Tari Tari
Жанр: повседневность, школьная жизнь, музыка
Выходил: июль - сентябрь 2012
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: наверное, «Тари-тари»
13 серий
Оценка: 8 из 10
Наверное и правда надо ввести такой жанр: “heart-warming”, то есть буквально «согревающий сердце».
Что может свести вместе таких разных людей? Миямото Конацу во время выступления школьного хора на конкурсе так переволновалась, что не смогла петь и теперь работает в хоре переворотчицей страниц при пианистке. Окита Сава - мечтает стать жокеем, но по меркам нихонских школ - слишком большая (т.е. тяжёлая). Саки Вакана рано потеряла мать-композиторшу и теперь боится одного слова «музыка». Танака Таичи - просто фанат бадминтона и собирается уйти в про-спорт. А «Вена», хотя вроде и нихонец, но 12 лет, практически всю сознательную жизнь, прожил в Австрии. Только-только вернулся и ничего о настоящих реалиях «родной» страны не знает. Будь мы каким-нибудь Федерико Феллини - можно было бы снять фильм про разбитые надежды, про неудачников, объединённых единством судьбы. А можно - добрый, немножко наивный, светлый и согревающий сердце сериал. Про объединившую их любовь к музыке и способность распахивать душу навстречу радости.
Разочаровавшись в недавнем сёдзе (что ужасно обидно, один из любимейших жанров в конце-концов), я решила поискать утешения в чём-нибудь таком… из другой серии. Какой-нибудь милоты про современную жизнь, без особых претензий. И желательно, с музыкой. А тут ещё и Ното-сама озвучивает одну из второстепенных, но таки много говорящих ролей. И знаете что? Совершенно удивительное дело: сериал не шедевральный, это верно. И действительно местами наивный, а некоторые моменты - просто уже такие детские штампы. Типа «плохой председатель совета попечителей школы, который хочет её закрыть прям щаз». И музыка вроде бы не особо такая, как я люблю, да и тоже вроде не шедевр. Но вот как-то начала я его смотреть - и вдруг вижу, что в жизни мне радостно, дома и на работе в иной день такие горы сворачиваю, на какие мне иногда и недели не хватает. И удачно сворачиваю, надо заметить! Ну буквально - как пример: на сегодня у меня запланировано было досмотреть сериал и попытаться заставить себя основательно сварить борщ. В результате - отлично погуляла, нашла в окрестностях прекрасный магазинчик продуктов, сварила борщ, вымыла кухню со всеми причиндалами, и зашила хаори (а там с метр швов набралось!). Да, и выспалась, и досмотрела сериал, и вот обзор пишу.
Но для начала о технике. Визуально - просто совершенно никаких нареканий. Очень симпатичная рисовка персонажей. Очень красивые и разнообразные фоны. Впрочем, с фонами вышло очень странно. Чаще всего, когда я смотрю анимэ, даже сюжетно безобразное, то есть такое, которое можно смотреть только за визуальные (или музыкальные) красоты - я быстренько замечаю, что мне нравится в картинке, но немедленно «забываю», что это нарисованное анимэ, я начинаю жить там внутри. Такая психологическая адаптация. Ну, вот например - надеваете вы жёлтые очки. И внезапно весь мир расцвечен как-то странно. А через пару минут глядишь - и все оттенки разбираешь по-прежнему. Мозг внёс поправку и всё как обычно… Пока очки обратно не снимешь и не удивишься свекольно-бурым лицам окружающих. Опять же на пару минут.
Бывает наоборот. Когда в сериале есть какие-то вставки, нарисованные в совершенно другом стиле. Тогда их, конечно, замечаешь, оцениваешь отдельно. Но в целом - тут опять же играет роль смены, условно говоря, расцветки. Здесь же получилось загадочно: весь сериал нарисован единообразно. Прекрасные яркие краски, хорошие виды и всё такое. Но временами я, вроде бы давно уже «погрузившись», удивлялась: «ой! Это ведь всё нарисовано!» Вот вроде бы предыдущий фон и этот фон - вполне едины по стилю. А вдруг удивляешься от осознания нарисованности. Причём это не плохо. Никакого подтекста вроде «искуственно», «натянуто», «нереалистично», «не красиво», наконец. Всё очень даже хорошо. Но внезапные осознания почему-то случались несколько раз. Забавно.
