Бельгия 2013 (первая часть музейного турне)

Oct 17, 2013 17:31


В этом отчете я делюсь впечатлениями от "музейной" поездки по Бельгии и Голландии с Марой и ее родителями. Часто здесь встречаются мои размышления по поводу увиденных картин, это мои собственные переживания на абсолютную объективность не претендующие. Текст я разделил на разделы и параграфы - чтобы не приходилось читать все. Например, очень много здесь про гостиницы или про аренду автомобиля - вряд ли это будет интересно всем, и такие параграфы легко можно пропустить. В отчете избранные фотографии, а полный альбом здесь: http://flic.kr/s/aHsjJ7vQ5f

Предыстория

Художники Георгий Уваров и Мара Даугавиете - родители Мары (моей супруги), давно мечтали увидеть музеи Амстердама, Антверпена и Брюсселя. Побывать на родине знаменитых художников, всегда приносящих им вдохновение - Рембрандта, Брейгеля и Ван Гога. Но специальных туров для художников турагентства не предлагают. Поэтому, мы с Марой разработали самостоятельный маршрут и сопроводили родителей в это интересное и для нас самих путешествие. Основным содержанием поездки были многочисленные художественные музеи, но, конечно, и города, сами по себе, представляли большой интерес.

Подготовка к путешествию

Перелет и аренда автомобиля: Лететь предполагалось из Риги, очень дешевой европейской авиакомпанией Ryanair. Перелет до Дюссельдорфа на четверых обошелся примерно в 9000 рублей - и это довольно дорого для данного перевозчика. Дюссельдорф тут оказался замешан потому, что это ближайший аэропорт от Нидерландов и Бельгии, куда были на эти сроки рейсы Ryanair`а. Идея взять в прокат машину подтвердилась после того, как выяснилось, что билеты на поезд на четверых из Дюссельдорфского аэропорта до Брюсселя стоит в несколько раз дороже одного дня аренды. Однако, на стадии бронирования машины я испытал много волнительных моментов, ведь я никогда ранее не брал машину в прокат. Особенно неприятным было то, что прокатная компания должна была удержать на карточке некую сумму депозита, а размер этого депозита нигде не указывался. На форумах из отзывов путешественников получалось, что депозит может быть от 0 до 2000 евро!!! А вдруг в моем случае потребуют 2000 евро?! Ведь вся поездка столько не стоила! Конечно, эти деньги потом должны вернуть (если с машиной ничего не произойдет), но все равно, трудно было предоставить такую сумму даже на время. В общем, я переживал. Но все прошло благополучно. Я так и не понял - был ли удержан хоть какой-нибудь депозит… Той машины, которую я бронировал не было, и дали другую - марки «Вольво» с разными электронными наворотами и экономичным двигателем, который работает только когда машина едет, а когда останавливается - двигатель останавливается тоже (глохнет), экономя горючее даже на светофорах. Получить машину оказалось очень легко - у стойки в аэропорте все быстро оформили, затем мы прошли на близлежащую парковку и сели в машину. Но тут начались сложности. Оказалось, что я не знаю - как завести двигатель! Ключа, в обычном понимании нет. Заводится машина кнопкой. Но у меня она не заводилась. Понадобилось 15 минут исследований, чтобы понять, что на кнопку нужно нажать, одновременно удерживая педаль сцепления. Было, кстати, описание машины, но на немецком языке. Попутно выяснилось, что в моем навигаторе - телефоне нет карт нужных стран (хотя я думал, что загрузил туда весь мир). Поэтому, сначала была попытка ехать по указателям. Попытка успехом не увенчалась, зато привела к тому, что мы довольно долго ездили по Германии и посещали небольшие немецкие городки. В какой-то момент я понял, что до Брюсселя мы так к ночи не доедем, отрыл чемодан, в котором был второй навигатор, достал компьютер, на котором были соответствующие карты, загрузил эти карты в навигатор, и тут уж мы поехали в сторону Брюсселя. Заодно, я успел хорошо освоиться с машиной.

С арендованной машиной в аэропорте Дюссельдорфа:



Брюссельская гостиница: Ехали часа два с половиной. В Брюссель приехали очень поздно. Гостиница большая, многоэтажная, называется Astrid. На ресэпшен девушка сказала - подождите 5 минут, потом еще несколько раз сказала то же самое - и так мы прождали полчаса, когда, наконец, смогли заселиться в номера и поставить машину в гараж. Гараж при гостинице платный и ужасно неудобный - чтобы заехать в него, нужно проявить чудеса маневренности. Вообще, мы поняли, что всегда лучше маленькие частные гостиницы, чем большие, многоэтажные. На следующий день у нас были запланированы города Гент и Брюгге.

