Hidamari Sketch - после Hoshimittsu

Jul 18, 2020 17:51

ひだまりスケッチxハニカム, ひだまりスケッチ 沙英ヒロ 卒業編




Жанр: сейнен, комедия, школьная жизнь, искусство
Выходил: октябрь - декабрь 2012, ноябрь 2013
Английское название: «Hidamari Sketch x Honeycomb», «Hidamari Sketch Sae & Hiro Graduation»
Русское название: «Наброски Хидамари» (без дополнительных названий), используйте оригинальное
12 эпизодов, 2 эпизода ОВА.
Оценка: 8, 9 из 10

Нарисовала ли я своё будущее

Честное продолжение и окончание «Набросков Хидамари». Общежитие на шесть квартирок, в котором живут шесть милых, местами забавных и необычных учениц из класса с уклоном в искусство и живопись третьего, второго и первого годов старшей школы. Их забавные моменты из жизни, размышления о будущем выпуске и карьере - двум из них, Сае и Хиро поступать в институт (или не поступать вообще) предстоит буквально на наших глазах.

Запомните, друзья мои - я не «медленный газ». Но и не тормоз от Звезды Смерти. Я - тормоз от Имперского Стар-Дестроера. Закончив смотреть первые три «наброска» я однозначно решила, что буду смотреть это до конца. Когда? Когда довыйдет. И когда сложаться звёзды. Дёрнет желание посмотреть милый неглупый и ни к чему не обязывающий слайс. Что-то звёзды не вставали в нужную конфигурацию лет семь. Теперь встали.

Чисто технически… Пожалуй, словосочетание «чисто технически» можно уже превратить в подзаголовок. Или даже тэг. Так вот, в этом смысле - полностью и абсолютное продолжение предыдущиз сезонов. Тот же дизайн персонажей от Аоки Умэ-сенсей. Правда, за эти годы многие их нас заметили, что она рисовала персонажей к абсолютно гениальной «Мадоке». И не избежать какого-то чувства ассоциации. Но тут жути и глубокой философии не будет. Хотя и не будет совсем уж глупости.

То же самое с аудиальной составляющей. Милые, ни к чему не обязывающие опенинги и эндинги. Достойные сейю. Но и не без изюминки: опять же, я, конечно, тормоз, но до меня вдруг дошло, что Асахина Хиро, то есть, тьфу, Гото Юко… Тьфу ещё раз! Что Хиро озвучивала Гото Юко-сан, которая озвучивала и Асахина Микуру-тян в «Меланхолии Харухи Сузумии». На самом деле Гото-сан - сейю не из последних, знаете ли. Но в моей голове засела именно как Микурочка. С каковой у меня отдельные, совершенно дурацкие, но милые воспоминания. Кто помнит - тот помнит, M.Asahina Y.Nagato, а кто не помнит - расскажу отдельным комментарием. Так или иначе - Хиро заиграла в моих газах с неожиданного ракурса. Не-Микуру-Микуру.

Пожалуй, единственное радикальное отличие- это маскот Уме-сенсей. В предыдущих сериалах он раздражал, а здесь - я его ждала. Получилось очень к месту.

Но да, это «Хидамари» в… цифре. Не то анимэ, чтобы быть «во плоти».

Первое нарекание к нему вытекает из технических вопросов. Недодали! В сравнении с предыдущими сериалами недодали бредово-волшебных дизайнов Мияко. Вообще недодали разных дизайнов. Это ведь художественная школа (ну, художественный класс школы). Так где же картинки? Есть. Но мало.

Второе нарекание - Назуна. Без вопросов, такой человек мог поселиться в общагу. Без вопросов - такой вот скромный и неуверенный, и изначально криворукий персонаж в этой общаге вроде бы нужен. Более того, все персонажи - именно утрированные. Они жгут прометиумом, Даже Сая - хотя она утрирована именно в неприятную сторону - она дурацкий, но характер. Назуна настолько смущённый ноль, что даже как шутка над архетипом смущённого нуля не воспринимается.

Да и всё. Ещё Сая, конечно, подбешивает - но с этим можно мириться. Она таки противоречиво воспринимаемая, но личность.

Так что далее пойдут восторги. И первый восторг в том, что здесь, наконец, произошёл отказ от тарантиновского неровного ката и время потекло в нормальном направлении. Более того - появилась тенденция датировать все серии. Конечно, в сериях есть воспоминания, как оно было два или три года назад. Но здесь мы понимаем: так, пошло воспоминание. Основное же повествование идёт ровно: за июлем идёт август, за августом - сентябрь…

Затем - прекрасно, что юмор не «просел». Нельзя сказать, что он бы каким-то уж очень замысловатым и раньше, но каким он не был и каким он не стал - так это тупым или, что ещё хуже - пошлым. Хотя о каких-то стеснительных вещах кое-что всплывает регулярно. Например, из-за того, что Хиро обеспокоена своим весом. Ну Хиро же девочка-девочка, значит и покушать на нервной почве может, и за лишние триста грамм на весах попереживать. Кстати, как раз с этим легко вспомнить и о ещё двух замечательных вещах.

