Citrus

Jan 26, 2019 18:00

Citrus



Жанр: сёдзе-ай, школьная жизнь
Выходил: январь - март 2018
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: “Цитрус”
12 серий
Оценка: 8 из 10

Думать о себе? Думать о любимой? Как минимум - быть честной!

У модницы и вертихвостки Юзу в жизни произошло Событие: мама раскачалась на второй брак, в результате чего - новый город, новая квартира, новая школа… «Ух, подружек заведу, романчик с красивым парнем закручу! И побоку, что большинство предметов в таком объёме мы не учили - для старшеклассницы главные уроки это социалка и мода. Молодость же!» - думает Юзу. И город классный. И квартира огромная. Но… облом. Новая школа - не просто строго девочковая, но и сама по себе очень строгая. Да ещё и председательница Совета Учащихся Школы - строгая и совершенно парадоксальная… ведьма. Будь Юзу поумнее - сразу же зацепилась бы сознанием за слово «парадоксальная». Ибо неожиданностей ей светит. Равно как и любви.

Я многократно признавалась и в своём «великоженском шовинизме» (нет, что среди женщин полно феерических и возмутительных дур - я не спорю, я о том, что всё-таки «в среднем» «девочки лучше»). И в не удивительной при таком мировоззрении бисексуальности. Поэтому сёдзе-ай я всячески одобряю и время от времени с удовольствием смотрю. Ну и вот.

Красивый сериал. Очень приятно нарисован. Опять же - не запредельные какие-то красоты, но не левой пяткой правой ноги. И без «творческих находок». Качественно и нейтрально. В том смысле, что основная картинка сериала не обладает какими-то ярко-выраженными гендерными характеристиками. Картинки в эндинге как раз - откровенно сёдзе-рисовка, то есть как рисуют именно для девочковой аудитории. Да и фонов тут преизрядное количество, хотя вроде бы всё происходит в ограниченном наборе мест. На самом деле - это очень здорово, когда даже в постоянной локации «дома» мы ни разу не видим один и тот же фон дважды. Даже обеденный стол сейчас нарисован с одного, а в следующий раз будет с другого ракурса. Ну, и поскольку анимэ про девочек и отчасти для них же, да и Юзу заявлена как модница - то с одёжками тоже полный порядок.

Конечно, я отнюдь не всегда разделяю вкусы героинь по поводу внешнего вида. Но и здесь - очень приятный нюанс: несколько раз я думала: «такое я на себя не надену» (или такой макияж не сделаю). Ещё больше раз: «нет, это явно не мой стиль». И пару раз чисто технически: «холодно же, надень капюшон, дура, для чего он у тебя, забудь на секунду о причёске!». Но ни разу - «Тьма, какая же фигня!» Стиль, именно что выдержанный стиль у всех героинь и героев. Не возвышенный (как раз с возвышенным стилем тут связаны именно шуточки юмора), а настоящий. Когда девушка в толстовке выглядит не хабалкой, а… девушкой в подходящей толстовке.

Сейю. И снова - моя беда и моё счастье. Понятное дело, что за десять-двадцать лет голос меняется. И те, которые влюбили меня в анимэ уже уходят, освобождая сцену новым талантам. Я прозвучу сейчас как просто классическая старуха, «раньше трава была мокрее и вода зеленее», но да - цепляющих за… уши сейю здесь нет. Меня цепляющих. На самом-то деле здесь опять же - очень солидный коллектив, не первый год работающие, «засветившиеся» во многих сериалах, более того, многих из тех, что я смотрела. Но... плохого сказать не могу, но и хорошего - тоже. Не цепляет. С другой стороны - в этом тоже есть резон. Это сериал не про каких-то потрясающих личностей, а про то, что творится в доме через дорогу. Не про оперных певиц и не про уникальных якабито. Как говорится: long story short. Сейю подобрались чётко для этого сериала. Грамотно. Какие надо. Но и не талантища - их тоже было не надо.

И та же ситуация с музыкой. Она есть, причём не только стандартные опенинги-эндинги. Но и фоновая. Красивая? Ну, вполне. Много? Ну, так, бывает. А, собственно говоря, мы - которые не напрочь меломаны и не те умом обиженные, которым интернетика в телефончике на инстаграммчик нет денюжек - много ли мы слушаем музыки? Точнее даже не так: насколько постоянно мы её слушаем? Или, может быть, два часа в день, когда ведём машину с работы \ на работу и ещё часик-другой иногда по настроению? Вот так и здесь: по настроению. Когда надо и хочется.