Гент



Гентский алтарь: Этот город интересовал нас, прежде всего потому, что в нем находится знаменитый Гентский алтарь работы художника Яна ван Ейка. В центральной части алтаря изображено поклонение Агнцу. Под Агнцем, конечно, подразумевается Христос. Ему поклоняются ветхозаветные праведники, новозаветные святые и верующие. Алтарь этот находится в соборе святого Бавона. Алтарь, очень красив - в потрясающих зелёных легких тонах, но на меня произвел не такое впечатления, какого, я, может быть, ожидал. Фотографировать алтарь запрещено, поэтому, взял фотографию из интернета (качество, конечно, не очень, но общее представление можно получить):


Марины родители в соборе свят. Бавона:




В соборе свят. Бавона:



Впечатления от Гента: В Генте есть еще несколько других соборов, в некоторые из них мы зашли и провели там сравнительно много времени, потому что Георгий Тихонович (Марин папа) впервые был в европейских базиликах, и, как художнику, ему было все это интересно. Тем более что кое-где попадались интересные скульптуры.

Церковь святого Николая в Генте:



Необычно - распятие лежит на полу



Современный витраж



Отчасти впечатление испортила своеобразная пивная телега - велосипед, на которой разъезжает «голубой цвет» Гентской молодежи. Своими костюмами и криками они всячески привлекают внимание туристов и местных жителей (последние, кажется, глядят на них с умилением и неподдельной гордостью за свою нацию). Несмотря на это, Гент очень красивый город со средневековой архитектурой. К сожалению, у нас было мало времени на этот город.





Церковь святого Михаила





Когда-то Гент был столицей Фландрии, а еще раньше столицей был Брюгге.

Брюгге

Брюгге довольно большой город и очень красивый. Средневековый, с каналами и большим портом.

Собачники в Брюгге



Улица Брюгге>



Музей Госпиталя: В Брюгге мы, прежде всего, посетили Музей Госпиталя и Ханса Мемлинга. В средние века в этом здании был госпиталь, основанный в 12 веке. Сейчас там музей, в котором выставлены экспонаты, относящиеся непосредственно к госпиталю (например, врачебные инструменты) и произведения искусства - картины, алтари и скульптуры знаменитых фламандцев, в первую очередь, Ханса Мемлинга.

Носилки (средневековые) для переноса больных:



Картина, на которой изображен госпиталь



Христос у Марфы и Марии, Музей госпиталя



Работа Ханса Мемлинга, Богородица дает яблоко Христу - плод познания добра и зла:

Апостолы (Успение)



Удивительно трогательная скульптура Христа



Триптих Ханса Мемлинга:





Ресторан: В Брюгге все едят. Недаром кто-то сказал, что «Брюгге - это брюхо Фландрии». Нам тоже очень захотелось есть. В ресторане пришлось оставить не только изрядную сумму денег, но и потратить столько времени на ожидание блюд, что мы чуть не опоздали в музей, ради которого, собственно, и приехали в этот город. Зато мы попробовали местное блюдо - вареные мидии в большой кастрюле (Moules).



Гронинг музей: Но и в музей, который называется «Гронинг», мы все-таки успели. Одного часа оказалось достаточно, чтобы все посмотреть. Экспозиция не очень большая, зато содержит много шедевров Мемлинга, Ван Ейка, Ван дер Вейдена, есть и «Страшный суд» И.Босха. Лично мне очень понравился здесь Ван Ейк, в живописи которого, в отличие от Мемлинга, как мне кажется, больше силы, экспрессии.

Прогулка по Брюгге, базилика Святой Крови: После этого все музеи и соборы закрылись, и мы стали гулять по городу. Совершили огромный пеший маршрут с посещением монастыря Бегинаж - очень тихого, красивого места (монастырь, кстати, действующий) и местного «блошиного рынка», на который мы вышли случайно. Затем сделали большой крюк по Брюггским улочкам и пришли на площадь, на которой находится Базилика Святой Крови. В эту базилику мы очень хотели попасть, но она закрылась в пять часов - когда еще мы были в музее. В базилике находится сосуд с Кровью Спасителя, которую отерли, когда снимали Его со Креста. Эта святыня почитается не только католиками, но и православными. Когда мы с Марой были в Бельгии два года назад, мы прикладывались к сосуду с Кровью, а в этот раз, к сожалению, не получилось.

Базилика Святой Крови





"Толкучка" в Брюгге, здесь были сделаны и кое-какие покупки по дешевке:



Улицы Брюгге


Площади и каналы Брюгге: Затем мы вышли на площадь Яна ван Ейка, названную так в честь художника. Здесь ему поставлен памятник, правда, Марин папа сказал, что Ван Ейк был совсем другой (не только при осмотре памятника спереди, но и сзади). Рядом площадь Ханса Мемлинга - памятник, по словам Мариного папы, - более-менее «похож». Затем мы вышли в очень красивые места с каналами, по берегам которых вернулись к подземной стоянке, где стояла наша машина.