Во-первых, я за давностью лет уже не помню, было ли это раньше, но здесь, как минимум в последней ОВА, появился и довольно изящный языковый юмор. Что, естественно, теряется для тех, кто в нихонском ни бум-бум, зато если какое-то понимание есть - очень забавно наконец догадаться, в чём тут суть и посмеяться во второй раз. Иногда - через полчаса после шутки.

Помню, был прекрасный момент, когда Хиро сдаёт экзамены на поступление в колледж. Вся компания, естественно, за неё болеет и поддерживает как может. В том числе - берёт на себя всю готовку бенто для неё. И вот Хиро расстроганно говорит, что, мол, я дико вам благодарна за то, что вы мне бенто готовите, но за время этих экзаменах я на ваших котлетах набрала три кило! В принципе, это уже забавно. Но я долго сидела и не понимала - а с чего вся эта компания закармливает Хиро котлетами. Что, другой еды нету? И тут через полчаса до Жирафы Яки доходит. Ведь прозвучало-то не просто котлета, а «кацу». Ну, как в «кацу карри дон», то есть рис с котлеткой и приправой карри. Но ведь «кацу» - это ещё и 勝 - победа! Девушки, ёлки-палки, шаманят, чтобы Хиро сдала экзамены, кормят её победными обедами!

Во-вторых, это ужасно здорово, как же они правильно дружат. Это прямая противоположность тому, что меня в анимэ регулярно бесит до бегания по потолку, когда два героя друг-друга чуть не матом кроют, а третий такой говорит: «Ах, как же они дружат!» Да не дружат они нихрена! Идея-то понятна, друзья между собой позволяют себе такое, что в рамках вежливости недопустимо. Но различать-то надо! Впрочем, я о отвлеклась. Вот здесь - показана настоящая дружба. Когда каждая реально постоянно задумывается: «Как я могу помочь соседке?» Не навязывается со своим гениальным мнением, но и не ждёт, когда попросят. Безусловно - ждать, когда попросят, быть для подруги или друга всегда «на низком старте» - это дорогого стоит. Дорожайшего! Но умение постоянно заботиться, держать в голове подругу, думать о ней и при этом делать какие-то может быть глупости, но не навязываться и не задалбывать - это бесценно!
Объясняю популярно: есть, скажем, тётушка, которая сама доброта и искренне любит своих племяшек. И, значит, постоянно им желает, и роди хорошего ребёночка! Спасибо за пожелание, когда соберусь рожать - это будет к месту. Пока что - задолбала уже!

Та же тётушка дарит тебе шерстяные носки килограммами. Опять же - это от чистого сердца, и здесь уже и навязчивость не припишешь. И что ноги иногда мёрзнут - тоже чистая правда. Но с чего ты взяла, что они мне нужны, причём в таких количествах?

Я думаю, у всех нас есть такие тётушки-подружки-соседки, которые от всей всей души, без задней мысли - но хватаешься за голову и: «а-а-а-а! это снова она!» Девушки в Хидамари потрясающим образом если и вызывают что-то подобное, то это добрый такой вздох: «Ну, Мияко в своём стиле.» Великолепный баланс неповторяемости идей «как позаботиться» и в общем-то уместности самой заботы.

Реально, Хидамари - это буквально учебник: «Как надо дружить». Чисто для справки: у меня есть много хороших знакомых. Есть несколько настоящих друзей. На которых я могу рассчитывать всегда, не железно даже, а с надёжностью адамантиума доспехов Сороритас и космодесанта. Но вот так - умеет только одна. Это дикая редкость. За одно это - сериал заслуживает огромной оценки.

Но ведь это не всё. Помните, я сказала - «Мияко»? Здесь очень классные персонажи. Да, часто буквально из двух качеств (но всё-таки из двух, и это очень забавно, когда выскакивает второе). Однако даже сочетания их - очень интересны, и здорово обыграны. Вот те же Хиро и Сае - абсолютно корневая «ячейка общества», семья из мамы и папы. Ничего, что они обе девочки? Нет, волшебно не это, волшебно другое: при всей этой абсолютно вроде бы однозначной картине - здесь юри просится, сквозит из каждой щели, но не просто «не докажешь», а «нету!». Совершенно верно, я просто болею за и провижу, что должно быть. Чтобы в будущем что-то у них в голове переключилось - и оно стало. Впрочем, не обязательно, они обе гетеросексуальны и вполне будут счастливы и в нормальном браке. То есть здесь потрясающе интересно раскрытое «да, но нет». Сложно выразить словами… пожалуй: «пример абсолютно здоровой семьи из пары гетеросексуальных девушек». Правда звучит как парадокс, чуть ли не в каждом слове? И это прекрасно, вот этот парадокс нам показан в жизни, со всех сторон - разрыв шаблона, он бывает! Так - бывает!

