Российская операция в Сирии и международное право

Oct 26, 2015 15:58



30 сентября президент России В.В.Путин объявил о начале российской военной операции в Сирии. Одним из важнейших тезисов выступления президента стало заявление о том, что участие России в антитеррористической операции в Сирии осуществляется строго в соответствии с международным правом. Рассмотрим правовые аспекты действий России подробнее.

Во-первых, следует сказать о законности действий российского руководства с точки зрения внутригосударственного права.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «Об обороне» (1996 года) применение Вооруженных Сил Российской Федерации может быть осуществлено для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Оно осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации.

Участие России в боевых операциях в Сирии обусловлено необходимостью борьбы с терроризмом. Здесь вступает в силу статья 4 Федерального закона «О противодействии терроризму» (2006 года), согласно которой Российская Федерация сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Статья 5 этого же закона предоставляет президенту России право принимать решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью. Данный закон увязывает борьбу с терроризмом за рубежами страны с её национальными интересами.

Сообщая о начале операции в Сирии, президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что в рядах «Исламского государства» (ИГ) находится значительное число выходцев из России и «если они достигнут успеха в Сирии, то неминуемо вернутся в свои страны, придут и в Россию». При этом если В.В.Путин сообщил, что число сражающихся в ИГ составляют «тысячи лиц» из «Европы, России и постсоветских стран», то глава Администрации Президента С.Б.Иванов заявил, что это число «растёт не по дням, а по часам». Отсюда необходимость действий на опережение. «Многие, возможно, уже забыли, - заметил С.Б.Иванов, - но в начале 90-х годов мы практически делали то же самое в Таджикистане».

Согласно Конституции России, президент РФ может использовать Вооруженные Силы Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации только с согласия Совета Федерации. Такое согласие было получено 30 сентября, и решение было принято единогласно. Отметим также заявление председателя Совета Федерации о том, что были соблюдены не только федеральные нормы, но и внутренние акты СФ ФС РФ, в частности вопрос предварительно обсуждался на заседании трех комитетов верхней палаты - комитета СФ по международным делам, комитета СФ по обороне и безопасности и комитета СФ по конституционному законодательству. Заседание проводилось в закрытом режиме, но это прямо предусматривается Регламентом Совета Федерации.

И в запросе президента РФ, и в постановлении Совета Федерации имеется указание на то, что использование контингента Вооружённых Сил РФ в Сирии будет осуществляться на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Данная фраза означает, что не только само решение о применении ВС РФ, но и действия российского контингента будут связаны положениями таких важнейших международно-правовых документов, как женевские конвенции о защите жертв войны и другие акты международного гуманитарного права.

Это что касается внутригосударственной составляющей правовой обоснованности применения ВС РФ в Сирии.

Во-вторых, действия России находятся в полном соответствии с основными принципами современного международного права, и прежде всего принципом суверенитета государств. Российская военная помощь пришла в Сирию на основании просьбы законного правительства Сирийской Арабской Республики.

Начало российской военной операции в Сирии совпало со специальным заседанием Совета Безопасности ООН по борьбе с международным терроризмом. Это заседание готовилось с августа, когда Россия распространила свою концептуальную записку по проблемам борьбы с терроризмом. В то же время вступление РФ в борьбу с международным терроризмом в Сирии следует оценивать в контексте состоявшего заседания Совбеза, так как именно на этом заседании Россия предложила проект резолюции СБ ООН о создании международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» в Сирии. Проект представил министр иностранных дел России С.В.Лавров.

Российский проект резолюции СБ ООН содержит три основных идеи. Во-первых, предлагается объединить усилия тех, кто способен внести реальный вклад в борьбу с террористами (Ирак, Сирия, курдские ополчения, вооруженные отряды патриотической сирийской оппозиции и т.д.). Особо подчёркивается, что координация этих усилий должна осуществляться Советом Безопасности ООН. Интересно обратить внимание на то, что российский проект предлагает создание органа, который существует на бумаге с 1945 года, но так до сих пор и не создан. Речь идёт о Военно-штабном комитете ООН. Во-вторых, российский проект предусматривает активизацию межсирийского диалога на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. И наконец третья главная идея российского проекта - обеспечение инклюзивного и сбалансированного внешнего сопровождения политического процесса с участием России, Китая, США, Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Египта, ОАЭ, Иордании, Катара и ЕС.

Оппоненты России могут указывать на то, что военная операция началась не после одобрения её Советом Безопасности ООН, а одновременно с внесением в СБ ООН проекта резолюции, поддерживающей эту операцию. Здесь важно иметь в виду два аспекта. Во-первых, законность российской операции основывается не на резолюции СБ ООН (которая может быть принята или нет), а на просьбе законного правительства Сирии. Во-вторых, Россия пытается направить в законное русло и действия западных стран в Сирии. Сегодня уже ряд государств (США, Австралия, Франция) использует свою боевую авиацию для нанесения ударов по позициям ИГ. Президент России чётко указал, что борьба с международным терроризмом должна вестись исключительно в строгом соответствии с международным правом. То есть в рамках резолюций Совета Безопасности ООН или по просьбе страны, нуждающейся в военной помощи. Ни того, ни другого у западных стран в Сирии нет. Тем не менее Россия заявила, что считает возможным и целесообразным объединить усилия всех заинтересованных государств в борьбе с международным терроризмом и строить совместную работу, опираясь на Устав ООН.

Российская военная помощь Сирии, полностью соответствуя внутригосударственному и международному праву, вместе с тем предстаёт чрезвычайно важным, новым явлением международной политики, а именно - радикальной попыткой остановить процесс разрушения ООН и сохранить прогрессивное международное право.
Previous post Next post
Up