破天荒遊戯
Жанр: приключения, дзёсей, фэнтези
Выходил: январь - март 2008
Английское название: «Unprecedented Game»
Русское название: «Неслыханная игра»
10 эпизодов
Оценка: 7 из 10
Мэри. Дикая, но симпатишная.
Жила-была девчёнка, звалася Разель. Всего-то у неё было… всё. Папахен, замок, и многое другое, о чём мы узнаём только в процессе развития истории. Однако папахен был большой оригинал и как-то раз на день рождения сообщил дочурке, что пора бы ей мир посмотреть, себя показать… и выставил из дому. Довольно-таки с бухты-барахты и без каких-то дополнительных напутствий, а так же финансирования.
Но Разель не растерялась и буквально в ближайшей подворотне предотвратила вооружённое ограбление какого-то парнишки и… вы думаете, парнишка пошёл странствовать с нею? Нет, Разель была умнее: она оценила стати альбиноса-грабителя и очарование пистолета Colt M1911 (надо сказать, я сама к нему неровно дышу) и пригласила в путешествие его. А потом к ним ещё один своеобразный мужик присоединился. Тоже бисёнен, каких поискать и большой специалист по акробатическому мордобою. Пусть и малость дурной на голову. Так что компанию она себе нашла полезную и для глаза приятную, а что странную - так это ваши проблемы, Разель нравится. Ну, и пошли странствовать куда глаза глядят. Делать жизнь интересной и разнообразной.
Думается мне, что этот сериал попал мне в список на просмотр исключительно потому, что дзёсей, с главной героиней, ну, и в красивых мальчиках, да ещё с красивыми пушками есть изрядное обаяние. Впрочем, дополнительно могло сыграть и то, автор оригинальной манги - Эндо Минари-сан, нарисовавшая Марию нашу, Холик. То есть можно ожидать довольно неортодоксальных подходов. Что, собственно и начало оправдываться с первых кадров - кого там Разель-тян первым рекрутировала?
С технической точки зрения, однако, сериал довольно печален. Рисовали его явно не напрягаясь. То есть сама по себе картинка довольно симпатичная. Бисёнены вполне в стиле бисёненов того времени, девушки тоже вполне как положено для дамских сериалов. Одёжки разнообразные, тоже хорошо и не отнять. Одёжки, кстати, вполне внятные и одновременно изящные. Опять же путешествие означает разнообразие пейзажей, ну и если художникам захотелось с любовью нарисовать оружие - то никто им этого не запретит. Но в целом нарисовано всё буквально как в той пословице - чистенько, но бедненько.
Сейю все довольно известные, со многими ролями, но как-то не особо мне запомнившиеся. Впрочем, конечно же Коясу Такехито-сана я узнала мгновенно… но это слово здесь уместно во всех смыслах, поскольку его персонаж появляется буквально на мгновения в первой и паре-тройке последних серий. Музыка тоже неплохая, но и не особо цепляющая. Хотя я дико хихикала: «Юный Пресняков-младший, оказывается, и по-нихонски пел!» Дело в том, что как-то так Хикита Каори-сан умудрилась петь эндинг - ну очень похоже на Преснякова времён что-то типа «Выше радуги». А в остальном так, всё хорошо, но без фанатизма.
Сюжет тоже вызывает целый ряд нареканий. И в одном случае я это считаю откровенно безобразным ходом. Дело в том, что анимэ по манге, которая заметно больше - соответственно, в экранизацию попадает лишь часть. В идеале берётся какой-то вполне закрытый сюжетный эпизод, который даёт понимание, что вообще-то ещё всего очень много и развиваться есть куда, но финал сериала - хорошая такая точка в конце рассказа. Как это, скажем, в многотомниках Желязны про «хроников в амбаре», или у Дивова в инквизиторской серии. В каждой книге есть прекрасный задел на следующую, но каждая - вполне закончена. Хуже, когда часть сюжетов закрыта, а часть - только-только начала развиваться и напрочь оборвана. И, казалось бы, самое безобразие - когда не закончено ничего, мол, дальше читайте мангу. Я ошибалась. Можно сделать хуже. Весь сериал уверенно шёл именно к оптимальному завершению: хорошая такая точка в конце книги, понятно, что для следующей книги все данные есть. И вдруг, буквально в последней серии выясняется что у папашки целый заговор, происходит убийство другого, и в дополнение - какой-то красноволосый типус вылезает с заявлением, что всё только начинается. Ну зачем?! Что там ещё много чего есть - понятно и так. Мы бы захотели и полезли читать эту мангу. Ведь ничего не стоило вырезать буквально два-три эпизода на пять-десять секунд и всё было бы завершено намного более изящно. Но нет, ёлки!
