться, а это никогда не делается по щелчку пальцев, на это требуется время. А ещё - он очень тактичный человек, поэтому давить на любимую он просто физически не может. И тут возникает совершенно прекрасное, та самая неоднозначность. С одной стороны - я дико уважаю его за эту тактичность. И всемерно призываю всех поучиться у него. А с другой стороны - никак не могу и не отметить, что в результате он действительно уж слишком тряпко-кунствует по отношению ко всем (включая себя). И соответственно, прямо одновременно призывая брать с него пример в плане тактичности и долготерпения - призываю НЕ брать с него пример в плане пассивности, бесцельности и…

Тут есть очень неплохой момент: он у нас вроде бы нерешительный. Но шикарно замечено, что нерешительность бывает двух типов: «трусливая» и «ленивая». В чём разница? «Трусливая» нерешительность блокирует деятельность постоянно. Мы что-то даже вопреки ей сделали, но мгновенно начинаем сомневаться в следующем из этого шаге. Она отрицает необходимость что-либо делать. «Ленивая» нерешительность мешает взяться за дело. Сейчас вот ещё подготовимся, чуть лучше разберёмся и так далее. Но в сущности она не отрицает необходимости сделать какой-то шаг. Просто надо определиться какой шаг делать, когда делать и все вот эти миллионы отговорок. При этом если уж шаг сделан (не важно, по собственной воле или подтолкнули), то по этому пути человек идёт вполне уверенно. Вот и ещё один весьма красивый нюанс. (Как вы понимаете - Рикуо у нас из «ленивых»).

Вообще, тема деяни и недеяния тут цветёт пышным цветом. Причём опять же в сбалансированной пропорции. Два героя деятельные, два не очень. То есть другой мальчик, Рю-кун, как раз очень деятельно влюбляется (точнее - уже давно влюблён) в Шинако, а другая девушка Харука - очень деятельно влюблена в Рикуо. И что получается? А вот та же двойственность. С одной стороны - вроде бы очень хорошо, уважаешь их за то, что они что-то делают. Ещё больше уважаешь за то, что они на самом деле тоже действительно любят, и в общем-то думают не только о себе, хотя бы на уровне того, что изначально готовы принять и «нежелательный» выбор предмета воздыханий. То есть им важно и счастье любимого (любимой). С другой - ну как же они прессуют любимого человека! Снова получается, что в чем-то они прекрасны и достойны подражания, а в чем-то ужасны, просто бесят и «никогда так не делайте!»

И опять же это приводит к очень приятному моменту. Все четыре главных героя очень не однозначны. Они все временами раздражают, и даже провоцируют на злорадство, когда им жизнь устраивает какую-то «козью морду», но при этом совершенно чётко понимаешь, что они не только в общем-то хорошие люди, но и в каких-то моментах правы, а в какх-то - буквально заслуживают и сочувствия, и уважения, и сопереживания, и даже неплохо было бы в чём-то брать с них пример. А их хорошее и плохое поведение - весьма добротный повод для размышления не только о деянии и недеянии, но и о количестве оного. Когда тактичность и осмотрительность будут тактичностью и осмотрительностью, а когда переходит грань и превращается в довольно противную и даже вредную бездеятельность? Когда напористость камень точит, а когда - крошит в песок? Все эти проблемы очень непросты, о них, и в романтическом, и в обще-жизненном аспекте поразмышлять очень невредно.

Из этого, кстати, следует и ещё один вывод, который, я полагаю, сказывается на снижении рейтинга. В общем-то даже очевидно - из всего вышесказанного, «где собака порылась». Когда мы смотрим романтику, мы ведь чего хотим? Переживаний. В первую очередь - переживаний. В результате же все герои настолько неоднозначны, что сопереживать им, «настроиться на их волну» не так уж легко. Плюс к тому же огромное количество непростых вопросов человеческого взаимодействия, которые требуют серьёзного именно интеллектуального осмысления. То есть фактически мы получаем совсем не то, на что шли. Ждали одного, получили весьма другое.

Хотя то, что мы получили - весьма неожиданно, и на самом деле очень хорошо. Просто несколько из другой оперы. Хотя нельзя сказать, что романтики тут нет, и не по сопереживаешь с героями. И вообще нет поводов для эмоций. Всё есть, даже обязательный для такого произведения хэппиэнд. С которым, правда, всё тоже не просто. Поскольку он одновременно неожиданный, вполне логичный и в принципе хороший, но при этом и вызывающий какое-то ощущение направильности, а то и натянутости.

В общем, очень противоречивые чувства оставляет этот сериал. Но самое главное, что надо сразу же настроиться: хотя он вроде бы «романтика», и действительно в первую очередь о романтике. Однако он в первую очередь «думать», а не «чувствовать». Ну, и понятно, что вся проблематика тут интересна всё-таки не для школьников.

romance, anime

Previous post Next post
Up