宝石の国 (2017)
Жанр: экшен, фэнтези, сейнен, пост-апокалипсис
Выходил: октябрь - декабрь 2017
Английское название: «Land of the Lustrous»
Русское название: «Страна самоцветов»
12 эпизодов
Оценка: 8 из 10
…изобразить всё, что угодно в виде кавайных девочек?
На небольшом островке живёт коммуна самоцветов. Выглядят они как довольно симпатичные девушки, и в силу симбиоза с некоторыми волшебными микроорганизмами не только разумны, но и вполне подвижны на вполне людской манер. А ещё во главе коммуны стоит некий Наставник, выглядящий вообще как совершенно человеческий буддистский монах. Зачем он там нужен было бы не понятно, если бы не случались в солнечные дни атаки лунарианцев, приходящих откуда-то с неба. Девочки-самоцветы конечно и сами с мечами, но Наставник умеет так колдануть, что сразу всем атакующим кирдык.
Но не даром это именно коммуна. Не все патрулируют с мечами: кто-то одежку шьёт, кто-то эти мечи делает… А вот самой юной, трёхсотлетней Фосфофилит занятия пока не нашлось. Она, конечно, хочет быть крутой воительницей, да только индекс прочности у неё ну очень так себе. А работой, которую ей поручил Наставник, составлением энциклопедии о мире, она заниматься не хочет. Пока не встречается с живущей отдельно ото всех Киноварью. Впрочем, эта встреча была лишь первым камешком в лавине.
Сериал этот заинтересовал меня в первую очередь необычностью. Понятное дело, что изображение чего-то в виде кавайных девочек - это special ability нихонцев. Но обычно это какие-нибудь вспомогательные персонажи типа феечек-сластей в
«Shugo chara» или же антропоморфная форма некоего предмета. Здесь же девушки-самоцветы и являются главными героинями, а помимо них персонажей меньше, чем пальцев на руке. И они как минимум второстепенны. К тому же сразу видно - что нарисовано это тоже несколько необычно.
С картинки и начнём. Совершенно очевидно, что сериал почти целиком нарисован на компьютере. Причём даже я бы сказала - довольно бюджетно. В современных игрушках для той же Play Station или того же X-Box-а персонажи выглядят куда более… даже не реалистичными, а детализированными. Впрочем, здесь есть очень интересный момент: дело в том, что, скажем, «листовидные» полупрозрачные пряди волос… Под «листовидными» я имею в виду такие широкие плоские пряди, как, например, чёлка у Ацуки в
Log Horizon, на который я публиковала обзор с месяц назад. Ну и вообще раньше в сёнене так часто рисовали, в
"Хигурашах", скажем. Так вот, их листовидность и полупрозрачность в первый момент довольно сильно режет глаз, как некая CG-халтура. Но потом мы вдруг вспоминаем, что это ведь и есть самоцветы, то есть прозрачные и полупрозрачные камни, для которых, наверное, подобные «чешуйки» куда логичнее нормальных для людей волос.
Так же стоит отметить, что все эти девушки довольно андрогинны, поэтому к девушкам их мы причисляем довольно условно, больше за счёт женских причёсок, всё-таки довольно женской одежды и тенденции ходить в совершенно женской обуви. В самоидентификации же они развлекаются как хотят и употребляют весь спектр основных нихонских форм местоимения «я». Т.е. от «оре» до «аташи». Соответственно, в русском переводе YakiSub решили пошалить и сделали банально два варианта субтиров. В одном «побежала», а в другом - «побежал». Так что хотите смотреть про женоподобных бисёненов - милости просим. И, вполне очевидно, что поскольку они вообще-то этакий волшебный симбиоз камня с микроорганизмами - им действительно понятие пола как «гендера» особо и не нужно. Возможно, они тяготеют к женскому вообще лишь потому, что Наставник - как раз явно мужчина, а они… как минимум - папины дочки.