А вот остальные нарекания в общем-то как-то снимаются сами собой по ходу дела. К примеру, долгое время удивляет - как эта компания странствует везде и всюду, по разным климатическим зонам, Разель ещё постоянно переодевается в миллион разных одёжек (ну оно и понятно, у девушек всегда гардероб намного богаче, чем у парней). Но где они всё это берут, особенно при условии, что с деньгами у них в общем-то не фонтан. То есть сшибить монету так или иначе они вполне могут, но всё равно - где рюкзаки, вьючные лошади или внедорожник с тюками и канистрами? А ответ нас ждёт где-то в середине сериала: оказывается, Азель не просто так таскается постоянно с плюшевым мишкой. Что выглядит несколько странновато на самом деле - возраст у неё уже малость не тот, да и плюшевый мишка - наверное самая бесполезная в долгом пешем походе вещь. Ан нет. Наоборот, смотря какой. Может быть и самая полезная. Если этот мишка устроен по принципу сумочки Гермионы Грейнджер и в него умещается весь богатый гардероб Разели, а так же катана в два мишкиных роста и ещё незнамо что.
Что выводит нас и к нареканиям, которые нашли отражения в эпиграфе. Значит, Разель у нас магичка, и не из слабых. А потом ещё оказывается, что не просто ногами машет как Брюс Ли, но и вообще тренирована на выживание как хайнлайновский космодесантник. Ну Мэри же Сью! Однако выживальческие тренировки, например, у неё внезапно обретают такое объяснение, что я просто восторгалась! Знаете, есть такая распространённая претензия, я её в основном слышу как раз по отношению к персонажам Поттерианы от людей, которые особо не смотрели, не читали и не вникали. Мол, все эти маги - убогие личности, ничего не могущие без волшебной палочки. Так вот здесь, оказывается, папаша Разель показал язык любителям такой критики и заявил дочурке: Магия, это, конечно, хорошо и круто. Но пользоваться ты ею сможешь не всегда, и когда она окажется неактуальной - предсказать тоже не всегда сможешь. А посему - давай-ка учись выживать и без неё! Что абсолютно грамотный подход: если есть автомобиль, то в соседний город умнее поехать на нём. Но если надо, а автомобиля нет - не объявлять город недостижимым, а уметь дойти пешочком.
Другое нарекание характерно вообще для очень многих сериалов. Герой у нас крут, вполне уверен, что справится самостоятельно и не хочет обременять друзей-спутников и лезет разбираться с проблемой в одно лицо, никому ничего не сказав. Я помню, меня это просто чудовищно бесило в другой «Игре», которая
«Фушиги Юги». Ух, тамошняя главгероиня просто слов нет, какая тупая! Однако здесь всё это безобразие парируется с одной стороны тем, что они и правда все трое вполне самостоятельные и самодостаточные личности, и вполне обоснованно считают, что могут разобраться с проблемой самостоятельно. А с другой - совершенно неожиданными взаимоотношениями в их троице приключенцев. Они не команда, не группа друзей, объединённая некоей целью. Точнее - цель-то у них есть: интересная, разнообразная и всё такое прочее жизнь. Путешествуют вместе чтобы каждый развлекался как хочет. При этом - вполне доверяя друг-другу, что если что пойдёт совсем не так - остальные помогут.
