Даже и не верится, что наконец возвращаюсь к подшивке "Футбола" за
1962 год! Но это так :о)
Одна из основных тем этого года - так называемая "бразильская система" - расстановка игроков на поле по формуле 4+2+4. До чемпионата мира в Чили - к ней отношение было скорее скептическое, после - фанатичное продвижение в массы советского футбола. Но у нас крайности всегда были в почете, что уж...
Несмотря на десятки страниц, посвященных этой системе, лучшее, сжатое и самое понятное толкование дал "не наш" человек - француз Жак ФЕРРАН, главный редактор журнала «Франс футбол»:
4+2+4. Матчасть
Что представляет собой 4+2+4, если очистить ее от всяких случайных наслоений? Ничего особенно сложного в ней нет. Это четыре защитника, расположенных почти в линию. Это два крайних защитника, которые должны бороться с крайними нападающими противника. Они должны, естественно, обладать большой подвижностью и выносливостью для борьбы с резвыми краями. Между ними расположены два центральных защитника. Чаще всего это футболисты высокого роста и атлетического сложения. Один из них играет роль вожака и несколько оттесняет на второй план своего напарника, который, между прочим, страхует его. Это Беллини и Орландо (Бразилия, 1958 г.), Мауро и Зозимо (Бразилия, 1962 г.), Рауль Санчес и Контрерас (Чили). Бывает, однако, что оба центра защиты похожи друг на друга как две капли воды, и каждый из них играет ведущую роль. В качестве примера можно привести две великолепные «сторожевые башни» сборной Чехословакии в лице близнецов-великанов Поплухара и Плускала.
4+2+4 - это два полузащитника. Попросим именно так и называть их. Эти игроки и их функции - своеобразный ключ к пониманию данной схемы. Недаром бразильцы настаивают на решающей роли этого звена. Великолепными представителями такой специальности являются Диди и Зито (Бразилия, 1958 г.), Торо и Рохас (Чили, 1962 г.), Масопуст и Квашняк (Чехословакия), Шекуларац и Радакович (Югославия, 1962 г.).
Бразильцы проводят очень четкую грань между полузащитниками. Один из них - полузащитник «поддержки», или полузащитник-«снабженец». Он поставляет нападающим питание (отсюда и его бразильское название «армадор») и в случае надобности подключается в нападение в качестве пятого форварда. Другой полузащитник - это «связной». Он должен обеспечить передачу из заднего эшелона в средний и на передний край эстафетной палочки - мяча. Первый - обычно футболист яркого, эффектного стиля игры, очень решительный и смелый. Второго отличают огромная работоспособность и неутомимость.
4+2+4 - это, наконец, четверо нападающих. Число, соответствующее количеству защитников. Линия нападения состоит из двух краев и двух центрфорвардов. Нужно сказать, что система 4+2+4 возродила и воссоздала классического крайнего нападающего, способного обойти массированную оборону противника и путем быстрых перемещений занять огневую позицию в центре зоны ворот. Часто бывает, что один из крайних оттягивается назад для подмоги своим полузащитникам или даже защитникам. В этом случае 4+2+4 напоминает 4+3+3, как это было у бразильцев в 1962 г. Стоит ли еще раз напоминать, что 4+2+4 отдает предпочтение зоне перед персональной опекой. В этом своеобразии заключается одна из причин, в силу которых отдельные тренеры неохотно прибегают к этой схеме. Зона, как известно, требует максимально квалифицированных защитников, а таких не так легко подобрать!
© «Футбол», №38, 1962 год.
А родина слонов - СССР! Так появился диспетчер
В том же самом номере Сергей Сальников поделился мыслью, что бразильская система - и не бразильская, а наша, советская! Без какой-либо иронии (в конце концов то же "каттеначчио" куйбышевские "Крылья" применяли на десятилетия до появления этого слова в Италии) привожу его слова:
В середине сороковых годов наши тренеры решили прибегнуть к новому способу усиления атак в рамках системы «дубль-ве». Речь идет о так называемом сдвоенном центрфорварде, когда роль подыгрывающего и, следовательно, несколько оттянутого игрока брал на себя один из инсайдов, а второй придавался центру нападения в качестве дополнительной ударной силы и освобождался от черновой работы. Так играли в ЦДКА Г. Федотов и В. Бобров. Миссия «диспетчера» возлагалась на инсайда В. Николаева. То же самое мы видели и в московском «Динамо», где устремленные вперед С. Соловьев и В. Карцев поддерживались оттянутым А. Малявкиным. Но, к сожалению, этот ценный тактический поиск по ряду причин не стал достоянием других команд.
В то время московское «Динамо» было ближе других наших команд к созданию общепризнанной теперь системы 4+2+4. Этому способствовал и подбор игроков. Л. Соловьев и М. Семичастный выступали в защите рядом и как нельзя лучше соответствовали представлению о теперешнем «тандеме». Уход этих замечательных мастеров с футбольной арены и сравнительно редкие международные контакты явились одной из причин, не позволивших укрепиться и развиться рождавшейся у нас еще в 1947 году прогрессивной системе.
/.../
Превосходство футболистов «Динамо» и ЦДКА над остальными было столь очевидным, имея в виду легкость достигаемых побед, что выискивать что-то радикально новое в функциях оттянутого инсайда не представлялось необходимым. Возможно, тогда это было и логично, и иная трактовка обязанностей «подыгрывающего» с большим акцентом на оборону могла показаться малообъяснимой и преждевременной. Короче говоря, наш футбол 40-х годов, хотя и ощупью, но делал попытки шагнуть вперед. Но по разным причинам этот тактический прогресс приостановился вплоть до шведского чемпионата.
/.../
Один из форвардов с упорным постоянством действовал в середине поля, будучи организатором атак. Но он почти не уходил вперед. Такое кажущееся на первый взгляд странным поведение инсайда не было делом случая, а вызывалось новой тактикой, при которой сдвинувшаяся ближе к своим воротам оборона как бы оторвалась от находившихся далеко впереди форвардов. Своему утверждению в правах гражданства, своему статуту диспетчер обязан появлению на свет тактической схемы 4+2+4.
...
К сожалению, у нас к футболистам организаторского плана всегда относились с некоторым пренебрежением. Нужны были голы, и только они. Мало кто хотел понять, что голы нужно уметь подготовить. Игра в глубине поля не бросалась в глаза, считалась второстепенной, в ней не усматривали большого искусства. Футболистов, тяготевших к подобному творчеству, считали почти неполноценными игроками и всячески и везде сбивали их с такой манеры.