В какую сторону развиваться?
В этом вопросе нет ничего странного. На протяжении всей жизни важно к нему возвращаться. Вот если задаться целью стать миллионером, то тогда это очень странный вопрос.
У развития есть своё направление, как оно есть и у разрушения. Кто задаёт нам наше направление? Прежде всего это наши родители. Если они живут для себя, то для кого будет жить ребёнок? Неужто для них? Этот ребёнок и оставит их с самими собой, как это и было заложено в их жизненной философии.
Когда старшие считают, что на людях деньги можно экономить, то кем окружает себя выросший ребёнок? Людьми, на которых он экономит, но которым он не может доверять. Он одинок и не общается ни с кем, т.к. он научился не платить хорошим людям и они с ним не общаются. В жизни ему будет непросто заработать даже то, что ему причитается - ведь на нём будет воплощена та же самая философия.
Если родители живут ради наслаждения имуществом, думая лишь о том, как от других получить ещё больше, то какую философию их дети возьмут на вооружение? Везде урвать и в т.ч. в вопросах наследства, какое останется от родителей.
Если родители живут ради денег, ставя их в центр, то чему научится ребёнок? Тому, как нужно ценить деньги прежде живых людей и так от него уйдут сначала люди, а потом и деньги, т.к. дух - первичен, а материя - вторична. Этот же принцип исправно работает во все времена со всеми другими нашими целями.
Традиция - это не хранение пепла, а передача живой искры. Когда дети не знают своих предков, их рода занятий, почти ничего об их жизни, то с кем они будут себя отождествлять? С теми, кто вокруг них, а это могут быть очень противоречивые и случайные люди с неизвестным прошлым. В семьях с культурными традициями, коих сейчас почти не осталось, дети с радостью выбирают то, чем занимались их отцы и матери; в семьях без таких традиций человек должен пробиваться сам и пробивается он туда, где всё ему новое. Насколько же труднее ему добиться успеха!
Современный человек не знает своих предков, а иногда и родителей, т.к. им всегда некогда поделиться с ребёнком частью себя. «Кто я?» спрашивает он и хорошо, если ему посчастливится встретить человека, кто ответит ему, но может быть и плохо ему, если он просто включит телевизор и попытается забыть свой неотвеченный вопрос. Люди смотрят фильмы, ещё читают книги, ещё заглядывают в прошлое с надеждой, что кто-то объяснит им принципы, на которых в обществе была основана повседневная жизнь; царило спокойствие и удовлетворённость. Они ищут традицию, закон, заповедь, поняв которую, они поймут и что такое счастье.
Традиция указывает направление развития, не поощряя что-то, а запрещая. Так человек учится красиво готовить блюда, не раня себя ножом при приготовлении, не обжигаясь и теряя интерес к самому процессу варки. Нельзя уничтожать традицию. Традиция - это нравственный уровень общества и если её нет - то о человеческом обществе говорить уже нельзя. Тогда это общество животных.
В войнах побеждает не та сторона, которая более уверена в своей правоте, и не та, которая использует более высокие технологии, а та, которая более нравственна. Это вечный принцип, который невозможно отменить. Его можно лишь забыть...и выставить вперёд какой-нибудь второстепенный. Например - те же самые технологии...
Есть много способов и средств развития - это творчество, преодоление недостатков и слабостей характера, физическое совершенствование и все они служат раскрытию способностей и возможностей, укрепляя дух и тело одновременно. Практически все известные современности великие культуры прошлого придерживались этого мнения. Когда их мнение менялось, то и их цивилизации приходил конец.
Если какая-то страна хочет добиться успеха в архитектуре, спорте, философии, военном деле, медицине, музыке, живописи и вообще, в чём бы то ни было, она должна создать подрастающему поколению условия для развития всех этих способностей.
Человеку, который хочет развиваться, важно идти сразу по всем этим путям, т.к все они служат становлению личности.
Родители должны во-первых любить своего ребёнка. Мне не хочется описывать здесь будущих мам, которые при подозрении у себя беременности думают: «Ну вот, опять у меня что-то завелось...» Такое встречается нередко. По статистике, каждый второй ребёнок в Германии рождается в следствии ошибки родителей при предохранении.