А Мияко? Опять я за неё зацепилась и ушла в сторону. Здесь она тоже совершенно парадоксальна. Склеивает эту картинку и одновременно дополняет её шикарным таким безумием. Вот подкинули нам идею, что общежитие Хидамари - это семья с мамой Хиро и папой Сае. Так, заработал наш мозг, пошло распределение ролей. И вдруг Мияко заявляет: «А я - собачка, гав-гав!» И всё! Распределение ролей посыпалось, при этом картина не изменила стройности, но перестала укладываться в какой-то привычный шаблон. А ведь не надо забывать ещё и то, что Мияко валяет дурочку!

Пожалуй, сейчас, по прошествии лет - она чётко вырвалась в фаворитки. По всем формальным признакам здесь я вроде бы ленд-лорд. То есть ленд-леди. Но какое-то внутреннее сродство чувствую именно с Мияко. Да, я не настолько активна. И не рисую абстракции, вообще абстракционизм - это не моё. Как изобразительное искусство. Но если отрешиться от картинок, то что? Да вообще! Безумные концепции, лёгкость в отношении к себе и окружающим, и одновременно - серьёзность и даже тугость. На чём стала, на том и стою, приняла в подруги - не раздружишь. Это ореховое безумие, ходячий парадокс меня просто восторгает. Дивный разрыв шаблонов. Да, пожалуй, это лучшее определене и одновременно - причина того, что мне с ней так легко себя ассоциировать. Разрыв шаблона. Нет, ни она, ни я не стоим в позе: «Щас мы откроем тебе истину и твой шаблон затрещит, как цитадель под напором Сороритас!» Мы просто наслаждаемся жизнью, но каждый раз, оборачиваясь, удивляемся: «Что, а тут шаблон был? А я и не знала!»

Впрочем, этот сериал прекрасен вообще именно тем, что одновременно шаблонный, и рвёт их незаметно. Тот же рефрен, что в завершении каждой истории Юно залезает в ванну с уточкой и составляет какое-то резюмэ из прожитой истории - это же шаблон. Милая девочка, ванна с уточкой, сидит, обдумывает. Но, ангел забери, вот постоянно, вот так, вот с ёлки-палки с ангеловой уточкой! Это невозможно уже смотреть серьёзно. И что важно - можно было бы посетовать на затасканный штамп, на ленность автора, который этот штамп вставляет снова и снова. Но где-то была перейдена граница. И это воспринимается уже именно как добрая, но могучая ирония. Как гротеск. «А-а-а, и с уточкой!»

В этом сериале нет переосмысления «а что лежит под красивой сказкой?» как в «Мадоке». И, в общем-то, что автор дизайна общий, я обнаружила достаточно случайно и тут же выкинула из головы. Но как «просто слайс про милых девочек, делающих милые вещи» его воспринимать невозможно. Здесь какая-то просто тонна самоиронии, доведённой до абсурда и глубоких наблюдений. Так, маленькая деталька: вот мы привыкли, что в анимэ про школу люди заполняют листки предпочтений о карьере, совещаются с классным руководителем про инх. Если там стоят университеты - поступают в них. А вот как выглядит процедура поступления в несколько университетов со обоих сторон - я вижу впервые.

Такой вот нюанс: если много людей пытаются поступить в разные ВУЗы - то есть тонкий момент. Вот есть проходной балл на факультет, есть проходной балл на тот же факультет «с общагой». Он, кстати, от года к году меняется, и как ты прошёл - вопрос. Но есть и ещё момент: может ты почти прошёл, но мест нет? А потом вдруг кто-то не пришёл, решил в другой поступить. Хлоп - место освободилось. А пока - ты висишь в списке ожидания. Понятное дело, кто поступал, тот эту тонкость знает. Но часто ли мы видим анимэ, в котором она не просто мельком упомянута, но вокруг которой - целый сюжет?

В целом - я не могу избежать аналогии. Вархаммер 40к - это эклектичная (само)ирония над гримдарком и нашим настоящим, остающаяся гримдарком. «Мадока» - с кровью срыв покровов над сказкой, но всё же остающаяся махо-сёдзе. А «Хидамари» - местами самоироничный, со знанием маленьких реалий милый слайс (маленькие истории из жизни) про «милые девочки делают милые вещи», начисто вылетающий из этой категории, но сохраняющий главное - глубинную, настоящую доброту. Очень умным, очень уставшим, очень желающим понастольгировать и ищущим в себе искорку настоящего тепла.

school, slice, seinen, きもち, anime

Previous post Next post
Up