Памятник художнику Ван Ейку:













Отзыв о Брюссельской гостинице: Вечером в Брюссельской гостинице снова были неприятности. Нужно было кое-что выяснить и для этого пришлось общаться с девушкой на ресэпшн, которой поручили заниматься нами потому, что она «говорит по-русски». Но кроме фраз: «завтра», «нет проблем» и «говорите по-русски - я не хочу, чтобы он (её босс) слышал» она ничего сказать не могла. По результатам общения явно было, что она пьяна.

Брюссель

Дорога к музейному холму: На следующий день утром лил сильный дождь. Мы попробовали пешком дойти до «музейного холма», но промокли почти сразу, как вышли на улицу - зонты не спасали. Пришлось ехать на машине и пользоваться подземной стоянкой в центре. Мара так спешила в музеи, что при попытке выйти со стоянки, стала дергать дверь аварийного выхода и включила сигнализацию, вой которой огласил подземелье парковки. Никто, однако, не прибежал.

Музей Магритта: «Королевские музеи изящных искусств» включают несколько музеев. Сначала мы посмотрели «музей Магритта» - сюрреалиста. Мне было интересно пытаться разгадывать, какой смысл он заложил в каждый из сюжетов. Некоторые символы повторяются во многих картинах. Иногда у него очень неожиданные противопоставления и сопоставления. Вообще, Магритт, на мой взгляд, совсем не такой мерзкий, как Сальвадор Дали.

Музей старых мастеров, картина П.Брейгеля «Падение Икара»: Там же «Музей старых мастеров». Он особенно впечатляет. Здесь и прекрасный И. Босх и величайший П. Брейгель! В том числе, одна из моих любимых его работ - «Падение Икара». На картине изображена жизнь - пашущий земледелец, пастух с овцами, рыбак, закидывающий уду, корабельщики на судне, и совсем маленький, в углу картины, падающий в воду Икар, которого как бы и не замечают остальные действующие лица картины. И видны-то от Икара одни только ноги. Толкования могут быть разные, но у меня всегда было только одно - гордостный поступок Икара закончился для него трагедией. При этом мир даже не заметил его поступка. Все остальные на картине заняты делом - и в этих делах представлена красота мира и жизни. Особенно значительной фигурой здесь выглядит землепашец. Однако, у Мариного папы несколько иное толкование. Он считает, что землепашец символизирует «поступательное развитие истории», а Икар «взрывное». И что Икара не замечают также, как не замечают и Христа на многих картинах Брейгеля. А мне кажется, что это совсем разные «незамечания», потому, что хотя Христа и не замечают, но Он, все-таки, является смысловым центром картины, а Икар никак не является таким центром, да и видны от него одни ноги.

Босх. Искушения свят. Антония:



Фрагмент:



П. Брейгель, Падение Икара






Картина П.Брейгеля «Перепись в Вифлееме»: Также здесь замечательная «Перепись в Вифлееме».  Вифлеем изображен зимним, по сути, Брейгель  изобразил свою родную Фландрию. Есть тут и копия этой работы, сделанная сыном - Питером Брейгелем II. При ближайшем рассмотрении видно, что копии уступают оригиналу, прежде всего, в прописанности мелких деталей, например, лиц. Сколько же нужно было кропотливости и труда, чтобы выписывать так подробно и с таким мастерством столь мельчайшие «портреты» раз даже скопировать это невозможно!



Мы рассчитывали на импрессионистов в «Музее современного искусства», который находится в том же здании, но он был закрыт на ремонт.

Музей музыкальных инструментов: Рядом с «музеями изящных искусств», в доме, построенном в стиле модерн архитектором В.Ортом, расположен «Музей музыкальных инструментов». Огромное количество инструментов представлено на нескольких этажах. С помощью устройства, которое выдают вместе с билетом, можно слушать музыку, в которой использованы те инструменты, перед которыми в данный момент стоишь. Мне, как духовику, очень интересны были все медные духовные, ведь их разновидностей гораздо больше, чем обычно используется. Интересны были названия, годы создания, а также, звучание того или иного не слишком распространенного инструмента. Этому интересу не помешало то, что в музее этом я однажды уже был.

Храм: Вечером мы пошли на Преображенскую службу в православный храм Святой Троицы. Благо идти было совсем недалеко - гостиница Astrid, при многих ее недостатках, находиться, однако, совсем рядом этим с храмом. Туда мы пошли на Преображенскую службу. А утром на службе мы уже пели с местным хором, которым я регентовал - в этот день у них не было своего регента, поэтому хор был очень рад нашей с Марой помощи.

