Послематчевые пенальти

Jul 27, 2013 12:03




Можно согласиться с мнением президента ФИФА Зеппа Блаттера о том, что послематчевые пенальти - не самый справедливый способ определения победителя в игре. Но серия пенальти - точно более гуманный метод по отношению к игрокам и зрителям, по сравнению с дополнительным матчем. В 1/8 финала Кубка СССР 1950 года команды "Крылья Советов" и "Дом офицеров" (Ташкент) встречались ТРИЖДЫ: 15 октября (120 минут), 16 октября (120 минут) и 18 октября (90 минут). Кто такое выдержит в XXI веке?! ;-)

А вот слова того же Блаттера: "серии одиннадцатиметровых ударов убивают дух футбола как командной игры, исход матча не должен определяться в противостоянии игрока и вратаря" - либо бред, либо трудности перевода. Исход ЛЮБОЙ игры определяется противостоянием игроков и вратарей! Иногда еще и судьи вмешиваются. Серии одиннадцатиметровых и появились-то как разумная альтернатива еще одному способу выявления победителя - монетке. Как это было в 1968 году:

Перед глазами встает небольшая комната. В ней судья матча Скоррути, капитан итальянцев - Факетти, наш капитан - Альберт Шестернев и успевший прорваться среди немногих других наш старший тренер - Михаил Якушин. Все сдержанно напряжены, с бледными лицами. Происходит не частая процедура: на монетке разыграть право участвовать в финале чемпионата.
Судья приготовил монету. Она у него в ладони. Теперь нужно назвать, чей орел и чья решка. Якушин видит, что на одной стороне монеты изображен бюст царственной особы - по наитию, как потом говорил, - исступленно шепчет Шестерневу: «Фигура! Фигура!.. Фигура, тебе говорю!..»
Но пока Альберт взвешивал, что заявить, Факетти быстро сказал: фигура!..
Многотысячные трибуны ждали, затаив дыхание. Но когда жребий, упав фигурой в пользу итальянцев, был объявлен по радио, на стадионе раздался страшной силы рев радости.

© А.П. Старостин. «Повесть о футболе».

Конечно, если назначать серии пенальти по любому поводу, как у нас это делали в 1973 году ( часть 1, часть 2, часть 3, часть 4) - это уже борщ, но альтернативы этой методе выявления победителя я не вижу.
Где-то попадалась история, что для выявления победителя в финале все игроки после игры бегали стометровку, и победителем провозглашалась команда, пробежавшая быстрее - чем не шоу? :о))

Собственно, вспомнить о серии одиннадцатиметровых ударов меня заставило упоминание о такой серии датируемое аж 1962 годом (т.е. за 6 лет до Кубка Европы, где еще применялась монетка)! Сколько сарказма! А главное - совсем иной регламент проведения серии:

В ФУТБОЛЬНЫХ матчах-спектаклях (так на Западе принято говорить о встречах, преследующих не спортивные, а коммерческие цели) для выявления победителя в случае ничейного результата стали прибегать к розыгрышу серии пенальти. Кто забьет больше мячей, тот и признается победителем.
Существует даже кодекс неписаных правил для проведения подобных розыгрышей.
...
В финал попали оба испанских клуба («Барселона» (Каталония) и «Сарагоса» (Арагона) - yahobab). 120 минут игры не выявили победителя - 1:1. И вот вступило в силу правило о розыгрыше пенальти. По свистку арбитра португальца Кампоса команды покидают поле. Новая трель судейского свистка, и на поле выстраиваются по 5 лучших бомбардиров и вратари. Команды свободны в выборе пяти футболистов, причем вовсе не обязательно, чтобы все они были полевыми игроками, Каждый футболист выполняет только один удар по воротам. Если вратарь парировал удар или мяч попал в штангу и отскочил, добивать его нельзя. Это считается промахом. Если первая серия из пяти ударов не даст результата, то обстрел ворот продолжается, пока какая-нибудь из команд не добьется перевеса. Команды обязаны меняться сторонами. Между сериями ударов назначается пятиминутный перерыв. Длительность каждого сеанса минимум 10 и максимум 15 минут...
Арбитр традиционным жестом подбрасывает монетку в воздух. Право начинать серию ударов получает «Сарагоса». Удар... гол! Еще удар, гол! На огневую позицию выходит Лапетра. Удар... штанга! Четвертым «стреляет» по вратарю Сантамария. Мимо! Пятым номером выступает вратарь Хорза. Он заставляет своего коллегу из «Барселоны» вынуть мяч из сетки. 3:0.
Бьют каталонцы. Первые два мяча точно ложатся в цель. Но Хорза (теперь он выступает в роли вратаря) отлично парирует третий и четвертый удары. Матчбол. Бьет центрфорвард Грасия. Мяч в сетке. Ничья.
Предстоит новая серия пенальти, и тут победа достается «Барселоне», которая сумела забить 8 из 10 мячей.
Французский журналист Р. Бернь, присутствовавший на этом «спектакле», иронически замечает: «Зачем держать в составе команды 11 футболистов, когда для эпилога с пенальти достаточно и пятерых - шестерых».

© «Футбол», №37, 1962 год.

правила, 1968, футбол, 1973, 1962

Previous post Next post
Up