О чем же песня и клип на эту прекрасную композицию? Прекрасно знаю, что официальная трактовка такова - в «Адье» рокеры прощаются с одним из этапов своего творчества, с самими собой из времени альбома «Муттер», оставляя «Рамштайн» прошлых лет в далекой своей истории и переходя в новую творческую эпоху. Тому подтверждением многочисленные намеки в клипе - номер авто, надпись на дверях хранилища, самоцитаты из клипов прошлых лет - горящее сердце, поджог клонов, тюрьма в виде логотипа коллектива, колоссальные статуи участников группы в подземном храме, поклонники-зомби, окружающие клетку с заточенными людьми и т. д. Есть отличные разборы в сети, не буду повторяться.
Но мне бы хотелось рассказать, какой смысл увидела в этом клипе я, как если бы я вообще совершенно не была знакома с бэкграундом рамштайнов, с чистого, так сказать, листа.
Итак, самая первая и сильная аллюзия, даже почти прямая цитата к культурному феномену последних 30 лет - это, конечно, ссылка на трилогию братосестер Вачовски «Матрица». А следовательно, главной идеей в этом мини-фильме я вижу мысль: все в мире иллюзорно, все не то, чем кажется, и мир, который ты знаешь, - обман и подделка.
Это подтверждают первые же кадры - вооруженные герои прибывают к зданию парижского театра («весь мир театр - а люди в нем актеры», как сказал Шекспир). Здание полно вооруженной охраны, то есть налетчики, по всей видимости, пришли сюда за чем-то очень ценным. Открывающая сцена на лестнице и с перестрелкой - это почти покадровое воспроизведение кроваво-брутальных сцен и из первой части трилогии, и из второй - «Перезагрузки», в доме Меровингина.
Но по ходу действия мы понимаем, что банда пришла вовсе не забрать что-то, а наоборот - уничтожить - своих клонов, которые хранятся в бункере с надписью «Mutter» (мать - в переводе с немецкого). Но интересный момент, что латинское «матрица» (matrix) происходит от индоевропейского корня mater («мать») и родственно еще и material - "материя" (почему это интересно, скажу ближе к завершению поста).
То есть бункер, где хранятся оригиналы героев - это и есть та извращенная псевдомать, порождающая цифровая механическая утроба, лоно, исторгающее из себя очередные и очередные партии клонов, которые проживают в иллюзорном мире свои псевдожизни.
Налетчики якобы успешно взламывают код двери, встречаются со своими «прародителями» и сжигают их, чтобы покончить с бесконечным лживым спектаклем (театр, заранее расписанный сценарий) и прожить настоящую жизнь, даже выбрав смерть и в этом проявить свою собственную волю. Уходя по коридору театра, они доходят до отверстия в полу, ведущего в подземелье, тюрьму, а судя по антуражу и творящемуся ужасу - это скорее смесь ада и языческого сатанистского храма - и падают туда.
Кстати, обратите внимание, насколько имидж героев близок образу бесстрашной команды «Навуходоносора» - те же грубые ботинки, черные длинные кожаные плащи и пальто, уже не говоря о вооружении.
Внизу еще один «комплект» двойников героев томится в клетках, на цепях, они страшные, грязные, почти полуживотные, их окружают тысячи зомби, которые не дают им освободиться и даже пытаются их убить, окружая плотной толпой. После сожжения оригиналов клонов, подключенных к капсулам со шлангами, у героев из преисподней получается выбраться из клетки, разорвать цепи и обрушить своих собственных колоссов на стада безмозглых зомби и освободиться самим, пусть даже ценой смерти.
То есть основная сюжетная канва самой трилогии «Матрица» вроде как бы повторена. Нам показан некий постапокалиптический мир, где герои лежат как овощи в емкостях, в то время как их души томятся в цифровой преисподней (подземный храм). Кстати, еще одна цитата из произведения Вачовски: город людей Зион очень даже не это место похож, правда, он показан как уютное место, надежное убежище, где можно обрести покой и тепло.
Борцы с системой успешно разрушают узилище, уничтожают оригинальные тела, чтобы прекратить навсегда существование виртуального ада, в котором они томятся, вероятно, уже очень долгое время. Души борцов вместе с толпами зомбей (это видимо, символ остального спящего человечества, которое еще не пробудили такие революционеры, как Морфеус, Тринити и Нео) улетают в небо, все довольны и счастливы. Матрица разрушена, все свободны.
Но вот в послесловии нам предстает совсем другая и гораздо более печальная картина: герои в реальности даже не добрались до «Муттер», убитые еще - кто на лестнице, кто в переходе, а кто у самой двери, так и не сумев взломать код и тем более проникнуть внутрь и сжечь клонов.
Все остается по-прежнему. Группа борцов-нео проиграла, матрица продолжит изрыгать из своего цифрового чрева очередные порции клонов, а ничего не понимающие оригиналы в гробах-биокапсулах, с трубками в горле, будут переживать очередную якобы победу, чтобы после перезагрузки (гаснущий в конце клипа красный луч - это символ именно перезагрузки, а не разрушения системы) все началось сначала.
В этой связи мне лично приходит на ум уже очень давно и упорно ходящая в русскоязычной сети фанатская версия, правда столь же упорно и настойчиво опровергаемая самими сестробратьями Вачовски - все в «Матрице», включая Зион, борьбу с машинами в якобы реальности, победа над ними, над Архитектором и новая сияющая жизнь борцов с ИИ - лишь часть симуляции, в которой каждый шаг, даже самый вроде бы внезапный, самый крутой сюжетный поворот с неожиданным финалом - давным давно прописаны в сценарии машинами, а никто из героев на самом деле из своих тазиков с питательным киселем никогда в жизни не вылезал, проживая героическую боротьбу за нашу и вашу свободу в очередной серии компьютерной симуляции. Вышедшая в прошлом году четвертая, совершенно убогая, серия, меня лично в этом окончательно убедила и утвердила в мысли: ни один герой «Матрицы» НИКОГДА на самом деле не покидал виртуальную действительность, никто из них никогда так и не побывал в настоящем, реальном, физическом мире.
Поэтому и герои клипа «Рамштайн» повторяют судьбу своих товарищей по несчастью из «Матрицы» - что бы они не делали, какими бы автоматами-пулеметами не обвешивались в своих снах, их тела так и останутся в неприступной «матери», нетронутые, обреченные на века и тысячелетия виртуального заточения. Впрочем, утешением для героев каждый раз будет иллюзия победы, пусть и горькой, пусть и ценой убийства своих оригиналов и гибели их самих. Возвращаясь, к латинскому matrix, чей корень родственен еще и material - материи, физическому, ощутимому. До материи ребелы не добрались, так и не выйдя за пределы виртуальности в настоящий физический мир.
Ну а еще, конечно, и это уже проистекает не из клипа, а из самого текста (как всегда, красивейшего у Рамштайнов) - песня о одном из самых главных и пугающих событий в жизни каждого человека - его смерти. О принятии этой мысли, осмыслении ее, об экзестенциальном ужасе, который в любом человеке, тем более материалисте, вызывает неизбежность ухода туда, откуда нет возврата и о постепенном взрослении и приобретении мудрости через преодоление страха смерти.