Прогулка по Брюсселю: Вечерний Брюссель местами напоминал сюрреалистические сюжеты Магритта. Одна из главных достопримечательностей города - фонтан «Писающий мальчик» от которого туристы «писают кипятком». Скульптура мальчика очень маленькая, интересная только с точки зрения «раскрученности».

Фонтан "Писающий мальчик" и он же шоколадный:




Главная площадь Брюсселя (не верьте путеводителю - вовсе не "самая красивая в Европе"):







Брюссель - город Магритта (сюрреалиста):


















Брюссель, наша гостиница:



Вид из окна:



В номере:



На следующий день мы переехали в Антверпен.

Антверпен

Гостиница: Первое, что понравилось в городе - это гостиница - небольшая, в средневековом доме, в переулке, выходящем на главную площадь, прямо напротив кафедрального собора. Называется гостиница Postiljon - что означает «почтальон». В соответствии с названием, над дверями висит почтовый дилижанс с лошадью. Номера маленькие, но очень красивые, а из окна - собор и площадь. Один недостаток - весь вечер кто-то играл различные мелодии на башенных колоколах неподалеку, и всю ночь кричали гуляющие. И если в Брюгге все едят, то в Антверпене все пьют (по наблюдению Мариной мамы).

Номер в гостинице Антверпена:



Вид из окна в гостинице Антверпена



Вывеска с конями над входом в гостиницу:



Скульптура с зеркалом:



Кафедральный собор, выставка алтарей: В кафедральном соборе Антверпена сейчас проходит выставка алтарей из городского музея, который в данный момент закрыт на реконструкцию. Посетить выставку нам было совсем просто - ведь собор рядом с гостиницей. Выставлены там алтари П.Рубенса, К.Массейса и других именитых (и не очень) художников. Лично мне, даже больше, чем эти католические алтари, понравился сам собор. Заинтриговали необычные скульптуры, расположенные по северной стене, - одна из них, например, смотрится в зеркало, другая указывает пальцем на свой лоб, еще одна держит рыб - осталось непонятным, кто это такие. А на противоположной стене, рядом с входом в собор, полиптих художника уже 20 века, изображающий путь Христа на Страсти. Мне он показался очень трогательным. Интересно, что там изображен не только Симон Кириниянин, несущий Крест Христов, но и его дети - Александр и Руф, упоминаемые в Евангелии.  Дети изображены с нимбами потому, что впоследствии они стали святыми.



Кафедра с птицами:



Несение Креста с детьми Симона Кириянина:





Прогулка по Антверпену: В Антверпене большой порт, много маленьких улиц, а людей и туристов меньше, чем в Генте, Брюгге и Брюсселе. Много соборов, в некоторые мы зашли - порой их убранство, а особенно скульптуры, очень странные и, по-моему, даже иногда нелепые.

Антверпен:









Музеи, П.Брейгель: Следующий день был «музейным». Посетили «Золотой кабинет» и музей «Музей Майер ван ден Берг». Особенно понравился второй. Меня лично просто потрясла «Сумасшедшая Грета» П.Брейгеля! Я долго смотрел на эту картину, и думал - о совершенной композиции, о том, как передана бесстрашность и динамика Греты, как проработаны детали! Я, правда, не художник, но мне кажется, что я такие вещи чувствую - недаром ведь посещаю столько музеев! Впрочем, и Мара и ее родители (все профессиональные художники) только подтверждают подобные мои наблюдения насчет Брейгеля. Также в этом музее удивительно трогательные деревянные скульптуры. Ну а в «Золотом кабинете» особенно запомнилась необычная «Мадонна» в красно-синем цвете - художника 15-го века Жан Фуке. Выглядит очень авангардно, кажется, будто это 20-ый век, а не 15-й.

В Золотом кабинете, средневековый художник Жан Фуке:





Сумасшедшая Гретта. Брейгель (музей "Майер ван ден Берг"):

ь



В музее "Майер ван ден Берг":



Лир

Затем мы поехали в близлежащий город Лир на выставку «Страна Брейгеля». Питера Брейгеля старшего, правда, на выставке ни одной картины не оказалось, зато были копии, сделанные Питером Брейгелем младшим (или вторым). Лир город маленький, красивый. Из Лира мы отправились в соседнюю с Бельгией страну - в Нидерланды. Прежде всего, в Амстердам.

Церковь в Лире



Лир:





Полный фотоальбом здесь: http://flic.kr/s/aHsjJ7vQ5f

2013, Бельгия, путешествия

Previous post Next post
Up