В остальном же - фоны хотя и не блещут проработкой, но очень красивые, буквально наполненные светом и весьма необычные. При этом нельзя особо сказать, чем же таким они необычны (ну, разве что льдины «грешники» действительно в нашей природе не встречаются). Но тем не менее - совершенно великолепно передаётся чувство чего-то узнаваемого, но и одновременно другого, непривычного, необычного. Ну, разве что одну необычность можно явно выделить: сочетание пост-апокалипсиса и действительно светлой, очень красивой, позитивной и даже пасторальной картинки. Отчасти это не удивительно, поскольку для концепт-артов приглашали художника из студии "Гибли", а там подобное очень хорошо умеют.
Озвучено всё тоже весьма неплохо. Да, почти всех сейю я совершенно не опознаю, но как посмотришь - так сразу обалдеваешь. Главгероиню Фос(фофилит) озвучивает Куросава Томоё. Смотришь на список ролей - а девушка так солидно играет. Аметисты - Ито Канаэ, ветеран с тогда уже десятилетним стажем (например, Хинмоири Аму во всё тоу же "Шуго Чера" и моя обожаемая Сатэн-сан из
"Рельсы"). А кое-какие имена и представлять не надо. К примеру, Алекс(андрит) - никто иная, как Кугимия Риэ. Опознала я на самом деле только Наставника - Накита Джоджи, да и то потому, что непосредственно перед этим пересматривала
Carnival Phantasm, где он играл Неко-Хаоса и Неро Хаоса (а ещё он - Нянта-сенсей в тоже совсем недавно смотренном «Лог Горизонте»). И, конечно же, я не могла не возрадоваться, услышав Эвклаз. То есть Ното Мамико-сама.
Очень интересно тут вышло с музыкой. Прямо скажем: странному сериалу - странную музыку. Она красивая, мелодичная. Довольно простая и без экспериментов со звуком, никакого пения странными голосами, загадочных инструментов… Но при этом - очень странная. Один опенинг и три эндинга в разной обработке. Особенно опенинг, с его отрывистым ритмом и очень неожиданными мелодическими переходами. Но повторюсь - в результате весьма красиво и… хорошо сочетается с вообще сериалом.
В общем, что касается технического исполнения - то он явно не из самых высокобюджетных, но очень хорошо «сделан».
Поговорим теперь о том, что в нём плоховато.
С чего бы начать? Пожалуй, с самой идеи этих живых кристаллов. Собственно, я не имею ничего против живых кристаллов. И даже, в рамках фантастики или фэнтези - ничего против того, что они, так сказать, усилием воли могут делать какую-то часть себя гибкой, а какую-то - твёрдой. Ну, чтобы ручки-ножки гнулись, глазами хлопалось, рот удивлённо открывался… Но тогда я не совсем понимаю, почему когда они обо что-то бьются - они обязательно именно твёрдые и хрупкие, в честь чего целая вереница сюжетов с отколовшимися частями тела? Нельзя не признать, выглядит это очень сильно и даже если отстраниться от эмоций сопереживания - классно. Но почему?
Второе нарекание - это черезмерно открытый финал. Ведь тут не только встаёт вопрос, а какую же работу теперь Наставник хочет поручить Фос, но и «а Фос вообще собирается его и дальше слушаться?» Как-то слишком уж много оставлено за кадром. Хотя нельзя не признать: точка в повествовании довольно жирная. Фос развилась во что-то вменяемое и стала задаваться крайне правильными и более того - концептуально многообещающими вопросами. Честно говоря, в определённом смысле даже хорошо, что сериал закончили именно на этом моменте: дело в том, что Фос с Киноварью явно собрались заняться очень серьёзным делом, связанным и с пониманием всего мироустройства, и вообще с возможностью качественного изменения status quo в мире. И, прямо скажем, развивая всё это - очень легко скатиться в совершеннейшее безобразие. Как в идиотские концепции мироустройства, так и дальнейшее развитие истории очень легко может скатиться в несколько черезвычайно унылых и даже избитых до синевы сюжетов. Так что вроде бы вовремя остановились. Но остановились плохо.
