Furi Kuri < Progressive, Alternative >

Aug 08, 2020 00:15

フリクリ プログレ, フリクリ オルタナ





Жанр: абсурдизм, сейнен, фантастика, комедия
Выходил: июль - июнь 2018, сентябрь 2018
Английское название: «FLCL Progressive / Alternative»
Русское название: «Фурикури Прог / Альт»
6 эпизодов + 6 эпизодов (или два фильма по 135-140 минут)
Оценка: 7 из 10

Скажи наркотикам: «Иногда!»

Формально считается, что это продолжение первого «Фурикури» 2000-2001 годов. По сути - действие явно происходит несколько позже, и точно так же в небольших японских городках на холмах стоит по эпических размеров утюгу от «Медикал Механика», предназначенных для разравнивания планеты в зеркальную поверхность. И точно так же Харухара/Рахара Харука лютует, раздавая всем по куда попадёт какой-нибудь очередной электрогитарой с тросиковым стартером. На деле же, поскольку и первая ОВА не отличалась каким-то сюжетом, а была откровенно абсурдистским экшеном - слово «продолжение» тут не совсем уместно. Впрочем, какие-то намёки на сюжет есть и в «Прогрессиве», а «Альтернатива» почти что и правда сюжетна.

Рейтинг этого сериала никогда не отличался высотой. Я помню, первой ОВА я влепила пятёрку (из десяти). Но это в общем-то объяснимо: бывают сериалы, про которые думаешь, что без «веществ» художники явно не обошлись. Например, «Mahou Shoujo Tai Arusu». В Фурикури - художники в общем-то вполне «чистые». Зато авторы сценария горстями трескают какие-то совершенно немыслимые таблетки и курят косяки неизвестно с чем толщиной в руку. В результате получается настолько крутой абсурд, что мало кто способен это вынести. Но с другой стороны - он настолько крут, что это уже феномен. И надо было всё-таки его оценить.

Сразу же техническое замечание: не знаю, как там с потоковым видео, но на запрещённом в РФ торрент-трекере «Прогрессив» лежит в единственном экземпляре и, почему-то, с английским дубляжом. Причём полноценным, с полным затиранием нихонской речи. Зато на Erai-RAWs - замечательным образом оба сериала с родным звуком (а они такой императоронеугодной ересью, как дубляж и не страдают), мульти-субтитрами, вполне пристойным переводом и в обоих относительно современных разрешениях. Т.е. 720р и 1080р.

Продолжая о технике, но уже самого произведения. Безусловно, по сравнению с двадцатилетней давности первым «сезоном» картинка изменилась. Линии стали потоньше, заливка поярче и попрозрачнее, фоны поразнообразнее. Некоторые изменения и в стиле изображения лиц. Но в целом - всё очень узнаваемо и если специально не пересматривать первый - то второй и третий выглядят почти так же. Интересно отметить, что «Альтернатива» выделяется не только более связным сюжетом, но и более «обычным» и проработанным изображением фонов. Не знаю, есть ли в этом связь, но лично я с первых секунд «Альтернативы» как-то сразу подумала: а вот это будет более классический и сюжетный сериал/фильм. Не ошиблась.

С точки зрения звука - то не помню уже как оно было в первом, но в этих - сейю как-то особо впечатления не производят, хотя работают честно. Плюс, хотя зазор между сериалами минимальный, состав меняется полностью. Даже проходную Харуку озвучивают разные девушки. Так что всё, что я услышала - это по-прежнему довольно-таки дурацкий гнусавый голос Харуки (чем-то похожий на голос Неко-Арк в «Карнавал Фантазм»). И, в «Прогрессив» вторую любительницу махать гитарой озвучивает Саваширо Миюки. Что уже хорошо. Зато вот с музыкой всё прекрасно. Её много, что-то около 8 песен в «Прогрессив» и 13 в «Альтернативе». Такой хороший альт-рок с лёгкой примесью безумия в виде каких-нибудь не слишком ожиданных инструментов. Одним словом, музыку в этих сериалах слушать можно с большим удовольствием.

Переходя к сюжету - сказать можно многое, но выйдет это так же сумбурно, как и сами сериалы. Все нарекания в сущности являются и достоинствами. Потому что это - абсурд абсурдецкий. Так что я просто перечислю некоторые важные моменты.

Во-первых, как я уже говорила, они различаются и между собой. Видимо, у автора сценария стали заканчиваться деньги на «вещества». В результате «Альтернатива» обрела гораздо более заметный сюжет. С одной стороны - это вроде как и плохо. «Фурикури уже не тот». Действительно, не тот. С другой стороны - сюжет это тоже неплохо.

Во-вторых, опять же, из-за финансовых проблем автора сценария, «Альтернатива» не настолько часто вызывает квадратные глаза и приступы истерического смеха. С другой стороны - смотрится не менее бодро.