В общем, чисто технически - сериал ординарен, обычен, средненький. Но Я вижу в этом на самом деле немного больше. Он очень качественно, талантливо средненький. Как какой-нибудь супер-агент, который чтобы не светиться - везде умышленно выдаёт такой средненький результат. И, кстати, на том и прокалывается, потому что у обычных людей хоть один талантик да есть. Он говорит нам: вот это может быть в соседнем доме. И это прекрасно, потому что действительно - это может быть в соседнем доме. Но более того, то, о чём вся история - на самом деле воспринимается большинством людей как нечто совершенно не обычное. Или даже не нормальное.

Можно, конечно, обвинять меня в конспироложестве, но я всё-таки вижу в столь качественной и чёткой «обычности» глубокую и талантливую подводку. Что одобряю. Ну, хорошо, если вы со мной не согласны - считайте, что я выдаю желаемое за действительное.

Поговорим же теперь о сюжете. С ним тоже всё очень странно. Практически безусловным нареканием будет то, что это всё-таки не классическое сёдзе. Не в том смысле, что «всё анимэ должно быть сёдзе». В смысле что классическое сёдзе очень медленно разгоняется, потому что долго-долго рисует нам шурх кисточкой там, шурх здесь - всю картину с её потрясающим обилием красок и оттенков. И до того, как мы увидим хотя бы часть этой картины - проходит не одна серия. «Цитрус» - принципиально другой стиль. Но здесь тот же расклад: первые три-четыре серии у нас возникает диссонанс. «Ну и?!» Вроде бы всё вертится-крутится, а какая-то непонятная ерунда. В смысле - непонятно зачем. Получается разрыв шаблона: не классическое сёдзе (да и вообще не очень-то сёдзе, наверное), а такой медленный стартэ.

Вторая беда - это то, за что так много людей не любят «школьную романтику». Главные герои откровенно тупят, не видят, что происходит, не складывают два плюс два и совершенно по-идиотски стесняются, загоняя себя в полный тупик. Наверное, если ты хочешь видеть в книгах, фильмах, анимэ - какое-то знамя, какое-то «вот таким надо быть» - то это беда. Такими быть не надо. Но я в этом вижу более глубокую суть.

Расскажу очень старую историю. В последнем классе школы я влюбилась в одну девушку на год младше. Она считалась не красивой, меня подкалывали по всем возможным параметрам… И, между прочим не преуспели никак - я её до сих пор люблю, хотя наши дорожки разошлись уже десятки лет тому назад. Но, я к чему? Как-то раз мне жутко хотелось её обнять на прощание перед её квартирой (городская девочка была). Но я не могла сказать: «Можно я тебя обниму?». Нет, я навернула какую-то бешеную нелепицу про медленные танцы… До сих пор краснею ушами - какая же феерическая дура я была! В этом сериале всё так же. Я, взрослая и в данном случае вообще тётка (хотя всё равно и люди, и компьютерные системы, и я сама - списываем мне минимум десять лет возраста) - буквально годы назад научилась великому искусству говорить то, что думаешь. Конечно, думать, что говоришь - тоже надо.

Я о другом. Многие не любят школьные сериалы потому, что герои ведут себя глупо? Не совсем так. Это мы, в свои 25-35-45-55 лет понимаем: как же глупы мы были! Ведь это больно - видеть глупость. Особенно, если ты сожалеешь о чём-то подобном сам(а). Так вот здесь, в этом сериале - всё опять же дивно правльно. Я, с моим жизненным опытом регулярно бегаю по потолку, размахивая пистолетом и визжа: «Ты чо, зверёк тупайа?!!! Тут надо делать так, так и так!» И мгновенно плюхаюсь обратно в кресло. «А ты сама, красавица, была другой?» Нет, не была. Ну, конечно не совсем такой же, но настолько же тупайа - была. Это факт моей биографии. Это то, чего повторять явно не надо. Не надо такой быть. Но была? Была. Стыдно? Стыдно. Вот и помни! Вот и знай, что сама не без греха.

Собственно говоря, мне думается, что неприятие «школьных» сериалов имеет две причины. Первая и лучшая: люди, которые смотрят вперёд, которые через это прошли и перешли. Которые ищут новых путей. И это архиправильно. Но архиневерно. Время от времени надо видеть и свои ошибки. Тупо чтобы их не повторять. Этот сериал говорит нам: «Не забывай те грабли, на которые ты сама наступала!» Это очень здорово - не оглядываться назад. Это очень вредно есть себя поедом за совершённые когда-то выборы. Но на порядок хуже, чем отвергать память о том, где ошиблась.

Пафосно скажу: это вредный снобизм. Да, мы умнее. Но нельзя забывать на чём мы стали умнее.

Вторая причина - люди, которые смотрят назад. Которым стыдно за собственную глупость. И это тоже правильно: не надо быть вот такой дурой. Но и с другой стороны: ты уже была ею. Это факт твоей биографии. Ты не хочешь этого помнить, потому что тебе больно и стыдно? Ну так не будешь помнить, не будет больно и стыдно - вляпаешься туда же и так же. Это называется «не уметь учиться даже на своих ошибках».