Третье нарекание - это сами девочки-самоцветы. Нет, понятно, конечно, что физическое бессмертие круче даже чем эльфийское (эльфа-то зарубил и он всё, а девочку-самоцвет можно собрать осколки, склеить, и она снова срастается чуть ли не из песка) - оно влияет и на развитие, и на менталитет. Но всё же не вяжется это с такой инфантильностью и таким торможением в критической ситуации. У них, простите, война идёт, а на войне развитие личности и способность реагировать на всякие ситуации развивается куда быстрее, чем в мирное время. Так что странно мне всё это. Особенно, как раз, бесит сама Фос - до момента когда она решила не впадать в зимнюю спячку. Да и то, её «рост над собой» уж слишком связан с метаморфозами её тела. Не полностью, но слишком. Плюс, хотя где-то умом понимаешь, что раз они самоцветы - то характер у них в общем-то задан химическим составом и кристаллической структурой. Но как-то уж слишком сильно задан, на грани неуместного гротеска. Не в том смысле, что смешно, а в том, что гиперболизированы черты, точнее - одна черта, за которой теряется всё остальное. Причём заметим - это «остальное» таки есть. Очень неприятно смотрится, когда все герои выглядят как персонажи одной черты, но при этом ты понимаешь, что вовсе не одной.
Надо ещё ругнуться про Фос. Нет ничего плохого в том, что с какими-то телесными изменениями - изменяется и психика. Хотя, пожалуй, изменяется у неё психика не за счёт изменений тела, а за счёт пережитых событий. Но вот в какую сторону изменение пойдёт - задано исключительно телом. Я имею в виду то, что было бы странно, если бы она морально сломалась от гибели напарницы прямо у неё на глазах - получив такие «апгрейды» тела. То есть они предопределили как она переживёт очередной судьбоносный поворот. Это уже немного печально. Но ещё хуже то, что из неё сделали какой-то совершенно чудовищный танк. И к языкам у неё способности, и боевые возможности просто нереальные ни для кого другого… Ну откровенно надоело это уже - делать из не слишком приятного оболтуса супергероя класса «только он спасёт мир», да ещё и откровенно механическим способом. То есть я совершенно не против безумно крутой Хомуры (наверное не надо уточнять, что я имею в виду Акеми Хомуру из
"Мадоки"), которая чтобы из болезненной мямли превратиться в то, чем стала - пахала как четыре маленьких и два больших ослика. Но это всё-таки довольно уныло, когда Двуглавый Юл становится крут именно потому что добрый дядя вмонтировал ему пулемёт в одну из голов. Или когда добрый дядя накомбинировал Кире Ямато гены так, что он, оказывается, в SEED-режим входить может.
Однако, хватит ругаться. Поговорим о хорошем.
Я уже сказала, что сериал красив и необычен. И это действительно важная составляющая, именно как его несомненное достоинство: его действительно приятно смотреть и слушать, даже не зависимо от сюжета. Однако и сюжет здесь весьма неплох.
Причём я даже не столько о самой довольно красивой идее девочек-самоцветов, причём реализованной именно красиво, а не просто нарисовали кавайных девиц и, типа наслаждайтесь. Как раз кавайность там… да нет никакой кавайности. Симпатичные они - да, но не кавайные девочки в обычном понимании этого термина. Я скорее о его развитии. Нет, понятное дело, что абсолютно любой сюжет нам с развитием приносит какие-то новые детали, новое и более глубокое понимание ситуации. Но насколько глубокое и насколько оригинальное?
Здесь есть много моментов, которые с развитием сюжета резко переоцениваются и становятся очень интересными и органичными. К примеру, изначально можно подумать, что эти девочки-самоцветы антропоморфны и покрывают пудрой открытые части тела ровно потому, что автору захотелось написать рассказ, то бишь нарисовать мангу, про девочек-самоцветов, которые внешне выглядят как люди. Однако после разговора с Королём (хотя это, скорее всё-таки Королева) вдруг понимаешь, а почему собственно говоря они принимают такую форму и почему пытаются походить на людей. И вовсе не потому, что Наставник. Или, как минимум, не столько потому. Есть у этого всего куда более глубокая причина. Какая - не скажу, ибо спойлер.
