Tamayura: More Aggressive

Apr 23, 2014 00:41

たまゆら ~もあぐれっしぶ~


Жанр: школьная жизнь, слайс
Выходил: июнь - сентябрь 2013
Английское название: Tamayura: More Aggressive
Русское название: "Тамаюра: ещё решительней!"
12 серий
Оценка: 10 из 10

Дело "Арии" живёт и побеждает!

Через два года после выхода первого полноформатного сезона "Тамаюры" нас, наконец-то осчастливили вторым. А ещё через год - я его посмотрела. В сущности, ничего не изменилось: всё та же Саватари Фуу, неразлучная с фотокамерой, те же подружки и взрослые друзья... И главное - то же самое светлое, душевное тепло в каждом кадре. Абсолютно достойный продолжатель серии. Более никаких рекомендаций не требуется.

На самом деле, если присмотреться, то кое-какие моменты всё-таки можно отметить. Что-то - просто повторить. Я вот не устаю повторять, что "Тамаюра" - это такая "Ария". Но "Ария", которая мне нравится чуть ли не больше, потому что хотя эти сериалы по духу и по воздействию - полные близняшки, но... Но здесь нет ни капельки мистики или фантастики. И по-моему, это - очень хорошо. При всей своей прелести и свете - фантастика и мистика немного мешали восприятию "Арии". Не как сериалу как таковому, а мешали воспринимать "мессадж". Потому что мы автоматически, неосознанно даже вносили такую поправку в собственных головах: "Это обалденно, красиво, здорово. Но это же фантастика, сказка, небывальщина... Ну, в любом случае - прекрасное далёко".

"Тамаюра" же в этом смысле - полный антагонист. Она рафинированно, подчёркнуто реалистична. Здесь не просто действия происходят в наше время, не просто в некрупном нихонском городке с обычными нихонцами. Да, именно нихонцами: слайс как жанр очень часто фиксируется не просто на группе главных героев, но и просто "выносит за скобки" почти всех сверстников и тем более - людей другого возраста. Но здесь это не так, помимо главных героинь в сериале активно действует и заметное количество взрослых (которых, например, в "К-Он" вообще не было за исключением Савы-тян-сенсэй). Но и этого мало. В своём стремлении убедить нас, что всё, что мы видим на экране, происходит "здесь и сейчас" - создатели сериала даже пошли на рискованный шаг. Они не убоялись обвинения в "product placement" и сделали всё окружение подчёркнуто-реальным. Все три фотокамеры, все автомобили, мотоциклы, ОС на компьютерах - абсолютно реальны и выступают под своими настоящими именами и моделями. Rolley S35 не превращается в какой-нибудь Bolley C25, Pentax в Rentax, а Nikon в Hikkon. Конечно, когда у тебя на экране какая-нибудь "Кока-кола" каждые три минуты - это раздражает. Но вот видеть реально существующие вещи - ровно тогда, когда им по сюжету следует мелькнуть в кадре - меня очень радует.

И здесь можно отметить ещё один момент, который и реалистичности способствует, и вообще очень хорош. В сущности, по идее - это один из множества сериалов класса cute girls doing cute things. Сериалов, которые должны регулярно вызывать сентиментальные слёзы, желательно в варианте слёз умиления. И даже, вроде бы всё с этим в порядке. Ну, натурально, у меня и правда глаза были на мокром месте регулярно, подчас даже слёзы ощутимо по щекам текли - и всё это с улыбкой. Что на самом деле очень здорово для меня. Ну, я и не скрываю, что я действительно очень сентиментальна. divov вот говорит, что сентиментальность - обратная сторона, штатный "спутник" жестокости. Не знаю, возможно он и прав, я на многое способна и многое даже делала. Но какая разница? Оборотная сторона, не оборотная - сентиментальность мою никуда не денешь, да и стесняться её не вижу ни смысла, ни причины. Да, так вот о сентиментальном. Оно тут, на самом деле тоже очень интересное. Штука в том, что хотя многие подобные моменты несколько идеализированы, но тем не менее - немного более глубоки и даже интересны, чем можно было бы ожидать. Интересны в том числе и как отражение некоторых аспектов культуры, психологии и вообще современных реалий. Например, в этом сериале очень мощно отражено трепетное отношение нихонцев к воспоминаниям. Да, у русских, скажем, тоже был такой Островский, которы говорил про бесцельно прожитые годы. И в разговорном языке часто проскальзывают фразы типа "будет чего вспомнить". Но это не одно и то же. Небесцельно прожитые годы - это результат сознательной деятельности ради настоящего или будущего, направленного на некоторый эффект. А удовлетворённое воспоминание об этом - вещь вторичная. Закономерный результат усилий, направленных на совершенно третье. А которое "будет что вспомнить" - это вообще практически не осознанная деятельность. Это, извиняюсь, "мы нашли приключений на собственную голову". У нихонцев же парадигма совершенно другая. Они целенаправленно "делают воспоминания". Фактически, ставят создание воспоминания целью некоей деятельности.

