Почему на ВАЗе делают отличные машины, а не гавно какое

Feb 06, 2009 17:28

Попалась отличная статья - интервью секретаря ВЛКСМ ВАЗа, побывавшего на заводе Форда.

Почему "Жигули" - лучшая в мире машина? Для себя я нашел ответ в этой статье. Потому, что

На ВАЗе технический рационализм вовсе не исключает эмоциональную раскрепощенность.

Вот еще несколько ключевых цитат:

В Детройте мы побывали на знаменитом заводе Форда - производство это довольно старое и грязноватое.
На заводе в Детройте мы не видели отдельных бытовок.
Таких столовых, как на ВАЗе, где можно вкусно пообедать за 10-15 минут, у Форда тоже не найдешь.
Вот то самое «утонченное зверство буржуазной эксплуатации»

«ФОРД» И «ЖИГУЛИ»: ТАКИЕ РАЗНЫЕ СТАРТЫ
Автомобиль. У колыбели его производства, на заре XX иска, стояли пресловутые системы организации труда Тейлора и Форда, сделавшие человека-творца придатком машины. Иные принципы - социальные и производственные, направленные на благо людей, - родили в СССР подлинно научную организацию труда на технологических конвейерах. Об этом беседа нашего корреспондента с секретарем комитета комсомола Волжского автозавода С. ДОЛГИХ, недавно побывавшим в составе молодежной туристической группы в США.

- Вы посетили в Америке ряд предприятий, выпускающих автомобили. Своими глазами видели производство, достигшее из-за огромной конкуренции высокой технической организованности. Скажите, Сергей, какой интерес для вазовцев представляет увиденное именно с этой стороны?
- В Детройте мы побывали на знаменитом заводе Форда - производство это довольно старое и грязноватое, с хаотически разбросанными корпусами, запущенными линиями сборки. Инструменты в руках рабочих выглядели вконец изношенными. Можно сказать: слышали, читали об этом предприятии одно, увидели другое.
Нет даже единой формы рабочей одежды, каждый одет как пришлось. Скученность на конвейере превышает все нормы. Как тут было не вспомнить наши, вазовские, просторные и светлые пролеты в цехах.
- Западные пропагандисты приложили немало усилий, чтобы убедить мир в преимуществах системы организации труда на заводах Форда. Никаких лишних рабочих движений, потерь времени, максимум удобств во время отдыха. Так ли это?
- Еще Ленин называл программу Тейлора «научной» системой выжимания пота. Цель производства - наивысшая прибыль, максимальное повышение интенсивности труда. Остальное, как мы убедились, мало волнует капиталиста.
Скажем, на заводе в Детройте мы не видели отдельных бытовок. Душевые где-то на куличках, а шкафчики с одеждой - прямо в цехе. Таких столовых, как на ВАЗе, где можно вкусно пообедать за 10-15 минут, у Форда тоже не найдешь. Стоят кое-где автоматы, рабочие за центы получают чашку кофе, бутерброд. Вот и все горячее питание.
- Человеку социалистического общества свойственно находить, обдумывать, обобщать полезные черты чужого для нас производства. Ленин, говоря о росте производительности труда, требовал перенять все прогрессивное в системе Тейлора.
- Как вы знаете, рационализация технологических процессов и приемов труда, автоматизация, надлежащие системы учета и контроля на производстве - все это знакомо вазовцам. Но вот что показалось интересным в Детройте. Высок уровень автоматизации, особенно на участке прокатного стана. На одной конвейерной линии - до восьми различных модификаций автомобиля, у нас - пока две. У машин довольно большая гамма расцветок, вариантов отделки. Несомненно, это стоит перенять.
- Несколько лет назад, также в качестве туриста, я знакомился с работой конвейера на автосборочном заводе «Рено» в Брюсселе. Сразу бросилось в глаза, что на линиях - одна молодежь. Пожилым, как объяснили, не выдержать производственного ритма.
- Молодые, конечно, задают тон в работе и на заводах США.
Так, на предприятиях «Америкэн моторс компани» скорость движения конвейера намного усилена по сравнению с нашей. Вот вам то самое «утонченное зверство буржуазной эксплуатации», о которой говорил Ленин.
Тут следует подчеркнуть, что на заводах Форда рабочий стоит только на одной операции. Узкая специализация резко снижает возможность творческого подхода к делу, создает чувство монотонности, утомляемости. Причем женщина на одной и той же операции получает вдвое меньше мужчины.
Приведу в качестве параллели такие данные: на ВАЗе были сразу выработаны и осуществляются научно обоснованные практические мероприятия, направленные на максимальное облегчение труда на конвейерных линиях. Они предусматривают периодическую смену операции, изменение последовательности выполнения отдельных элементов работы, совмещение смежных профессий, установление ритма, соответствующего колебаниям работоспособности в течение смены, внутрисменные перерывы на отдых. То есть созданы такие условия, когда труд не в тягость, а на радость.
- Повседневный рационализм на производстве, на мой взгляд, может выработать у молодого рабочего такой же схематический подход ко всем явлениям жизни вокруг, узкопрактическое их восприятие. Другими словами, не обедняет ли технический рационализм его эмоции?
- Схематизм, как вы говорите, - это скорее следствие автоматизма мышления, свойственного человеку - придатку машины, как на Западе. На ВАЗе же технический рационализм вовсе не исключает эмоциональную раскрепощенность. Посмотрели бы на наших комсомольцев, молодых рабочих, когда они со всей страстью защищают проекты своих обязательств. А сколько выдумки в работе творческих бригад, отрядов НТТМ, на конкурсах профессионального мастерства, различных смотрах, субботниках, в коллективах художественной самодеятельности!
Скажу так: на нашем заводе у молодежи воспитываются идейная убежденность и высокая нравственность, коммунистическое отношение к труду, вырабатывается активная жизненная позиция. Этому способствует и без этого немыслим подлинный научно-технический прогресс.
Записал К. Абдуллаев
© «Волжский комсомолец», 23.09.1978 г.

человечий зоопарк, Волжский комсомолец, 1978

Previous post Next post
Up