Есть, к счастью, и глобальная интрига. Строго говоря, она с течением времени практически не развивается в том смысле, что никаких потрясающих открытий (кроме откровения Короля) у нас не происходит, и всю систему мы оставляем почти что в том же состоянии, что и увидели в первой серии. Не считая, конечно, некоторых изменений в персонажах. Да и откровение Короля «внутри мира» слышала лишь Фос, а она по техническим причинам его и забыла. Мы, зрители, помним, а Фос - нет. Тем не менее, хотя как в начале, так и в конце девочки-самоцветы под руководством Наставника защищаются от хищнических набегов лунарианцев точно так же, как и в начале. Но уже понятно по некоторым деталям, что всё далеко не так просто. Что у лунарианцев что-то происходит. Появляется вопрос, а что вообще такое этот Наставник, откуда он взялся? И что самое главное - что в некоторые головы приходит понимание, что Наставник-то если не мутит чего-то, то явно недоговаривает. А почему? Кстати, вполне возможно лишь потому, что его и не спрашивали, а ему хочется, чтобы девочки до нужных вопросов дозрели своим умом, без подталкивания. Одним словом я вовсе не говорю, что Наставник непременно бяка, я о том, что сюжет готов выйти за рамки нарисованной в начале картины. И это сделано довольно изящно.
И, конечно же, всё-таки очень хорошо с раскрытием персонажей. В случае с Фос это, конечно, не раскрытие, а именно что рост над собой. И хотя направление для роста ей задано весьма механически, но растёт она в очень правильную сторону. Осмысленная, вдумчивая и упорная работа с опять же осмысленной целью - это я уважаю. Коль скоро вспоминалась тут Акеми Хомура, то вот это как раз вполне в её стиле. Интересно так же, что хотя и Фос, и Хомура пытаются достичь в общем-то одной и очень высокой, но технически банальной цели - спасти\вернуть любимую, но быстро выясняется, что для этого нужно очень хорошо разобраться вообще в том мире, в котором они живут, и что опять же банальное и унылое «пришёл Кухулин с рогатым копьём Га-Бульга и отбил у дракона принцессу» - не вариант. Или как минимум - вариант, но надо сначала выяснить, что драконы - они в чешуе, поэтому дубинка не подходит, а нужно копьё, что копьё должно обладать определёнными характеристиками… То есть целый ворох задач по изучению ситуации и научных, а затем инженерных задач ведущих к созданию, а затем и реализации плана по её разрешению.
Но и другие девочки получили весьма интересное раскрытие. Они, правда, остались статичными, то есть развития характера нету. Но в случае с Борт вообще происходит коренное переосмысление характера за счёт каких-то новых деталей. А в случае с Киноварью выясняется, что объяснение Наставника, почему она занимается бесполезным ночным патрулированием - это довольно-таки малая часть комплекса причин, которые ею движут. И очень жалко её, потому что она-то и правда почти что сломалась. В моральном смысле. Кстати, тут как раз очень изящный момент в том, что она Фос активно от себя отталкивает именно потому, что на грани слома и понимает, что если Фос ей даст надежду, которая не сработает - то это уже будет всё. Не на грани, а за нею. Киноварь действительно намного умнее и расчётливее, чем кажется на первый момент.
Кстати, о Хомуре. Вот интересно, Натка
ot_urs как-то раз сказала, что вот в этом сериале она увидела симпатичную ей "Хомуру". Интересно, кого она имела в виду? Впрочем, не уверена, что она это прочтёт, а мне не настолько любопытно, чтобы лезть с распросами самой.
В общем, очень необычный, интересный и красивый сериал. Но со множеством как технических, так и сюжетных претензий. Поэтому - твёрдая восьмёрка. А опенинг я к себе на диск сохраню. Западает он в душу, да и хорошее про этот сериал вспоминать под него очень здорово.