Творческое развитие в сочетании с формированием характера - это самое важное, что родители могут дать любимому ребёнку. Кто-то, может быть, захочет здесь возразить, ссылаясь на право самоопределения ребёнка и недопустимости навязывания ему каких-либо установок извне. Но, постойте! Не мы ли, как родители, просто-напросто обязаны запрограммировать своего ребёнка? Пусть кому-то не нравится это слово, но он не должен забывать, что определённая жизненная философия будет всегда присутствовать в жизни человека. Если родители отталкивают все размышления на эти темы, то это - тоже часть их философии. Здесь не бывает вакуума.
Если говорить о самоопределении, то ребёнку нужно дать эту возможность выбирать. Выбирать между идеалами улицы и между семейными ценностями.
И кто-то, если сами родители не считают нужным дать ребёнку импульс развития, сделает это за них, дав им своё направление. Для этого в мировой культуре существуют учителя - люди, заслуживающие уважения за их уровень культуры и стремление к развитию. Обязанности учителей на сегодняшний день взяли на себя СМИ, отчасти вытеснив учителей. Но об этом позже.
Заметьте, я ничего не говорю здесь об интеллекте, который сегодня считается таким важным. Интеллектуалов можно видеть и сейчас немало, но что толку в заниях хама и гордеца? Он не способен сделать даже свою жизнь счастливой, что же можно сказать о жизни близких ему людей? Он вредит себе и окружающему миру. И использует при этом свою губительную интеллектуальность. Как чувствуют себя люди в обществе такого человека, который отовсюду что-то знает и рубит своими познаниями направо и налево?
Где человеку нужен IQ-коэффициент? Чтобы выиграть в каком-нибудь шоу главный приз?
Человек, знающий, когда был открыт первый курорт на берегу Балтийского моря или знающий, сколько произведений написал Лев Толстой или Джэк Лондон, ещё далёк от того, чтобы считаться культурным.
Качества характера делают человека культурным. «Отсутствие культуры - признак величайшей глупости,» - пишет Бердяев. Для кого он это написал? Для тех, кто придёт после него, для нас.
Почему мировая система образования сводится к приобретению полуживотных способностей, сводящихся к рассчётливости в разных плоскостях, называемых отраслямии и науками?
Сейчас цивилизация научила людей определять коэффициент интеллекта и начала утверждать, что достигла небывалого прогресса. В то же самое время количество людей, не понимающих смысла своего существования, достигает доселе невиданных чисел. Так насколько же важен коэффициент интеллекта ребёнка, если он не даёт знания о смысле жизни?
Образовательные учреждения полны людей, считающих себя экспертами во всём - общество породило огромное число людей, сведущих сразу же во многих ремёслах, отраслях, науках. Один пример.
- Знаете ли вы, о чём говорится в трактатах Йоги Патанджали Муни? - спросил я сразу же нескольких коллег по работе, людей сведущих во многом и по современным меркам образованных.
- А! Конечно, йога была частью моего образования. Он пишет там о важности дыхания, гимнастики и т.п. - был ответ.
- Как вы совмещаете эти познания в йоге с НЛП и с тем, что сейчас вы курите?
- Одно другому не мешает. Этого-то от нас не требовалось. Да, я стал преподавателем йоги в дополнение к терапевтическому образованию. Курить - это моё право и мне никто не может запретить делать то, что я хочу. И Патанджали или кто бы там он ни был, ни при чём.
- Никто и не хочет запрещать тебе что-то. Что ты читал из Патанджали?
- Да много всего. Как-то там на «Y»?! Не помню уже, как называлось, но ведь важна суть. Ей я людей и обучаю. Внутренний покой, дыхание и всё такое. Много всякой там философии.
Так что же знает этот человек? Аристотель говорил, что философия - это наука наук, делающая из человека настоящего человека. Он не говорил пренебрежительно: «Много всякой там философии.»