В-третьих. Все «Фурикури» местами довольно-таки пошловаты. Но и здесь надо отметить различие между «сезонами». Второй, «Прогрессив» - намного менее пошлый, чем первый. При этом если уж всплывает, то реально на уровне «да блин, ну что за!..» А третий, «Альтернатива» - наоборот, вроде бы по пошловатым и пошло-эччийным моментам вроде как возвращается к уровню первого, но при этом никакого отторжения не вызывает, как-то всё это оказывается… закономерным и уместным. Я могла бы на примерах долго объяснять, но в целом есть некоторая разница между заглядыванием под юбку, демонстрацией чего там увидено и обсуждения оного… И кадром, где девушка в миниюбке наклонилась к ракете (ракурс от головы) и на заднем плане подружки делают фотографию. То есть понятно, что происходит почти одно и то же. Но подача разная. Или если уж мы видим розовые панцу Каны, то в тот момент, когда она нарисована чибиком и находится в абсурдном состоянии «вертикально воткнута головой в песок». Будучи в юбке. Ну тут ведь без вариантов.

Кстати, пропали шутки вокруг толкования бессмысленного звукосочетания "Фурикури". Вообще, в "продолжениях" оно не звучит ни разу. Это потеря? Возможно. Но лично меня оно в первом чаще раздражало, чем веселило, так что субъективно - это скорее даже прогресс, улучшение.

И четвёртый момент. Пожалуй, какая-то философская нагрузка как раз наоборот более заметна в «Альтернативе». Конечно, в потоках абсурда в принципе не так уж легко выделять какие-то идеи, но в «Прогрессиве» я смогла поймать в первых двух сериях противопоставление концепции наслаждаться моментом и концепции поиска такого момента, которым следует наслаждаться. То есть в сущности и там и там - живи сегодняшним днём, но вопрос в том, насколько хорошо смирение. И в финале очень правильный разговор Харуки и Хидоми. Такой в общем-то жизнеутверждающий и побудительный посыл: если тебя просят чем-то пожертвовать доброму дяде ради каких-то твоих счастий - то стоит подумать, может быть лучше добиться этого самостоятельно. «Я возьму сам». И, пожалуй, ещё вопрос свободы.

В «Альтернативе» разных интересных вопросов побольше, но в целом можно сказать, что там с очень разных и неожиданных сторон рассматривается проблема эгоизма. В том смысле, что совершая поступки, да и вообще чувствуя что-то - человек исходит из того, что пытается сделать себе хорошо. При этом это «хорошо» может быть очень разным. Вот по аналогии вспомнилась «Мадока», точнее - дилемма Саяки. Когда та загадывает своё желание - она может быть загадывает от того, что ей хотелось бы наслаждаться «какая она героическая женщина и положила, так сказать, жизнь на алтарь ради своего любимого», а может быть - от того, что ей просто приятно видеть радость любимого человека. Но заметьте - в обоих случаях в некоей конечной точке она делает хорошо именно себе. То есть её второй, вроде как альтруистичный и «светлый» вариант - в чём то не менее эгоистичен, чем первый. Вот, такие неожиданные взгляды на эгоизм есть и в «Альтернативе». Даже с интересной влюблённостью Каны - она себе её придумала, потому что ей хотелось выглядеть взрослой. Тоже эгоистичное желание, тоже сделать себе хорошо. Но, оказывается, совсем с другой стороны.

И, безусловно, через это мы выходим на лейтмотив страха, который в «Альтернативе» тоже раскрыт очень интересно. Естественно, поскольку это очень такой рок-н-ролльный сериал, то и основная идея здесь соответсвующая. Не прямо уж «Live fast, die young», но в правильном смысле бунтарская. Не надо бояться нарушать чьи-то ожидания, не надо бояться того, что ты хочешь счастья ровно так, как ты хочешь. Ясное дело, любую идею можно довести до абсурда. Но вот эту концепцию, к счастью, до абсурда доводить не стали. Иначе пришлось бы пообсуждать ультра-эгоистичную анархию, и тогда бы правильный посыл перебарывания страха и обретения свободы не прозвучал бы настолько громко.

Кстати, в этом вопросе два сериала 2018 года как раз являются действительно продолжением один другого. И тут дело в Харуке. В первых двух «Фурикури» она безумствовала совершенно угарно, но, как выяснялось, в обоих случаях в общем-то идя к своей цели. А цель была… своеобразная. Да, она любит Атомск. Но, оказывается, что в некотором смысле хочет его привязать к себе. И только в конце «Прогрессива» до неё доходит, что вообще-то она старается лишить его свободы. А в «Альтернативе» - она уже действует с полным осознанием всего этого. В результате - в ней начинает чувствоваться настоящая внутренняя свобода. Нет, это не значит, что у неё исчезают какие-то далеко идущие цели или планы. Но в процессе их достижения она куда больше получает удовольствия и вообще намного свободнее в выборе средств. Одним словом - жжот прометиумом в своё удовольствие.

В общем и целом, хотя я прекрасно понимаю, почему общественность каждый очередной «Фурикури» оценивает ниже чем предыдущий, но я бы сказала, что современные два мне всё же понравились даже больше, чем первый. Тем не менее - как-то рекомендовать его поостерегусь. Уж больно лютый абсурд, даже «Альтернатива».

school, забавные личности(с), юмор и вообще забавное, seinen, action, anime

Previous post Next post
Up