蟲師, 蟲師 特別篇 日蝕む翳, 蟲師 続章, 蟲師 続章 (2014), 蟲師 続章 鈴の雫
Жанр: сейнен, фэнтези, повседневность
Выходил: октябрь 2005 - июнь 2006, январь 2014, апрель - август 2014, октябрь - декабрь 2014, май 2015
Английское название: «Mushi-Shi», “Mushi-shi Special Episode: The Shadow That Devours the Sun”, “Mushi-Shi: Next Passage”, “Mushishi Zoku Shou 2”, “Mushishi: The Next Chapter - Belldrops”.
Русское название: “Мастер муши”, «Мушиши: Тьма, поглотившая Солнце», Мушиши: новые главы», «Мушиши: новые главы, ч.2», «Мушуши: капли колокольчиков».
26 эпизодов, ОАВ 45 минут, 11 эпизодов, 10 эпизодов, ОАВ 50 минут.
Оценка: шедевр
Мир не зол и не добр. Он сложен и прекрасен.
Помимо давно известных нам Царств живой природы - животных, растений, грибов, бактерий и вирусов (а так же выделенных позже в отдельные царства хромисты, простейшие и археи) - есть ещё одно. Такназываемые «муши», загадочные сущности, ближе всего стоящие к чистой энергии жизни, что струится мало кому видимыми светящимися реками в глубине Земли. Но как ни своеобразны и малозаметны муши, всё же и они - часть живой Природы, а значит взаимодействуют с остальными царствами. Точно так же стремятся размножаться и жить. Что-то кому-то дают, а что-то берут. А раз так - то среди людей есть такие специально образованные люди, называющиеся «мастерами муши), которые изучают этот аспект жизни, помогают людям разобраться, а то и справится с эффектами взаимодействия с муши. Наши истории - это эпизоды из работы странствующего мушиши по имени Гинко. Немного странного и очень спокойного человека.
Вообще-то про этот шедевр написано много и совершенно заслужено. Но я тут недавно решила его пересмотреть, а поскольку уже довольно давно не баловала вас своими обзорами - написать и сама.
Сериал интересен буквально всем, начиная с чисто технических решений. Он довольно необычно нарисован. Надо сказать, что вообще с одной стороны, люди нарисованы довольно примитивно (умеренно примитивно, скажем так). Не палка-палка-огуречик, но и многие анимэ-сериалы уделяют проработке лиц и деталей заметно больше внимания. С другой же стороны - это один из наиболее близких к реальности анимэ-сериалов. То есть в нём у людей наиболее человеческие, и более того - характерные для нихонцев пропорции. Нет, безусловно, глаза, пожалуй, всё же побольше и не настолько миндалевидные, как в нашей реальности. И рты поменьше. И нос в анфас почти не прорисован. То есть многие черты характерной для анимэ стилистики вполне соблюдены. Но при этом - множество необычно реалистичных моментов. Например, кстати, манера приоткрывать рот поймана очень характерно. Кстати, мимика здесь тоже не совсем анимэшная: и глаза не настолько мощные метаморфозы переживают, и вообще всё лицо имеет гораздо более сильное значение для передачи эмоций, чем мы обычно привыкли в анмэ. Опять же - все эмоции как надо, без преувеличений и переигрываний.
И вот этот интересный, реалистичный стиль рисования людей просто контрастирует (и это иногда даже немного печалит) к совершенно потрясающему изображению всего кроме. Горы, леса, реки, океаны, животные, сами муши - картинка меняется каждые несколько секунд, причём картинка потрясающей красоты. Подчас кажется, что все эти истории придумывались чуть ли не постфактум, а на самом деле команда художников ужасно любит природу родной страны, нарисовала миллионы прекрасных картин про то, что любят… ну, и местами добавили волшебства в виде сияющих цветов, полупрозрачных существ, плавно кружащих среди волн и деревьев… И всё это хотели нам показать.
Особенно интересно, что сериал неторопливый почти до медитативности, но при этом картинка меняется очень часто - именно так. Они умудрились делать такие плавные движения фона, такие чётко выверенные смены ракурса - что всё это потрясающее изобилие невероятной красотищи проплывает у нас перед глазами тоже плавно и обоснованно. Надо ещё отметить, что сама красотища - хотя о ней хочется говорить только вот в таких превосходных тонах, на самом деле не такая уж вся из себя яркая. Вообще, весь сериал очень спокойный, неяркий, слегка приглушённый даже.
То же можно сказать про звук. Очень красивая и спокойная музыка в опенингах и эндингах, красивая и спокойная в фоне. Даже когда на экране происходит что-то напряжённое, наводнение с тайфуном - всё равно, музыкальное сопровождение ограничено негромким шуршанием маракасов или чего-то такого, плюс-минус ударного. И отдельно - сейю. Понятное дело, раз Гинко у нас путешествует, то встречает он просто сотни людей. И реально я подозреваю, что сейю там задействовано не меньше сотни. Не могу сказать, что какие-то особо знаменитые (или хотя бы мои любимые из знаменитых), но много. И очень здорово, что они говорят… спокойно. В рамках, конечно, сюжета, где надо - там и покричат. Но без надрыва, без истерики, без черезмерной акцентации и наигранности. Как говорят нормальные люди. А манера Гинко едва различимо меняющимся тоном выстреливать по два-три слова и снова замирать в задумчивости над следующей парой - меня вообще в восторг приводила! И оно обосновано - он действительно раздумывает в паузах, а не просто тормозит.