Забавная тут получается ситуация. Вроде как я агитирую всех смотреть анимэшечки для подростков. Таки да, агитирую. Но не в том аспекте, что вы подумали. Это не ультимативная красота. Не руководство к действию. Это напоминание: и ты была такой, и ты смогла перешагнуть, и ты научилась. Мы не родились такими вот умными. Мы родились идиотами. Надо это помнить. А дальше - кто-то сумел стать умным, кто-то так и застрял в идиотизме. А кто-то застрял посередине, заявив, что «я - не я, и корова не моя». Нет, это ты. И корова. Не надо петь военных песен.

Я это к чему всю философию развожу? К вполне банальной мысли: «Цмтрус» меня чудовищно бесил просто с завидной регулярностью. Ну ангел забери, это же очевидно, а то и вообще прямым текстом сказано было, а ты как дура… О, я бесилась не раз, и не один круг по потолку намотала, размахивая всевыпиливающим машинганом свинца. Но ни разу не нажала на спусковой крючок. Именно потому, что я стала такой именно потому что и была такой дурой, и осознала, какой дурой была.

Снова отвлекусь на философию. В современной и очень маскулинной культура бытует концепция: признающий свою ошибку - признаёт свою слабость. На деле это ЛПП. Признать ошибку - это сила. А запомнить ее, не делать больше но и не упасть в самопогрызание - сила в экспоненте. Увы, большинство людей силит в концепции «а нас за что?» Вот за то, что вы не просто дураки, а за то, что не лечитесь. Не используете головной мозг. Мыслей точка нет.

Опять я ушла в какие-то горние дали, говоря о принципиально «здесь и сейчас» сериале.

Ведь чем он прекрасен? Именно там, что отточенно, идеально и даже ганиально банален. И при этом - удивительно неодинарен, потому что…. Из соседнего дома. Давление (именно как пресс) традиций. Проституция (да, именно!), и мегатонны разных всяких взаимоотношкнй. Вы будете смеяться, но я конечно не покажу вам этот сериал в соседних домах по своей улицеюю Но за секунды покажу - это Юзу, это Сара, это Нина, это Химемико… Все они совершенно реальны

Более того - подняты вопросы и куда более широкие. Социальные. Развод, второй брак, женатые на работе люди в трёх (я не ошиблась) вариантах, подлость, честность, карьеризм, бесчестие, враньё, самоотдача, проституция, интриги… Долбать мой лысый череп, сказала Маржан, причёсывая свои волосы до лопаток. Вы ждали такого? Нет.

Странное дело: вроде хотела рассказать о милых штучечках. А ударилась то в ругань, то в философию. Да и рассказывать - не знаю, что. Нет, конечно, я могу на визг изойти, что так омерзительно опозорили имя Мацури. Кстати, Ольгушка nihon81, вот, ничего так? Я не забыла, у яндере память долгая. Кое-кому не надо врать по интернету. Даже будучи женой нихонца (ты поймёшь, о чём я). Я могу сто раз болеть за всех. Но как это объяснить?

Одним из критериев хорошего сериала (фильма, книги тоже) является для меня чтобы я проплакалась. Вроде как - за душу зацепило, так я думала. А вот фигушки! С этого сериала я плакала два раза. Но оценила его очень сильно.

Конечно, все они хорошие. И даже временами знают, что любовь - это не просто понимание желаний любимой, а переход через свои. Лишь бы она была счастлива. И одновременно - не отказ от себя.

Сериал потрясающий именно потому, что показал волшебное превозмогание в любви? Или потому что откровенно про наши реалистичные реалии? Аллах с вами, дикие люди. Он совсем о другом.

Да, и я не забуду низачто, как меня гениально надули. Храм. Мост. Двое влюбленных говорят. Ах, какой бы символ был, если они в процессе разговора шли навстречу по мосту! Но нет!!! Это не штамповка, а реальная жизнь. Мечтать-то можно. Но это не картинка, а реальная жизнь. Которая совсем о другом.

В которой я присутствую замечательно. Тоже очень чёткое осознание себя: смотреть глазами. Ибо я понимаю, о чем сериал:

О том, что любовь - это не сиськи-письГЕ. И не «так надо». Она либо есть…. Либо она есть. И она - есть. Тяжёлая, ну так кто говорил, что будет легко? Настоящая любовь - это бесконечная работа, впахивание до одурения. И радость до одурения. А не заточенность на какой-то подвиг. Любовь - это не член в тебя, хотя это бывает здорово. И даже не ребёнка родить. Это совсем другое. Любить - это значит любить. В радости и горе. А палочка или дырочка - вопрос 169 уровня вторичности.

Ваша Танигучи Хвруми.

school, shoujo ai, きもち, anime

Previous post Next post
Up