Вообще, в этом смысле Разель-тян - совершенно удивительная личность. Её можно смело и обоснованно обвинять во всех характерных грехах главной героини. И ветер в голове наличествует, и скандалит с друзьями постоянно, и лезет куда не надо, и друзей не слушает. При этом никакого раздражения она почему-то не вызывает. Всё дело в том, что она действительно цельная и сильная личность. На её капризы невозможно обижаться, потому что она постоянно как бы говорит с иронией: «да, вот такая я капризуля, не нравится - не ешь». Как бы это правильнее описать?.. А, вот! Есть огромная разница между инфантелизмом идиота - и тем, когда взрослый и сильный человек ребячится и валяет дурака. Или дурочку. Вот Мияка фушигиюгиевская - из первых, а Разель хатенкоюгивская из вторых.
Вполне естественно, что вообще сама концепция Мэри Сью чаще всего выглядит довольно уныло. Ну вот натурально, как здесь - богатый папаша, магия, спецназ, два крутых парня за спиной… казалось бы - откровенно унылый получается танк. Но и здесь хотя всё вроде бы и так, однако воспринимается это совершенно нормально. Почему? Я долго размышляла над этим вопросом и пришла к выводу: Мэри/Марти Сью, да и вообще заведомо крутого героя портит серьёзность. Не столько то, что он из очередной передряги вылезает исключительно за счёт того, что он заведомо крутой. И не то, что крутость его заведомая, автор и сразу-то оснащает её/его немыслимым количеством плюшек, а потом ещё кучей по мере того, как они понадобятся, вытаскивая его из ситуации, где нужно уже что-то новенькое. В первую голову - это занудство сюжета «Мэри всех победила, потому что Мэри». Именно серьёзное занудство, иронизировать, занудствовать в шутку тоже ведь можно. И во вторую - что сам главный герой лезет во всё это, как говорится, с серьёзными щами и ради великой цели. Вот это сочетание двух факторов всё и губит.
Здесь же Мэри-Райзел сотоварищи не вызывает такого разочарования. Начать с того, что во все передряги они вляпываются, конечно, с полным осознанием того, что лезут в какую-то кашу… Но в целом даже если всё заканчивается тем, что этот танк бодро переехал всех, кто пытался встать на его пути - то это совершенно не вызывает отторжения. Танк вообще-то мимо ехал, по своим делам. Если ты решил, что ты самый крутой, а оказалось, что танк круче - то кто ж тебе доктор? Парадоксальным образом, вся эта мэрисьюшная троица в определённой мере противостоит мэрисьюизму: живительные мероприятия достаются именно тем, кто любит раздавать другим оные тупо по праву сильного. Думал, что раз крутой, то всё можно? На каждого крутого найдётся свой заведомо крутой.
«На исходе века,
Взял, и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомёта
Бах! его, козла!
Знать Добро, оно-то
Посильнее Зла!»
(с) Е. Лукин
И очень важно продолжить тем, что вылезают они из передряги всё-таки очень по-разному. Да и передряги - разные. И я даже не о том, что по меньшей мере глупо сравнивать историю про тюрьму особого режима с историей про девочку-альбиноса. Я о том, что финальное решение вопроса никогда не сводится к в общем-то «бах! его, козла». А к довольно неожиданному вопросу - что на самом деле будет победой, да и что с нею делать.
И здесь, конечно, следует отдельно порадоваться общей концепции, лейтмотиву, который проходит через весь сериал. Руке. Которую протягиваешь другому. За которую держишься и не надо отпускать. Особенно это здорово выглядит именно потому, что наши главные герои как раз очень эгоистичные личности. И вдруг оказывается, что эгоизм - вовсе не помеха заботе о других, взаимной поддержке и взаимному доверию. «Вдруг» - это я пишу не потому, идея неожиданная - мне-то она как раз очень близка. "Вдруг" - это потому, что такая идея очень необычна для любых историй условно про группу путешественников. Не обязательно именно путешествующую, имеется в виду просто нахождение «в одной лодке».