Про музыку я уже тоже начала говорить. Музыка не шедевральная. По стилю - тоже вовсе не то, что я так уж люблю. Я бы сказала, такая очень классическая нихонская музыка для идору-групп. В меру мелодичная, вполне допускающая подтанцовку и хоровое пение небольшим составом… Но какая-то очень благодатная. Особенно если учесть, что я этот сериал скачала с английскими субтитрами, где переводчики не поленились приложить руку и к текстам песен. Что, в общем-то совершенно правильно: их действительно много и они действительно имеют прямое отношение к сюжету. И вот тексты - может быть тоже немножко наивные, а немножко и даже банальные. Но очень милые и хорошие.
И, конечно же, сейю. Здесь вообще-то много вполне популярных задействовано. Мало того, что Ното Мамико-сама. Так ещё и очень здорово сыграли Хаями Саори (которую я больше всего запомнила как Саки из
«Higashi no Eden» и Нино из
«Fukumenkei Noise»), а так же Такагаки Аяхи (запомнившаяся мне как Фельдт из «Даблнолика», Тамако из
«Серебряной ложки» и Дан Роана из
«Blade & Soul»). Вот как-то очень здорово они здесь сыграли своими фирменными обаятельными интонациями, манерой говорить. Слушать было… «загляденье» ведь не скажешь? «Заслушанье», получается.
Поговорим теперь о плохом в сюжете. Честно говоря, и об этом я почти всё уже сказала. Немножко режет глаз обилие штампов. Начиная с того, что вот действительно - взяли и набрали кучку неудачников. Точнее - неудачниками их назвать в общем-то нельзя. Это вполне нормальные и более-менее здравые люди. Неудачи их не преследуют. Просто каждый из них где-то крупно обломался и от того переживает. Заметим сразу, и это хорошо: переживать-то переживает, но живёт вполне полноценно. Это не постоянные какие-то там рыдания. А шрам на душе, заметно изменивший и даже где-то искалечивший им жизнь. Но всё равно, как-то сведение их в группу главгероев выглядит именно что не натурально.
Равно как и многие другие штампы. Ну заезженно это и опять же не натурально. Вот директор школы… Здесь надо сделать ремарку: в нихонской школе, даже если она муниципальная (а тем паче - частная) первую скрипку играет совет попечителей. Именно он является де-факто владельцем заведения, за которым остаются главные стратегические решения. Директор школы - это далеко не столь крупная фигура, как мы привыкли. Это наёмный управляющий. Точно так же, как управляющий поместьем может очень здорово осложнить или наоборот улучшить жизнь для крестьян и прислуги, но барин и его может выгнать, и поместье продать, и приказать вместо капусты сеять лён, а на месте скотного двора строить прядильную фабрику. Или, скажем, продать все табуны и начать на бывших пастбищах добывать нефть и перерабатывать её в бензин и прочие радости. Так вот, соответственно, директор в виде очень доброго и даже милого, но полнейшей тряпки (который, конечно, в самой последней серии вдруг вспомнит про своё человеческое достоинство и сделает что-то против нехорошего решения попечителей) - это ужасно заезженная пластинка для школьного сериала. В общем, много там подобных штучек и это печалит.
А временами - так и просто дурацкие косяки. К примеру, совершенно понятно, что к замдиректорше ученики обращаются как «госпожа замдиректор». Понятное дело, что для нихонцев обращение по имени (а не фамилии) - это показатель довольно близких отношений. То есть Гульнара Тазетдинова будет «Тазетдинова-сан», а если уж «Гульнара» - то значит, что она тебе минимум близкая подруга. Но что ученица не знает этого не употребляемого ею в общении имени - это уже черезчур. Так что Вакана должна точно знать, что замдиректоршу подруга зовёт Нао, потому что Наоко, а не, скажем, Наоми.
И ещё, конечно, сами герои подчас, особенно поначалу, вызывают раздражение, а то и какую-то неприязнь. И если Конацу просто бесит как «дура наивная, упёртая и гиперактивная», то на всю историю Ваканы смотреть просто больно. Хочется на неё нарычать и настучать по голове. Что вдвойне обидно, поскольку она мне из всех пятерых главгероев сразу же понравилась больше всех. Впрочем, Сава тоже хороша. И «хороша», впрочем не настолько уж бесит своим поведением и своими решениями.