Интересно, что из этого феномена, из этого отношения к воспоминаниям вырастает и тот полу-анекдотический образ нихонского туриста, обвешанного камерами. Он - да, он делает воспоминания. Он бабахает своей камерой на всё что ни попадя, порождая совершенно безыскусные фотографии. Потому что ему не важно "золотое сечение". Ему не важна композиция вообще. Ему наплевать, что подобных снимков - три миллиона в интернете и ещё тридцать - в оффлайне. Потому что он видит цель, предназначение этой фотографии совершенно в другом. Она должна вызывать воспоминание, будить некое пережитое чувство. Видите, мы уже перешли к основной "наблюдаемой" теме сериала: фотографии.

Собственно, этот конфликт парадигм в этом сериале поднят открытым текстом. Один человек делает красивые, продуманные фотографии. Другие (трое примерно) ставят во главу угла чувства. Один - хочет, чтобы фотография взывала к чувству прекрасного, а другие - просто передавали чувства фотографа. И не важно, что у них перманентная центральная композиция. Важно - какие лица у людей. При этом (что особенно прекрасно!) - не постулируется, что тот или иной подход - правильный. Конечно же, обе "конфликтующие" стороны понимают, что важны оба этих аспекта. И что дополнительно подчёркивает это понимание - это работа художников.

Работа же художников здесь просто шикарна. И опять довольно оригинальна. Сериал не блещет глубиной и тщанием прорисовки. Или, скажем, высокохудожественностью пейзажей. Или мощными, экспрессивными кадрами. Но это сериал про фотографов. И все фотографии нарисованы именно так, как они должны быть. Они таки действительно передают настрой, целую гамму эмоций. Или наоборот - радуют действительно красивой композицией. Они... вот натурально фотографии. Настоящие. И даже те, которые по всем статьям вроде бы должны, обязаны быть из тех самых трёх и тридцати миллионов - настоящие. Уникальные. Передающие ровно то, что и хотел фотограф.

Кстати, есть и сюжетные моменты чисто фотографические. Помните, как я в "Кими ни Тодоке" восхищалась с эпизодом с мини-юбкой в шкафу, да и потом не раз говорила про мелкие, не обязательные в сущности для сюжета кадрики (преимущественно в дамских сериалах), которые в секунды передают огромный поток эмоций и рассказывают целую историю? Здесь тоже есть такие потрясающие моменты. Чего стоит лишь эпизод, как на новогоднем праздненстве Канаэ-тян закрывает объектив крышкой! У-у-у, это момент феерической силы просто. Ещё ничего не сказано, а уже всё понятно, и ворох эмоций, и глаза... Ну да, опять на мокром месте.

Конечно, не без огрехов сериал. И нецелевое использование англицизмов мне откровенно резало слух подчас (особенно с учётом, что я-то как-раз английский знаю хорошо, уж получше героинь, по крайней мере). И с моэ подчас они перебарщивали, всё-таки, какая бы та же Канаэ-тян стеснительная ни была, но её перманентное "демо-демо, дакара-дакара..." временами были просто перебором, а временами - откровенно излишними. То есть можно было бы и на чём-то другом сфокусироваться. Но не знаю. Может быть каким-нибудь взрослым отакнутым мужикам это было и "в жилу", какое-нибудь эдакое "обнять и плакать" стимулировало. Меня лично несколько... нет, не скажу, что "напрягало", всё-таки на таком фоне эйфории, который у меня был весь сериал - это терялось. Но какой-то осадочек, ощущение излишнести и чего-то не самого приятного всё же остался.

Но... Я не даром сказала про эйфорию. Всё-таки удивительно красивый, светлый, добрый и плавный, даже в чём-то "пушистый" сериал. В первую очередь - именно эмоционально, общим ощущением. И действительно не просто успокаивает, а даёт заряд - даже не бодрости. Внутреннего света. А это дорогого стоит. Посему - всецело рекомендую.

school, slice, きもち, anime

Previous post Next post
Up