В общем, чисто технически - это нечто потрясающее, удивительное и, прямо скажем - неожиданное. Просто за счёт того, что не стандартное, ничего такого мы не видели. Да, могут быть приглушённые тона, или нормальный разговор… Любую деталь возьми - где-нибудь мы такое могли видеть. Но что это можно сплавить вот в таких пропорциях и вообще что всё это можно «сплавить» - никому и в голову не приходило! А получилось великолепно.
Для порядка надо сказать и пару слов о том, что мне здесь не понравилось. Нет, правильнее будет сказать - что иногда печалило или раздражало. В сущности - две вещи. Первая - это те самые приоткрытые рты. Так и не приучил меня Голливуд к тому, что девушке имеет смысл постоянно хвастаться своими идеальными зубками и (предположительно) намекать на возможность поцелуя. Всё же у меня устойчивая ассоциация с недалёким человеком, находящимся в некотором обалдении. Чем меня дополнительно, кстати, радует Гинко - у него рот всегда закрыт. Понятное дело, если он не бежит или не занят тяжёлой работой. Отчасти - потому что в нём постоянно пребывает сюжетно-необходимая сигарета. Тем не менее - я знаю, что так вот, с приоткрытым ртом очень много и вполне хороших людей постоянно оказываются. Причём да, по моим наблюдениям - монголоиды (видимо, в силу более скромных размеров носа) - чаще.
И вторая вещь, которая раздражала. Но которая, к сожалению - совершенно жизненная. Это упёртость и косность крестьянства. Нежелание выходить за рамки привычного, верить, что есть нечто тебе не видное… да ладно бы, яростные попытки закрыть глаза на факты, которые, подчас, тебя и побудили обратиться к специалисту! Ну полный дурдом, придёт шаман и всё вылечит до состояния того, что я считаю нормой. Согласитесь, характерное поведение? Но от того, что оно характерное - оно не становится замечательным.
Вообще же замечательного тут потрясающее количество и в сюжетах. Начиная от того, что они хотя подчас и несколько грустные, но красивые именно самой красотой ситуации, происходящего. Как в одной из самых не продуманных на логическом уровне (как работает механизм этого муши) серий про деревню, где люди перерождаются - очень красиво показана дилемма между появлением нового человека и возрождением старого. А уж насколько трогательная сюжетная линия (всплывающая несколько раз в первом сезоне) с Танью?
Другой момент - что взаимодействие с муши оно не к добру и не к худу. Что-то теряешь, что-то приобретаешь, чем-то расплачиваешься. Изначально возникает желание сказать, что муши - это некая фэнтезёвая аллегория на вирусы, но от неё быстро отказываешься: всё-таки как раз вирусы эволюционируют в сторону большей вирулентности и паразитарности, а особо вредных муши практически и нету. Ну не играй с огнём, а если играешь - то понимай, чем это черевато, держи огнетушитель под рукой. Понятное дело, что большинство крестьян, конечно, не знают, что и где держать. И не играют по вполне логичной причине. Но всё же. Да, это я отвлеклась. Тем не менее, муши не вредные и не полезные. Или точнее - вредные и полезные одновременно. Как с ними поступать будешь.
Через это проявляется та самая вещь, которую я вынесла в эпиграф. Муши (равно как и сосны, олени и водопады) - не добро и не зло. Они вообще находятся вне таких понятий, как добро и зло. Они все - составные части законов Природы, каждый в общем-то живой и потому жить хочет, кушать, размножаться. Олень не плохой, если поднимает на рога неудачливого, неумелого охотника. И не хороший, давая себя убить и поесть вкусного мяса. И сосна не плохая, если придавит косорукого лесоруба. И не хорошая, если на костре из неё мы вышеупомянутого оленя вкусно поджарим. Муши тоже из той же оперы. И в водопаде можно утонуть, а можно напиться. Но посмотрите, как потрясающе красиво всё взаимосвязано, как всё сложно и одновременно просто!
Кстати, на эту тему очень интересный сюжет вышел в последнем фильме. До того в общем-то у нас одна за другой идут интересные и красивые истории про людей, а параллельно - про муши и людей как объекты живой природы, неотличимые от других животных. Разве что намёк на то, о чём я говорю был в истории с Танью, где она особо подружилась с Гинко потому, что в отличие от большинства мушиши он не поддаётся профессиональной деформации и видит проблему более полно, не пытаясь уничтожить всех муши подряд. Но в последнем фильме прозвучала ещё более интересная мысль: Люди слишком сильно привязаны друг к другу и вообще выработали свою собственную структуру, законы, существующие вне рамок законов Природы. Поэтому они и не могут быть больше Хозяевами гор, но и их связь с горами слабеет. И в первый момент не понимаешь - почему Гинко, который только что просил отпустить Каю именно потому, что люди теперь очень другие - теперь вдруг говорит, что нет, всё ещё будет. А через секунду понимаешь: да, будет. Люди стали особенными благодаря интеллекту. Но и благодаря интеллекту мы вообще способны понять, насколько горы (реки, моря, леса, поля, птички, зверюшки и так далее) прекрасны, насколько просты и сложны одновременно законы природы. И да. Люди снова научатся разговаривать с горами и становиться Хозяевами. Но по-другому, на уже другом уровне. И выгодно это будет всем. Хозяин, который не просто чувствует, что требуется в горе «починить», но понимает «как» и главное - «почему вообще это надо чинить» - это ли не замечательно.
А пока мы будем просто наслаждаться потрясающей красотой как людей, так и Природы, так и её законов. Иногда - больно обжигаясь на собственном непонимании, но всё равно - любить и ценить эту красоту! Спокойно, без надрыва, умно и тепло.