Но чем дальше, тем больше все эти моменты отходят на второй план и практически теряются на фоне прекрасного. Да, конечно, все мои обзоры - это в первую очередь рассказ о субъективном восприятии. И я уже, наверное, задолбала читателей, говоря, что я, мол, плакса-вакса. Которая очень любит сентиментально всплакнуть от того, как красиво, по-доброму, трогательно что-нибудь разрешилось. Видимо, мне и правда от анимэ нужно иногда вот таких ощущений. А здесь их очень много. Можно сказать, каждая серия - это отдельная история. Да, они совершенно чётко связаны в единый сюжет, и происходившее раньше влияет на то, что происходит сейчас или потом. Но нет таких мучительных разрывов истории «что же дальше-то будет?», каждая серия - история какого-то небольшого (а то и большого) кризиса, возникшего прямо у нас на глазах. А может быть - наоборот, растущего из давних времён, набиравшего силу все предыдущие серии, но обозначившегося именно сейчас. И рассказанная до точки, до разрешения этого кризиса. Даже если кризис прорвался у нескольких героев одновременно - то одна серия будет посвящена одному герою, а про другого просто будет понятно: там тоже какая-то беда происходит, но пока что он или она на заднем плане. Это очень приятно, я не люблю такие вот оборванные сюжеты. Так вот, я это всё к тому, что в каждой серии какой-то кризис разрешается - и разрешается именно так, как я люблю: красиво, по-доброму, правильно и даже трогательно. В общем, каждый эндинг у яки глаза на мокром месте. С улыбкой и мыслью: да, так и надо! Даже когда (в паре случаев) как этот кризис разрешится и даже как они к этому разрешению придут - понятно с первых слов описания в чём же дело.
А ещё удивительно, хотя мы вроде бы ничего такого и не ожидаем, но в сериале есть очень правильные мысли, точнее даже - оттенки. Ведь мы привыкли, что в анимэ-сериале если что-то не получается, то главная идея в том, что надо гамбаримасить, не сдаваться - и всё получится. Здесь всё далеко не всегда так просто. Та же Сава в некоторый момент даже размышляет: «так разве «отступить» не означает «сдаться?» Нет, не всегда. А уж история с Ваканой, пытающейся написать песню - это вообще неземная красота. Ведь казалось бы, что ей должна сказать замдиректорша? Гамбаримасить и гамбаримасить! И по закону жанра вроде положено, и с характером замдиректорши сочетается вроде бы идеально. Но нет же! Всё намного сложнее. И написание песен, и замдиректорша, я давно подозревала - отнюдь не та холодная затянутая «в футляр» сука, какой вроде кажется. Нет, для того, чтобы творить - гамбаримасить мало. Ничего у тебя не получится интересного, если всё творчество твоё - это рутинная, формальная работа. Как ты ни старайся. Надо ещё что-то чувствовать. Что-то хотеть сказать. Рассказать, как ты радуешься, как ты грустишь или ещё что-то. На самом деле, это относится к любому творчеству. Даже абсолютно техническое решение не менее технической проблемы выглядит именно так. Ну, за исключением варианта, когда у тебя есть готовая шпаргалка, как эта проблема решается. Тогда можно и без желания решить. А вот когда проблема есть, а решение надо именно найти - ничего не получится без желания, чтобы оно заработало и всем было счастье (я абсолютно серьёзно, не только тебе завершить работу и пойти, наконец, вдарить по пивку, но и чтобы другие порадовались тому, что оно заработало и они могут чем-то порадоваться). В общем - красота неимоверная.
Или вот другой сюжет с Савой меня очень зацепил, но это ещё и личное. Знакомы мне, вот прямо как родные - отношения как у неё в семье. Точнее - между ней и отцом. (Надо отметить, что и здесь героиня Ното-сама как почти всегда - дурашлива, но при этом очень мудра, понимает всех и помогает им, стараясь, конечно, и своего не упустить). И вот этот расклад с отцом меня просто в дикий восторг приводит. Хотя иногда и заставляет устыдиться, поскольку в поведении отца я вижу себя почти как в зеркале. Правда очки я почти не ношу и я не каннуси. Да, поначалу мы воспринимаем его как сухого и недоброго человека. Напрочь запихнутого в рамки «так надо», «надо быть приличным человеком» и всё такое. А потом вдруг начинает раскрываться интересное. Оказывается, он вообще против мечтаний дочери (каков гад, а?)… Потом - вдруг, что он говорит, мол её мечтания это ерунда потому, что это… ерунда. То есть не в том, конечно, смысле, что плохие мечтания. А в том, что есть целая пачка обстоятельств, по которым эти мечты очень слабо связаны с реальностью. И когда он говорит, мол не делай этого, это не дело, у тебя не выйдет - он, оказывается, совершенно прав. Он чётко и совершенно точно видит, где и какие проблемы в реализации дочкой её мечты. Но что самое главное - оказывается, что на самом деле он в дочку обалденно верит. И очень даже много делает, чтобы эти, вполне объективные проблемы как-то преодолеть или обойти!
