На Южно-Украинской АЭС остановился энергоблок. В Кабмине Украины говорят о том, что одна из ключевых причин - арест счетов госпредприятия «Энергоатом», который, к слову, допустил Президент Петр Порошенко
20 мая в Николаевской области на Южно-Украинской АЭС (ЮУ АЭС) остановился энергоблок. На официальном сайте АЭС в обновляемой таблице показателей работы указано, что выработка электроэнергии на втором энергоблоке равна нулю. В то же время, третий энергоблок вырабатывает 1 МВт, первый - 788 МВт.
Глава Минэнерго Украины Игорь Насалик в ходе часа вопросов к Правительству подтвердил информацию и выразил обеспокоенность ситуацией с частыми остановками энергоблоков. По его словам, одна из ключевых проблем - блокировка счетов «Энергоатома» в течение более чем полугода, пишут украинские СМИ.
Позже пресс-служба ЮУ АЭС объяснила происшествие «проведением плановых испытаний на втором энергоблоке». В 10 часов утра энергоблок отключили от энергосистемы Украины.
«Нарушений условий и пределов безопасной эксплуатации не было. Оборудование первого энергоблока работает в заданном режиме. На третьем энергоблоке продолжается капитальный планово-предупредительный ремонт. Радиационная обстановка на ЮУАЭС соответствует нормам безопасности. Радиационный фон на промышленной площадке Южно-Украинской АЭС находится на уровне природный фоновых значений, замеренных до пуска атомной станции. Выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду не превышают установленных допустимых значений», - говорится в
сообщении.
До этого все три энергоблока на Южно-Украинской АЭС останавливались 23 марта 2016 года на ремонт, через сутки АЭС возобновила работу. На первом энергоблоке выявили неисправность регулирования турбины, на втором - неисправность в системе охлаждения генератора. Ремонт третьего энергоблока начался 6 марта и должен завершиться 12 июня.
Ранее Президент Украины заявлял об усилении мер безопасности на украинских АЭС. Порошенко напугала мнимая «российская агрессия», которая создала «
угрозу повторения ядерной катастрофы». Однако ключик к ларцу спрятан в суровых реалиях внутренней политики и экономики Украины.
26 апреля, в то время как Порошенко рассказывал общественности и журналистам «страшилки», работники «Энергоатома» и представители трудовых коллективов всех АЭС собрались на протестную акцию у здания Минюста Украины. Суть протеста заключалась в том, что благодаря ветированию Президентом Порошенко закона о моратории на выплату долгов «Энергоатома» (принятым еще Виктором Януковичем), счета компании оказались арестованными. О последствиях в письменном виде атомщики проинформировали министра юстиции Украины:
«Обращаем Ваше личное внимание, как министра, что в результате ареста счетов в том числе валютных, Энергоатом прекратил все платежи за ядерное топливо, ядерные материалы и вывоз отработанного ядерного топлива. Последствиями срыва указанных платежей может стать задержка в поставках ядерного топлива на АЭС Украины, а, следовательно, остановка энергоблоков АЭС», - говорится в тексте коллективного
обращения.
В том случае, если власти не станут защищать интересы государственной компании, сотрудники атомной отрасли пообещали организовать полномасштабную протестную акцию.
Впрочем, сама история с «Энергоатомом» не нова. В 1996 году украинский оператор АЭС заключил договор с американской компанией AC Energy Holding о поставках ядерного топлива. Услуги полностью оплачены не были, и тогда AC Energy Holding передал право требования долга компании «Укрэлектроват». В начале 2000-х годов «Энергоатом» перевел «Укрэлектровату» часть долга, а в 2012 году компания добилась в суде выплат на сумму еще 123,7 млн гривен вместо 2,6 млн грн. Выполнить решение суда не представлялось возможным благодаря закону о запрете на взыскивание долгов с «Энергоатома». В январе 2016 года Верховная Рада продлила мораторий, но в начале марта на него наложил вето Порошенко.
Примечательно, что после ветирования моратория, который, по сути, спасал «Энергоатом» - стратегическое государственное предприятие - от банкротства, Порошенко направился в Вашингтон на саммит по вопросам ядерной безопасности.
Бывший глава Правительства Украины Николай Азаров тогда задался вопросом: «А что Порошенко сможет рассказать хорошего на Саммите?». Экс-премьер
пророчески предположил, что главе государства кроме остановки всех энергоблоков на Южно-Украинской АЭС и ненормальной работе других атомных электростанций не о чем говорить.
И действительно. Порошенко умолчал о том, что его стараниями «Энергоатом» и вся энергосистема страны находится под серьезным ударом, но решил использовать площадку в политических целях. Петр Алексеевич счел необходимым напугать участников Саммита заявлением о том, что, якобы, Россия разместит в Крыму
ядерное оружие. В этом контексте неясно, кто представляет Украине большую угрозу: Кремль или, все же, сам Порошенко?