Много слов об очень простом. Но иначе не получается.
Женщина иррациональна.
Банальная сентенция, скажете вы, затасканная до дыр. Да, затасканная. До пошловатых сексистских шуточек, до мелкого бытового и крупного государственного гендерного шовинизма, до тошнотворных ситкомов и великомудрых цитат великих людей в календарях для ширнармасс. И за всеми этими тысячелетними отложениями очень трудно увидеть ее изначальный смысл: женщина иррациональна. Действительно иррациональна. Иррациональна эпистемологически, если угодно. Экзистенциально.
Вульгарная интерпретация иррациональности, как неспособности к рациональному мышлению - лишь фиговый листок, защитная реакция перед неприятным фактом: женская иррациональность недоступна и неподвластна мужскому рацио. Фактом пугающим, внушающим ужас, потому что с этой точки зрения увидеть можно лишь хаос и ничего кроме хаоса.
Фон Триер в своем "Антихристе" чуть ли не прямым текстом говорит, что женщина и есть антихрист (сиречь хаос) и природа - храм его (вернее ее). Но Ларса все равно не поняли, приняв вопль страха и отчаянья за мизогинический манифест.
Можно попробовать понять женщину. Так, в числе π можно встретить любую заранее заданную последовательность чисел. Любой длинны. В том числе записанную в цифровом виде "Войну и мир". И второй том "Мертвых душ" тоже. При некотором везении глядя на женщину вы встретите что-то вам понятное и не на бесконечном отдалении. И чем проще запросы, кстати, тем больше шансов встретить подходящие паттерны. Но не стоит питать иллюзий - в следующей строчке вас может ждать абракадабра. Или на следующей странице. Или в эпилоге, там где стакан воды. Ошибка любящего мужчины в том, что увидев гармонию и красоту он решает что это и есть истинное положение вещей. Тем более что об этом ему говорит вся мировая культура. Да и сама женщина, собственно, не против.
Потому что она - тоже носитель этой культуры, ее часть, она втиснута в наш мужской мир принципиально не способный ее вместить. И там где мир не способен спрессовать, покалечить, задрапировать традиционными гендерными ролями, свести к анекдоту - эта иррациональность прорывает ткань этого мужского мира, оставляя на нем болезненные раны и гнойники вроде "мужского государства".
Но я, все же, о мужчине. Который может все же отважится заглянуть в эту бездну. И если ему хватит храбрости не отвести глаз, то бездна, возможно, посмотрит на него.
Бездна / Plonger
2017
режиссер: Мелани Лоран
Click to view
Фильм очень медленный, чтобы не сказать - затянутый. Даже для меня, любителя неспешного артхауса.
Фильм радикально не массовый, и даже не фестивальный. Скорее - индивидуальный.
Давно фильмы не производили такого впечатления.