Отдельным бальзамом на мою душу: Сава понимает вот этот последний момент по чистой случайности. А человек, с которым у меня сложились подобные отношения - понял это сам. Почему бальзам? Да потому, что это значит, что тот человек - умнее чем (весьма неглупая) Сава, случайности не понадобилось. А я вообще считаю, что все люди хорошие, а уж этот человек - вообще самый замечательный! Ну, и, конечно, не хочу, чтобы меня считали прямо уж приземлённой и обламывающей крылья мечте занудой.
И вообще, как-то очень здорово тут подан лейтмотив, что жить нужно в радость. Здорово тем, что когда нам говорят такое, обычно это скатывается в одну из крайностей. Или же жизнь в радость превращается в постулат «что хочу, то ворочу», или же наоборот - «жри, что дадут и радуйся… ну, тому, что ты вообще ешь, а между прочим, в Африке негры голодают, а в Америке их даже вешают». Нет, здесь показана очень красивая и тонкая мысль: надо хотеть, надо мечтать, надо добиваться исполнения мечты. Но в первую очередь - надо жить с открытым сердцем. Радоваться, грустить, мечтать, дружить практически с душой нараспашку. И тогда ты сам удивишься, сколько радости в жизни на самом деле есть (и будешь получать и те самые маленькие радости, которые при второй крайности превращаются в «довольствуйся малым и не чирикай»). И как много проблем на пути к большой мечте решаются. Не без труда, а то как же. Про реальность тоже не надо забывать, в первую крайность тоже бросаться нельзя. Какая-то, не побоюсь высокопарного и косноязычного определения: гармония открытого сердца.
Кстати, одна песня ещё один замечательный лейтмотив подчёркивает. Впрочем, не только она, это действительно лейтмотив, идущий через весь сериал: в жизни-то всякое бывает. И победы, и поражения. И смех, и злость. Как слёзы радости, так и слёзы печали. Но это всё прекрасно, если у тебя есть сердце. Радости приумножатся, боль уйдёт и превратится в светлую грусть. Если у тебя есть сердце и ты открываешь его миру, а не заковываешь в адамантиум. Это совершенно правильно, это прекрасно. И, Тьма Всемогущая, как же часто мы в рутине наших дней про это забываем!
Между прочим, это одна из причин, почему сериалы про «школьные годы чудесны» так популярны среди действительно взрослых людей. А расскажи такое собственно школьнику - он только пальцем у виска покрутит. (Нет, если это, скажем, сёдзе про школьную любовь - то тут другая тема, тут не «школьные годы», а «любовь»). Дело в том, что для школьника - школа это тонны рутины. Уроки, конфликты с одноклассниками и родителями и прочая хрень, слегка разбавленная чем-то хорошим. Да хоть бы и той самой любовью. А взрослые, даже если они и не помнят про то, что не надо сердце в броню заковывать - идеальной брони-то не существует. И как ни заковывай - сердце всё равно где-то как-то капельку будет приоткрыто. И медленно, даже может быть очень-очень медленно - будет превращать боль в светлую грусть, а тоскливые воспоминания о тоскливой рутине - загонять далеко-далеко на задний план. Конечно, они никуда не денутся. И в минуты особо напряжённой тягучаей гадости в жизни - женщине запросто приснится сон «снова в школе», именно той самой - рутинной и неприятной. А мужчине - либо «снова в школе», а то и «снова в армии», если он родился в 60-90х годах прошлого века в СССР и пост-СССР. Но в норме, когда у нас всё не так уж плохо - глядя на школьников, мы вспоминаем именно это, хорошее. Отсутствие теперешних забот. Первую любовь, первых друзей, какие-то весёлые хулиганства и шалости… Да и школьные концерты тоже с такой теплотой! (Ах, я вспоминаю, как представила себе концерт на выпускном вечере в сенпаевском лицее, как там товарищи делали такой себе К-Он, но потяжелее. И на концерт их фронтмен вышел полуголый, с гитарой, ремень которой покрыт пулемётной лентой, и глядя на благообразно сидящих в первом ряду учителей запел известную песню EST «Пройдёт немного время…»! Хулиганьё, какое очаровательное хулиганьё!)
Так что, если чувствуете, что рутина заедает - посмотрите этот сериал. Вспомните, что люди на самом деле хорошие. Что в жизни столько всего интересного и прекрасного. Главное - не забывать открыть миру сердце. Дать ему войти.