А истории тут очень интересные, чем-то напоминающие
«Путешествие Кино». Но если Кино встречалась в первую очередь с социальными проблемами «большого социума», то здесь это проблема одного-двух людей. Да, часто - проблема по взаимоотношению с обществом. Опять вспомню про девочку-альбиноса, которую общество, оказывается, действительно защищало, хотя выглядело это больше похоже на какую-то несусветную суеверную дикость. И выводы тоже временами совершенно неожиданные. К примеру, в той же истории с тюрьмой очень неожиданно (действительно, совершенно не ожидаешь такого поворота событий) Разель раскрывает вопрос мести. Причём опять же очень интересно, коль скоро мы приходим к вопросу об её бесплодности, то обычно ведь мы видим какие-нибудь рассуждения о том, что месть плохо влияет на душу человека. И вроде бы с этого Разель и начинает. А мы, соответственно, вздыхаем: «ну, вот, опять!» Так же есть любимый аргумент о том, что месть - это бесконечно набирающая ход кровавая лавина. Но я, пожалуй, впервые вижу, чтобы бесплодность мести доказывалась именно через неостановимость её итераций. Тоже прекрасным образом эгоистичное рассуждение: хочешь отомстить? Нормально, если готов - молодец, дело хорошее. Только чего ты с этого сам-то поимеешь? То, что тебя ответно хлопнут? А смысл? Нет, никто не призывает отказываться от наказания зла. И ничего плохого в мести нету. Просто прямолинейное око за око банально не выгодно.
И таких неожиданных поворотов там очень много. И довольно тяжёлых и неоднозначных моментов - тоже. Вспомнить хотя бы финал истории про цирк. Или про семейный отель. Но чем пересказывать их - лучше посмотреть.
Так же здесь очень много и совершенно замечательного, временами циничного, а временами и техничного юмора. Про техничный - это я, конечно, в первую очередь вспоминаю замечательный момент, когда Разель с Виком устраивают объёмный взрыв. Отлично, и про это дело вспомнили. Но цинизм меня временами приводил просто в полный восторг. Ка-а-ак я ухихикивалась, когда Разель совершенно справедливо вогнала шип толщиной с бревно гражданину Соресте: «Это насколько же надо быть неудовлетворённым, если ты думаешь, что между мужчиной и женщиной не может быть других отношений кроме «любви»?» А весь сюжет с девушкой-призраком в первой же серии - просто обваливает под лавку. При этом заметьте - Разель с Альзейдом практически игнорируют «душещипательную» историю призрака, и прекрасно играют в песочек, дожидаясь финала. Как мы рисуем закорючки в блокноте во время не интересной нам части совещания. Они вполне обоснованно считают эту девушку дурой. Но при этом - находят очень небанальный и этичный выход из ситуации. Нет, они не производят экзорцизм. Но и не отдают лгуна и изменщика в полную власть призраку. Нет, они сделали так, чтобы призрак обрёл покой, причём тоже не самым ожидаемым способом. Опять происходит тот же сюжет: танк просто ехал мимо. Попутно помог более хорошим, душевно вломил более плохим, поехал дальше. Хорошим стало совсем хорошо. Мне очень нравится вот это сочетание эгоизма, отстранённости и одновременно глубоко продуманной этичности. При сочетании с ироничностью и цинизмом - вообще то, что надо!
И ещё один момент хочется отметить. Мало того, что мне вполне «созвучна» Разель. Хотя мы отличаемся вроде бы по куче параметров, с первого же кадра: богатого папаши у меня нету… Ну, и далее различий полным-полно. Ещё мне очень нравятся оба её спутника. И я весь сериал гадала - будет ли тут романтика, и если будет, то с кем? Результат меня порадовал просто по всем статьям. Мало того, что романтика случилась. Мало того, что и здесь мы с Разель совпали. Так ещё и треугольника-то не просто нет, но и быть не может! Я не люблю треугольники - в них обязательно кто-то остаётся несчастен.
В общем, получается довольно интересное сочетание - сериал довольно тяжёлый местами, но смотрится очень легко и увлекательно. Сериал изобилует стандартными сюжетами, штампами - но раскрывает их очень неожиданным образом. И что самое главное - всё-таки он романтичный и добрый. Не тёплый-ламповый, а про добро в человеке. Но, ёлки, этот красноволосый взял, и ещё на балл подпортил оценку сериалу. А было бы восемь…