Потому что он понимал смысл жизни, не проявлял признаков уныния и депрессии, не жаловался на жизнь... Короче говоря, его философия сделала из него человека, известного и нам.
Эти люди интеллектуалы? Да, безусловно. Ведь они читали что-то в самом деле и получили к примеру дипломы НЛП-психологов, тренеров или инструкторов йоги, сохраняя при этом привычку курить. Кто-то с подобным уровнем культуры получает титул доктора или становится учёным...
Современный интеллектуал, как видно на этом примере, ставит себя на один уровень со всеми, уверенный в своих познаниях во всех областях знаний. С такими людьми практически невозможно обсуждать что-либо, т.к. в сочетании с такой колоссальной осведомлённостью они не уважают ни знания, ни людей. Для чего им их образование? Для унижения тех, кого они учат и для гордости тем, чего они на самом деле не доучили?
Знания для них - не больше, чем средство заработать на жизнь, разменная монета для осуществления желаний, не имеющих с развитием ничего общего. Знания таких людей можно по-ведически сравнить с молоком, которого коснулась ядовитая змея. От них и их знаний для всего общества только вред.
Не такого ли сорта люди так проталкивают в людские массы собачьи идеи о пользе генной инженерии?
Некультурному человеку лучше не иметь образования, чтобы он не вводил в заблуждение подрастающие поколения. Так никто не спутает знание с простой проинформированностью и не свернёт с пути развития на путь интеллектуального хамства и разрушения. Некультурные люди направляют всё общество в русло оскотинивания, где лишь редкие единицы будут понимать что-то помимо вопросов еды, сна, защиты и размножения. Мнение полноценно развитого человека в далёком будущем не будет востребовано. Этих людей будут изолировать, чтобы они не могли повлиять на остальных... Кто услышит глас вопиющего в пустыне?
Поэтому, если ребёнку дать культуру, традицию, духовность, то у него будут все шансы развить коэффициент своего интеллекта до уровня выше среднего. Такие люди уже стали большой редкостью и, к сожалению, они не находятся в числе управляющих развитием этой цивилизации. Что однако для меня и сейчас бесспорно, это тот факт, что на них в этом обществе и держится стабильность. Благодарный ребёнок - это радость родителей, потом его учителей, затем близких, а во взрослой жизни - всех, кто встречался с такой личностью. Такой ребёнок сможет передать традицию дальше, если нужно, то он сможет и защитить общество от соблазнов цивилизации, главный из которых - чувство ложной свободы без понимания смысла этой свободы.
«Воспитание ребёнка - это воспитание к Нет. Только оно сделает рост и развитие возможным. Стать взрослым означает принять Нет.»
Почему здесь описано воспитание, как воспитание к Нет?
Потому что революционная свобода самоубийственна при отсутствии духовной традиции. Я не связываю это с какой-то нацией или с границами какой-то страны. И то, и другое понятие становятся всё более расплывчатыми. Кто пожил какое-то время вдалеке от места своего рождения и взросления, тот наверняка поймёт это сразу.
Ребёнок сможет принять это «Нет» только от родителей, с которыми он установил человеческие отношения. Вы не пробовали ещё оставить ребёнка на какое-то время наедине со сладостями, сказав ему, что он должен подождать и не есть до Вашего прихода? Попробуйте, у Вас обязательно, независимо от иcхода эксперимента, будут интересные выводы.
Если ребёнок любит сладости больше, чем родителей, то он не сможет дождаться их и съест или как минимум попробует. Мои попробовали и поделились потом со мной. Было интересно слушать их объяснения.
Эта цитата о воспитании к Нет - о любовных отношениях.
Ребёнок должен научиться хотя бы просто благодарить Бога за то, что Он ему дал. А Он дал всё. И как, если ребёнок не благодарит Всевышнего за большой подарок - жизнь, он научится благодарить других людей за малые? Как, если его не научить уважению к духовной традиции предков, он научится уважать простых людей вокруг себя?
В моём восприятии всё это важные составляющие воспитания, без присутствия которых можно сказать, что воспитание не состоялось.